..КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ..

.....ИСТОРИЯ В ДАТАХ.....
.....Новости.....
"Актриса! И в войну я не изменила своей профессии"
"Актриса! И в войну я не изменила своей профессии"
"Начало войны обрушилось на меня, когда я уже была связана с профессиональным театром..."
"Потом грянула война..."
"Потом грянула война..."
" До войны театр был любим и взрослыми, и детьми. Самым популярным и любимым спектаклем был «Пионерская застава». Его сыграли 99 раз.
Потом грянула война...
Заканчивался юбилейный 10-й театральный сезон
Заканчивался юбилейный 10-й театральный сезон
В июне 1941 года заканчивался юбилейный десятый театральный сезон театра.
.....Мы в соцсетях.....

..........ФОТОАЛЬБОМ..........
......Наши партнеры......

   Teatri detyam.png      logotype.png  

Кутюрье.png   Культура малой Родины.png   

.....Новости региона.....

АКСЕЛЕРАТЫ

Как быстро вошло в наш активный словарь это новое слово, как часто, с какой сложной гаммой чувств (чаще всего родительских) оно произносится!

 

  А дело, наверное, в том, что новое понятие, попав, как говорится, в самую точку, обозначило нечто давно известное: постоянно возникающие психологические трудности в семье, когда дети становятся взрослыми. И хотя сейчас явно чувствуется стремление доказывать, что именно нынешние дети, «выпрастываясь» из родительской опеки, как из пеленок, ведут себя особенно независимо, даже дерзко, тем самым вызывая нередко тяжелые конфликты в семьях.
  Каждое новое поколение решает эту проблему вновь, уже на своем, как говорится, материале. И каждому новому поколению она кажется не просто трудной, болезненной, но и только ему присущей.
  Впрочем, на сей раз нам не предлагают настраивать себя на столь серьезный и глубокомысленный лад. Спектакль «Акселераты», поставленный в тульском ТЮЗе В. Шубниковым по пьесе С. Ласкина, обозначен как комедия, и в этом ключе, можно сказать, полноценно выдержан: улыбки, веселый смех и даже хохот сопровождают все представление, а в конце зрители награждают актеров (по крайней мере, так было на спектакле 26 ноября) криками «Браво!!!», чего, к слову сказать, не было в нашем ТЮЗе по крайней мере лет двадцать...
  Можно было бы сказать, что «все смешалось в доме» Анны Сергеевны. Строгая и умная учительница, работающая в образцово - показательной школе и привыкшая к ощущению даже собственной «образцово - показательности» (такой играет свою героиню заслуженная артистка РСФСР В.Силко), сначала встала в тупик перед непредвиденными, невероятными событиями в ее классе, и совсем уж пришла в ужас, можно сказать, «потеряла лицо», когда сюрприз преподнес и ее сын-студент. Все это осложнилось беспорядком в собственной душе - так она воспринимает свой роман с соседом, развивающийся как бы сам по себе, вопреки ее воле...
  Двое десятиклассников объявили о помолвке! И старомодное это словечко, и непривычное, открытое проявление чувств, выражающееся в том, что Валерка «демонстративно», при всех подает Оле пальто, стоит для нее в очереди за чаем и носит ее портфель - все вызывает шок. «Почему так открыто? Мы раньше таили свои чувства!» - возмущается Анна Сергеевна. И учительница, «преподающая лучшую в мире русскую литературу», отнюдь не видит чистоты, наивности, детскости этих отношений, так что ученик должен довольно саркастически у нее спросить: «А как еще я могу выразить свои чувства?» Артист В. Слышков (Валерка) ведет свою роль ярко, темпераментно, иногда даже чуть «пережимая» в ущерб естественности, органичности персонажа. Тем не менее, каждое его появление на сцене вызывает бурную реакцию зала: он  - молодая сила, бурный поток страстей, он готов всех обвинить в отсталости, ханжестве. Однако в этом потоке чувств, язвительных острот, колкостей, наивных, но крайне самоуверенных суждений немалая доля правды.
  Тем не менее, закованная в шоры условностей и представлений, Анна Сергеевна перестала понимать окружающих, боится жизни, хотя... Хотя не все потеряно для Анны Сергеевны: в ее «правильности», неприступности то и дело пробивают основательные бреши, искренние чувства. Конечно, если бы не влюбившийся в нее сосед Борис Борисович, Анне Сергеевне не выкарабкаться бы никогда из-за высокого забора «нельзя», «что люди подумают», «что в школе скажут»... Но Борис Борисович в исполнении П.Зырянова так искренен, мил, чудаковат, такой «не от мира сего», и в то же время так непоколебим в своем стремлении заставить жить любимую по-человечески (заметим, такие «чудаки» часто бывают поистине сильными и непреклонными личностями), что Анне Сергеевне ничего иного не остается...
  Правда, в первом действии Анна Сергеевна (В. Силко) как-то слишком прямолинейна, уж чересчур закована в свои установки, слишком строга, и потому эти «прорывы» к самой себе кажутся подчас неожиданными. Но во втором действии, когда ее восемнадцатилетний сын Игорь (артист Г. Щекочихин) приводит среди ночи в дом Веру (арт. Е.Небольсина) и объявляет, что это его жена и у них будет ребенок, и что он уже не студент, а грузчик... Тут наступает реакция. В. Силко играет такой взрыв чувств, с такой силой, что спектакль на глазах зрителя превратился бы в трагедию, если бы не комедийный антураж...
  В столкновениях страстей, характеров и мнений и высекается тот комедийный накал, который придает спектаклю неповторимое обаяние, а реакция зала заставляет артистов играть прямо-таки с упоением. Вновь и вновь убеждаешься, что основа успеха - прежде всего хорошая пьеса. Ремарка в начале пьесы: «В квартире все стандартно, кроме людей», - полностью подтверждается характерами героев, их образной, яркой речью и, что особенно драгоценно - щедрым юмором этого произведения.
  Изъять из этой «компании» нельзя никого. Особенно заметная роль в создании атмосферы этой семьи принадлежит бабушке - Варваре Владимировне, которую мягко, интеллигентно и обаятельно играет старейшая актриса театра, заслуженный работник культуры РСФСР 3.В.Леонтьева. Присутствие бабушки (и именно в этом исполнении) - лучшего друга Игоря и Бориса Борисовича, придает спектаклю колорит интеллигентности, атмосферу культурной семьи, где ценят юмор, стараются любить и понимать каждого. Именно стиль семьи и помогает в конце концов развязать затянувшиеся, казалось бы, накрепко узлы. Этот колорит создают бабушкины беспрерывные шуточки («Мне, пережившей революцию пятого года, сексуальная уже не страшна!» или: «Подумаешь, разница в 43 года! Кажется, я уже могу называть «на ты» памятник Тысячелетию России в Новгороде...»), ирония Игоря - он подчеркивается двумя эпизодическими ролями: появлением дедушки Валерки Гусарова, «Каменного гостя», который принимает манеру разговора героев за шифровку (арт. Ю. Ратников) и матери «помолвленной» Оли, Марьи Васильевны (арт. Л.Кирьякова) - эпизоды, сыгранные ярко и, как говорится, сочно. На этом фоне актрисе 3.Леонтьевой удалось особенно ярко выявить поистине бесценную черту своей героини: ее доброту и мудрость, нажитую годами, ее безошибочное умение видеть истинно ценное в ворохах всяческой житейской чепухи...
  И еще одну прекрасно сыгранную сцену хочется отметить: ночной приход Валерки Гусарова, которому «больше незачем жить» Оля «изменила ему»... В. Слышков (Валерка)  - весь взрыв отчаяния... Но какова Анна Сергеевна! Ее монолог, обращенный к Валерке: «А ну, распрямись! Выше голову! Нужно стать мужчиной... Держи себя независимо и достойно! Вот таким ты завтра должен возникнуть в классе...» прекрасен, в нем - не только «лекарство» для Валерки, но и победа Анны Сергеевны над собой... Спектакль этот прост и ясен режиссерски, репетировала его вне плана группа энтузиастов во главе с В. Шубниковым, рассчитывая показывать, главным образом, на выездах. И вот он с успехом идет на основной сцене... В чем секрет. Он, думается, в том, что ТЮЗ говорит в спектакле со своими старшими зрителями о близких им проблемах, затрагивает «болевые точки души». Он в узнаваемости юных героев. В их бескомпромиссности, их максимализме, их стремлении к самостоятельности. И, конечно, в той увлеченности, с которой играют актёры.

Л.Носкова (коммунар 10/12/1985)

 


 

 

 

 


Рейтинг: 0 Голосов: 0 852 просмотров
Оцените статью: 0Нравится0Не нравится

Возврат к списку


Тульский Театр Юного Зрителя, 2011
Тула, ул. Коминтерна, д.2
Тел: (84872)56-97-66
Яндекс.Метрика
Перепечатка любого материала запрещена.
без указания ссылки на сайт.
Права авторов защищены,
копирование преследуется законом.
^ Наверх