..КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ..

.....Новости.....
Лучше один раз увидеть...
Лучше один раз увидеть...
Вчера состоялся предпремьерный общественный показ спектакля "Аленький цветочек" и новогодней интермедии в рамках проекта "Детская классика".
"Я очень люблю жизнь"
"Я очень люблю жизнь"
 К 100-летию Зинаиды Васильевны Леонтьевой (1919), заслуженного работника культуры России (1982)
Открытие 89-го театрального сезона
Открытие 89-го театрального сезона
Дорогие друзья! Поздравляем с открытием 89-го театрального сезона!
.....Мы в соцсетях.....

..........ФОТОАЛЬБОМ..........
......Наши партнеры......

   Teatri detyam.png      logotype.png  

Кутюрье.png   Культура малой Родины.png   

.....Новости региона.....

ДОЛГОИГРАЮЩАЯ СКАЗКА

Стала спасением от всех бед в Тульском ТЮЗе. От всех ли?

 

  Заиграла музыка, и взрослый дядя в костюме кота Базилио, подхватив под руку тетю в рыжем платьице лисы Алисы, запел веселую песенку. Петь, правда, не хотелось, веселиться тоже. В Тульском театре юного зрителя уже не первый день шла война. Размах военных действий был огромен, и часто даже сцена превращалась в поле битвы. Еще бы, ведь во главе враждующих сторон стояли главный режиссер театра Ю.Т.Шилов и директор Б.С.Карцев. Армии были ослаблены, появились первые перебежчики. В качестве подкрепления и та, и другая сторона использовала любые формы борьбы: докладные (их в театре прозвали «закладные») записки и приказы по театру, анонимные письма и увольнения. Одно письмо от актеров Тульского ТЮЗа пришло и в нашу редакцию.
  История началась не сегодня, и не год назад, когда в Тульский ТЮЗ был назначен новый, четвертый за последние пять лет, главный режиссер Шилов. Началась она в самом конце семидесятых, когда Тульский ТЮЗ осиротел: умер директор, проработавший в театре много лет, а чуть позже уволился главный режиссер. Обстоятельства печальные, но театр должен был продолжать работать.
  Директора искали долго, несколько раз принимая на работу людей исполняющими обязанности, словно, прикидывая: подойдут - утвердим, нет - найдется кандидат. Б.С.Карцев был шестым претендентом за три года. К тому времени театр пребывал в положении плачевном: 1982 год кончался катастрофическим невыполнением финансового плана, даже зарплату в ТЮЗе платить было нечем. Начало своей работы в театре Карцев характеризует так: «Я был вынужден всунуться во все дела». Добавим: «всунулся» он не только в дела административные, но и художественные: возглавил худсовет, определил репертуарную политику, формы работы со зрителем. Взял театр, что называется, в свои руки. Надо отдать должное: работал он, не покладая рук, и в конце 1983 года стало ясно, что возложенную на него высокую миссию, то есть финансовый план, выполнил. Так с тех пор и пошло: с ловкостью фокусника, в любых условиях, с хорошими спектаклями и без них Карцев давал финансовый план.
  Вспомните, какой театр нам нравился в детстве. В котором нас ждали, в котором вели разговор на равных. В Тульском ТЮЗе зрителей ждут не для того, чтобы отправиться с ними в сказочное путешествие. Едва переступив порог священного храма искусств, ребятишки должны понять, что жрецам не до них.
  Фотографии актёров висят так, чтобы каждому стало ясно, что в театре идет битва: с одной стороны фойе - те, кто выступает на стороне главного режиссера, а с другой - сторонники директора. Афиши очень уныло зазывают зрителей. Только малышей приглашают в театр, спектакли для подростков в репертуаре - редкость. Почему? Да потому, что только от малышей театру реальная помощь в выполнении финансового плана. Ведь их приводят в ТЮЗ классами в обязательном порядке и рассаживают аккуратными рядами. В самом деле, зачем ставить спектакли для старшеклассников, которых в театр за руку не приведешь, а значит, и денег не получишь. Лучше почти совсем отказаться от вечерних спектаклей и прогонять по два раза, утром и днем, детские представления.
  Малышей - зрителей утренних представлений в театре ласково называют «полтинниками». И ростом они еще не вышли, только головки торчат - из-за спинок кресел, и билет для них в среднем стоит 60 копеек. Полтинник к полтиннику, голова к голове - и зал не пустой, и план выполнен... Четко и слаженно работает запущенная машина, и никому в Городе Туле не кажется такой метод работы странным, и мчится эта машина без цели и направления.
  Ю.Т.Шилова, назначенного на пост главного режиссера Тульского ТЮЗа в ноябре прошлого года, состояние и принцип работы театра искренне удивили. За удивлением последовала надежда на то, что он сможет здесь все изменить. Но одной надежды оказалось мало, ведь на вещи нужно было смотреть реально, а в реальности он, назначенный художественно руководить театральным коллективом, был этой возможности лишен: худсовет оставался под председательством директора, репертуар и организация театрального дела тоже.
  ТЮЗ, по замыслу Шилова, должен был не просто ставить кассовые спектакли, а, обращаясь к зрителям разного возраста, вести с ними откровенный, заинтересованный
разговор. Он хотел, чтобы дети вместе со спектаклями ТЮЗа изменялись и росли. В
этих мечтаниях не было ничего сверхъестественного, большинство детских театров нашей страны работает именно так, но для Тульского ТЮЗа предложения нового главного оказались неприемлемыми.
  Зачем формировать другой репертуар, если ясно, что к Новому году, например, должна быть выпущена веселенькая сказочка, которую будут крутить без перерыва в зимние каникулы и иметь с того большой доход? А зачем же он вообще, этот во все сующийся главный режиссер, если нужное количество спектаклей в год могут, ориентируясь на школьника 10-12 лет, поставить режиссеры очередные...
  Я не знаю, каким стал бы Тульский ТЮЗ под руководством Ю.Т.Шилова: год работы и два спектакля, поставленные за это время, - только заявка на будущее. Но будущего не будет: с 1 декабря он уволился и уехал из города. Сам собой разрешился его конфликт с директором. Но остался театр, в котором продолжают идти никому не нужные спектакли, в котором скрещиваются шпаги тех, кому повысили оклад и кому повышать его не хотят; между теми, кто получил прописку и постоянное место жительства, и теми, кто живет в тесных комнатках общежития культпросветучилища; теми, кого хотят выгнать из театра, и теми, кто хочет спокойно доработать до пенсии; теми, кто приходит в ТЮЗ только на приемы спектаклей и кто в нем каждый день работает, - остался; театр.
  Что думают о положении в театре те, кого, казалось бы, оно должно волновать?
  Начальник Управления культуры Тулоблисполкома М.И.Курилова несколько раз повторяла, что, аппарат управления работает неплохо, а что касается ТЮЗа - не везёт ему с главными. И хотя говорит Курилова, что главная цель ТЮЗа, чтобы ребята в него рвались сами, результат - увы! Ни о каких реальных целях, кроме выполненного плана, говорить не позволяет. Как будто не замечают (или делают вид, что не замечают) работники Управления культуры, отвечающие за состояние театра, что же в нем происходит.
  Второй секретарь Тульского обкома ВЛКСМ А.Савко согласен: положение в театре тяжелое. Но как практически помочь, не очень понимает. «И вообще, - считает он, - грязная эта история - записки, доносы, даже как-то противно разбираться».
  Есть битвы, в которых нет победителей, но есть побежденные. Побежденными оказались дети большого города.
  В Тульском ТЮЗе есть голубое фойе, в котором висит большое круглое в раме с завитками зеркало. И все бы хорошо, но висит это чудо-зеркало на высоте почти трех метров от пола: как ни стараются юные зрители - «полтинники», но увидеть себя в нем не могут. История Тульского ТЮЗа сродни этому бессмысленному зеркалу. Люди пишут письма и издают приказы, требуют справедливости, но в пылу сражений и схваток забывают, зачем они это делают. Как зеркало недоступно детям, так и дрязги, не знающие конца, не нужны юным зрителям Тулы и области.
  И пока каждый участник этой истории не начнет спрос с себя, пока ответственность за порученное дело будет перекладываться на другого, пока вопросы административные будут мешаться с художественными, пока отношения личные будут влиять на ход дела, положение в Тульском ТЮЗе будет оставаться прежним.

О.Смирнова (Комсомольская правда 20/12/1985)

 


 

 

 

 


Рейтинг: 0 Голосов: 0 587 просмотров
Оцените статью: 0Нравится0Не нравится

Возврат к списку


Тульский Театр Юного Зрителя, 2011
Тула, ул. Коминтерна, д.2
Тел: (84872)56-97-66
Яндекс.Метрика
Перепечатка любого материала запрещена.
без указания ссылки на сайт.
Права авторов защищены,
копирование преследуется законом.
^ Наверх