..КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ..

.....ИСТОРИЯ В ДАТАХ.....
.....Новости.....
"Актриса! И в войну я не изменила своей профессии"
"Актриса! И в войну я не изменила своей профессии"
"Начало войны обрушилось на меня, когда я уже была связана с профессиональным театром..."
"Потом грянула война..."
"Потом грянула война..."
" До войны театр был любим и взрослыми, и детьми. Самым популярным и любимым спектаклем был «Пионерская застава». Его сыграли 99 раз.
Потом грянула война...
Заканчивался юбилейный 10-й театральный сезон
Заканчивался юбилейный 10-й театральный сезон
В июне 1941 года заканчивался юбилейный десятый театральный сезон театра.
.....Мы в соцсетях.....

..........ФОТОАЛЬБОМ..........
......Наши партнеры......

   Teatri detyam.png      logotype.png  

Кутюрье.png   Культура малой Родины.png   

.....Новости региона.....

ДОБРЫЕ СКАЗКИ СТАРОГО ТЮЗа

В предновогоднем ТЮЗе, как всегда в эти дни, пахнет хвоей и... волшебством. Уже установлена в фойе большая елка, костюмеры приводят в порядок наряд Снегурочки и щипцами подкручивают бороду Деда Мороза. На сцене идут последние репетиции новогоднего спектакля - конечно, это будет сказка. О любви и доброте...

 

  В атмосфере любого театра всегда присутствует нечто иррациональное. Потому что само театральное искусство - это прежде всего игра в превращения: актера в персонаж, сцены - в замок, палубу корабля или ночной лес, зрителей - в наблюдателей или даже участников разворачивающегося действа. Когда приходишь в гости в детский театр, то ощущаешь это особенно остро. Здесь все дышит сказкой. Для тюзовцев волшебство - это обычная повседневная работа, состояние души. И если легенда о том, что когда-то созданные персонажи не умирают, а продолжают жить в театре, то ТЮЗ наверняка «населен» невидимыми тенями Золушек, Красных Шапочек, Котов в сапогах. И даже к такому серьезному процессу, как создание чуда на сцене, здесь относятся с профессиональной деловитостью. Пиротехника, свет, блестящая ткань, еще несколько маленьких секретов и немного фантазии - и чудо готово. Так все-таки какой он, тульский ТЮЗ?
 

Завлит Алена Карцева:
  - Он очень добрый. Я здесь проработала четыре года, и когда меня спрашивают: «Какой у вас театр?», обычно отвечаю: «Одна большая семья». Конечно, как в любой семье, здесь бывают проблемы, конфликты и ссоры, но они не разрушают общей атмосферы уюта, не рвут человеческие связи. Возможно, это происходит оттого, что в детском театре могут работать только по-настоящему добрые люди.
 

  Балетмейстер, художественный руководитель театра моды «Контур» Валерий Сухов:
  - Здесь царит атмосфера доверия. Режиссер мне как хореографу ставит задачу и дает полную творческую свободу - а это большая редкость и радость. Актеры, особенно молодежная часть труппы, работает с абсолютной самоотдачей. Сейчас театральное искусство вообще тяготеет к синтезу, возрастает роль хореографии, а в детском театре - особенно. Спектакль должен стать зрелищем, праздником. Тульский ТЮЗ - это театр молодых, энергичных, любящих экспериментировать людей, каждый актер - индивидуальность, и я, продумывая пластический характер роли, стараюсь учитывать возможности того или иного исполнителя. А еще - это театр совместного творчества. Актеры выполняют мои пожелания не механически, приносят много своего, часто идеи обсуждаем вместе. У меня к ТЮЗу вообще особое отношение: именно на этой сцене десять лет назад состоялась моя дипломная работа - «Малыш» по Стругацким. Это был мой первый профессиональный спектакль, и с тех пор я каждый раз с удовольствием принимаю предложение поработать здесь..
  ТЮЗ - это театр, где практически каждый владеет несколькими театральными профессиями. Актер Игорь Небольсин занимается музыкальным оформлением и даже ставит спектакли. Ринад Кондаев - ведущий актер и одновременно главный монтировщик сцены. Ирина Сусликова шьет мягкие декорации, костюмы, делает шляпы. Заслуженная артистка России Валентина Силко - реквизитор, Жанна Войцеховская - бывшая актриса и мастер по прическам, сейчас - заместитель директора «по зрителю». Рассказывает, что как-то актера Игоря Берзона, игравшего роль Шаха в сказке про Ивана-Царевича, накануне премьеры застали в декораторской... ползающим по полу - он, забыв обо всем, увлеченно расписывал драпировку сказочными птицами и цветами.
 

  Главный художник театра Татьяна Матус:
  - Я сама иногда увлекаюсь - и начинаю что-то пришивать или мастерить. Секрет в том, что все мы чувствуем, что делаем общее дело - наше, родное, святое, и каждый видит радость в любой работе. В ТЮЗ я ушла из драматического театра, проработав там семь лет. Это был сознательный поступок, мне в тот период очень хотелось создавать что-то чистое, романтическое, светлое на сцене. А в детском театре есть возможность проявить больше фантазии. Кроме того, здесь маленькая сцена, видна каждая деталь, необходимо уметь небольшими средствами создавать поэтическую атмосферу - а я всегда очень любила работать с деталями. Самая моя любимая работа в ТЮЗе, - спектакль «Алые паруса» - декорации получились очень красивые. Все дышало, плыло и раскачивалось. Кончик корабля выходил прямо в зрительный зал, мы даже паруса меняли прямо на сцене. Работая в ТЮЗе, легко оставаться романтиком... А еще, работая в ТЮЗе важно хотя бы немного оставаться ребенком. «Безнадежно» взрослому человеку трудно увлечь детей, он просто успевает забыть, что им нравится.
 

  Гример Галина Трубникова:
  - Даже мы, гримеры, должны учитывать специфику детского восприятия - при выборе цвета или материала. Все здесь работают со сказками - оттого в театре тепло и уютно, как дома. Я на работу всегда иду с удовольствием. Гример в театре - это необычайно интересно. Мы ведь вместе с художниками творим, создаем сценический образ. Только средства у нас другие - исторические прически, парики, носы и уши из папье-маше. Очень интересно делать «животных» - для этого надо подчеркнуть что-то характерное: у поросенка - пятачок, у зайца - ушки и губки бантиком, - чтобы дети сразу узнали. Бывает, что грим должен подчеркнуть портретное сходство с героем. Вот уже несколько лет подряд во время тургеневских торжеств гримирую Игоря Михайловича Москалева под Ивана Сергеевича - очень похоже получается. В последний раз, правда, сложнее было - он подстригся. Но и это не беда - парики, шиньоны, усы и бороды делаем сами - из настоящих волос или искусственных волокон. Гример - профессия особая, требующая дипломатических качеств. Актеры капризны, особенно женщины. Приучить их к новому «облику», соответствующему сценическому образу, - дело сложное и тонкое. Здесь все пускается в ход - иногда даже обманываешь их, как детей. А потом они сами бывают довольны. И, конечно, я всегда помню о том, что гример - это последняя инстанция для актера перед выходом на сцену. Они приходят из дома с разным настроением, и я стараюсь помочь каждому из них настроиться.
 

  ТЮЗ, как и любой дом, хранит «семейные» театральные байки и легенды. Их очень любят и передают «из поколения в поколение». Некоторые из них даже отдают мистикой. Нет, ТЮЗ - это не «дом с привидениями», но домовой здесь явно живет. Рассказывают, что поздними вечерами накануне сдачи или премьеры очередного нового спектакля над сценой, где-то под потолком, слышатся негромкие странные звуки - шорохи, стук или приятный нежный звон. Звуки периодически перемещаются, как будто кто-то тихо ходит по балкам и перекрытиям. Ребята из любопытства не раз залезали наверх, для того, чтобы найти причину этих явлений, но пришли к выводу, что с чисто физической точки зрения объяснения всему этому нет. В театре уверены, что, если это и домовой, то очень доброжелательный и явно покровительствующий актерам. А еще здесь любят рассказывать о загадочной кошке, живущей неизвестно где, но имеющей странную привычку во время генеральной репетиции или сдачи появляться из-за кулис, вальяжно продефилировать вдоль сцены, с тем чтобы опять исчезнуть до следующего спектакля. Об этом все знают, и ей уже никто не удивляется, напротив, «кошку, гуляющую саму по себе», стали считать амулетом, приносящем удачу.
  А сейчас удача труппе ТЮЗа нужна как никогда. Накануне Нового года здесь сданы сразу два спектакля. Первый - «Мы играем в Айболита» - рассчитан на малышей. Это веселая, увлекательная игра по мотивам сказки К.Чуковского, придуманная главным режиссером В.Шинкаревым. Второй - «Министр Ее Величества» по пьесе М.Варфоломеева (режиссер А.Литкенс) - веселая новогодняя сказка об обычном современном мальчишке (А.Кондрашкин), попадающем в сказочную страну Труффальдинию. Волшебные приключения, дворцовые интриги, борьба добра со злом и юношеская влюбленность в очаровательную принцессу Алину (Н.Леонова) - красивый, изящный и праздничный спектакль должен понравиться зрителям.
 

  Актриса Наталья Леонова:
  - В детстве я любила играть в принцессу - наряжалась в мамино платье, привязывала шлейф, сооружала высокую прическу. Все маленькие девочки мечтают быть принцессами - им все можно, у них самые красивые платья и игрушки. Я тогда и подумать не могла, что стану принцессой на сцене. Моя героиня капризна, избалована, маменькина дочка, ничего не умеет, но в то же время она очень добрая. А вообще быть принцессой мне нравится - такое чудесное платье - легкое, воздушное.
  Больше всех предновогодними хлопотами, конечно, озабочен «глава дома» - директор ТЮЗа Борис Сергеевич Карцев. В театре его никто не воспринимает как чиновника, считают «актером в душе». Да он и сам так себя чувствует - один раз даже решился сыграть Охотника в «Зайке-зазнайке». Несколько раз брал в руки ружье и почти выходил на сцену, но пасовал в последний момент.
  - Борис Сергеевич, представьте, что под Новый год случилось чудо и вашему театру подарили много денег. Что бы вы сделали?
  - Построил бы дом для актеров, увеличил бы им зарплату раз в двадцать, пригласил новых блестящих актеров и режиссеров, а здание театра превратил бы в настоящий дворец для детей. Они здесь должны видеть то, что не увидят больше нигде. У нас сейчас серьезная конкуренция - телевидение, видики. Дети стали более информированными и взыскательными. Но они не менее эмоциональны, чем раньше, - так же переживают за героев, так же искренне ждут победы добра над злом...
  Елена Евгеньевна Тихомирова, преподавательница школы № 72, рассказывала о том, как она как-то привела учеников в ТЮЗ на сказку «Стойкий оловянный солдатик». Одна десятилетняя девочка весь спектакль просидела сжавшись и прикрыв лицо руками - переживала, потому что знала, что у андерсеновской истории печальный конец. А когда на сцене вдруг все закончилось хорошо, была невероятно счастлива и воскликнула: «Какой хороший режиссер!».
  Праздновать Новый год актеры ТЮЗа начнут гораздо позже своих маленьких зрителей. Спектакли, представления, интермедии у елки - график работы тюзовцев в дни зимних школьных каникул обычно настолько плотный, что они безумно выматываются, голоса садятся до хрипоты. Но потом, когда все закончится, труппа театра обязательно соберется за уютным «семейным» столом. С теплыми словами, поздравлениями и знаменитым тюзовским «капустником». А потом, в конце января Тульский театр юного зрителя будет отмечать еще один праздник - свое 65-пятилетие. Но это уже совсем другая сказка....

Ирина Скибинская, фото В.Воронова (Молодой коммунар 27/12/1996)

 


 

 

 

 


Рейтинг: 0 Голосов: 0 791 просмотров
Оцените статью: 0Нравится0Не нравится

Возврат к списку


Тульский Театр Юного Зрителя, 2011
Тула, ул. Коминтерна, д.2
Тел: (84872)56-97-66
Яндекс.Метрика
Перепечатка любого материала запрещена.
без указания ссылки на сайт.
Права авторов защищены,
копирование преследуется законом.
^ Наверх