..КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ..

.....ИСТОРИЯ В ДАТАХ.....
.....Новости.....
"Актриса! И в войну я не изменила своей профессии"
"Актриса! И в войну я не изменила своей профессии"
"Начало войны обрушилось на меня, когда я уже была связана с профессиональным театром..."
"Потом грянула война..."
"Потом грянула война..."
" До войны театр был любим и взрослыми, и детьми. Самым популярным и любимым спектаклем был «Пионерская застава». Его сыграли 99 раз.
Потом грянула война...
Заканчивался юбилейный 10-й театральный сезон
Заканчивался юбилейный 10-й театральный сезон
В июне 1941 года заканчивался юбилейный десятый театральный сезон театра.
.....Мы в соцсетях.....

..........ФОТОАЛЬБОМ..........
......Наши партнеры......

   Teatri detyam.png      logotype.png  

Кутюрье.png   Культура малой Родины.png   

.....Новости региона.....

К НАМ ЕДЕТ РЕВИЗОР

Начало события хотелось бы представить так. Режиссер Тульского ТЮЗа В.И.Тютин собрал актеров и, плохо скрывая радостное волнение, сказал: «Я пригласил вас, товарищи, с тем, чтобы сообщить вам приятное известие. Мы ставим «Ревизора».

 

  Немая сцена, выражающая восторг.
  Тюзовцам было отчего возрадоваться (ставим «Ревизора»!) и было отчего поволноваться (а как мы его поставим?). Ведь зрители, в основном, современные школьники, для которых спектакль должен стать живой и правдивой иллюстрацией к проходимому в классе историко-литературному материалу. Предстояло найти если не единственно верный (это вообще трудно), то просто верный, оптимальный вариант спектакля для школьников.
  И вот премьера состоялась. Она состоялась еще на летних гастролях театра. Спектакль «обкатался» и в нынешнем сезоне пошел, широко пользуясь симпатиями юных зрителей.
  Что же принципиально оригинального нашел для своей постановки режиссер В. И. Тютин? Принципиально оригинального для выявления художественных образов пьесы, ее замысла и обличительного звучания режиссер не нашел почти ничего. Эстрадные проходы служителей с метелками (они же передвигают детали декораций) воспринимаются, как дань режиссера новомодности. Пританцовывание отдельных персонажей в эпизодах и уже совершенно откровенная оперетта в финале, когда действующие лица под современные ритмы выделывают «гоп-ля-ля», - тем более. Школьники, конечно, смеются. В этот момент они не думают о полуторавековой дистанции, отделяющей их от трагических событий, разразившихся в доме городничего Сквозник-Дмухановского. Артисты пританцовывают, и ладно. На экранах телевизора это бывает почти каждый день...
  Впрочем, это детали, которые можно оставить на совести режиссера. А в главном? Как выглядит спектакль в главном?
  Хлестаков знаком школьникам не только как персонаж пьесы драматурга-классика. Школьнику, особенно старшекласснику, знакомо понятие «хлестаковщина», ему известны высказывания Н.В.Гоголя. «Всякий, хоть на минуту, если не на несколько минут, делался и делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаться... И ловкий гвардейский офицер окажется иногда Хлестаковым, и государственный муж окажется иногда Хлестаковым, и наш брат, грешный литератор, окажется подчас Хлестаковым. Словом, редко кто им не будет хоть раз в жизни, - дело только в том, что вслед за тем очень ловко повернется, и как будто бы и не он».
  Хлестаков не просто смешная карикатура. Он - «тип многого разбросанного в разных русских характерах...» А с таким типом шутки плохи. Поэтому Н.В.Гоголь всегда очень боялся, чтобы Хлестакова не «обкарикатурили», и решительно предупреждал от этого.
  Появление Хлестакова на сцене ТЮЗа настораживает, особенно эффектное сбрасывание шинели, под которой одна манишка. Карикатура перед нами или нет? Проходят минуты общения персонажа со зрителем. Настороженность исчезает. Нет, не карикатура. Тип. И еще одно приятное открытие: режиссер В.И.Тютин. точно подсмотрел актера на роль Хлестакова. Артист В.И.Бугаев создает тот образ, который складывается в представлении зрителя, знакомого с пьесой. Характер выражается очень определенно, окраска его в тонах и полутонах меняется по тем обстоятельствам, в которые Хлестакова ставят сам городничий и его окружение. Хлестакову разрешают быть Хлестаковым.
  Образ состоялся. С этим можно поздравить и артиста В.И.Бугаева, и творческий коллектив в целом, потому что создан образ в органичном контакте с остальными персонажами спектакля. Правда, режиссер и здесь пытается себе напортить поисками смешных положений, становясь на грань карикатуры, противной Н.В.Гоголю. Это относится к сцене объяснения в любви Хлестакова с Анной Андреевной и Марьей Антоновной, когда наш герой мечется на коленях, ища спасения под мебелью.
Своеобразен в спектакле городничий. Артист Ю.Д.Ратников подходит к роли по своей фактуре, являет массивную фигуру в мундире и ботфортах со шпорами. Психологический же рисунок образа, видимо, находится еще в стадии совершенствования. Артист помнит авторскую ремарку. «Городничий... не глупый по-своему человек», помнит и высказывание Н.В.Гоголя о том, что из вечной заботы не пропустить плывущее в руки, городничий «... может быть, и сам не чувствуя, как сделался и сам притеснителем, потому что злобного желания притеснять в нем нет». И Ратников порой наделяет своего героя и умом и мягкостью. Что ж, возможно, такое нетрадиционное актерское решение было бы интересно. Тогда надо подумать о более тонких и точных нюансах при переходе «от страха к радости, от низости к высокомерию».
  Спектакль убедительно показывает и рассказывает юному зрителю, что в далеком прошлом не все чиновники были прирожденными хапугами, дураками, простофилями, злостными доносчиками, - их делал такими самодержавный режим, основанный на безграничном произволе одних и полном бесправии других.
  Поэтому так травмирован ревизиями и выговорами смотритель училищ Хлопов, авансом пугающийся всего, и даже того, в чем безгрешен (артист А.М.Катков); как мыльный пузырь выглядит дутая значительность судьи Ляпкина-Тяпкина, берущего взятки борзыми щенками (артист В.Ю.Шубников); льстив, алчен и коварен попечитель богоугодных заведений Земляника, жирно вскормленный тем, что урвал от больных (артист А.И.Бурлак); простодушен до наивности и труслив почтмейстер Шпекин, вскрывающий чужую почту для городничего (артист В.В.Агаян); пусты и ничтожны городские болтуны Бобчинский и Добчинский (артисты С.Х.Исмангулов и В.В.Шарановский).
  Упомянутые образы традиционны, но смотрятся с интересом. Для каждого из них актером найдена своя «изюминка». Менее удались женские персонажи. Артистки Л.А.Кирьякова (Анна Андреевна) и Н.М.Полицан (Марья Антоновна) добросовестно следуют ремарке «провинциальные кокетки», но не более того.
  Артист Ю.В.Шестерень убедительно изображает Осипа, пожилого слугу Хлестакова, который не прочь и барина поучать, и свою выгоду найти под шумок.
  Спектакль хорошо оформлен художником Л.Я.Брустиным. Декорации и в целом, и в подвижных деталях органично помогают и режиссеру, и актерам ощущать эпоху, нравы, характеры.
  В общем, «Ревизор» своевременно появился на сцене Тульского ТЮЗа. Он взволновал театральный коллектив, может быть, даже напугал кое-кого, но в то же время и сплотил актеров, вселил уверенность в то, что горшки обжигают, не только боги... Спектакль при всех его недостатках звучит полноценно, помогая юному зрителю ориентироваться в образах русской классической драматургии.
 

  На снимке: сцена из спектакля «Ревизор». Городничий - Ю.Д.Ратников, Хлестаков - В.И.Бугаев.

 

С.Михайлов, фото Б.Малевского (Коммунар 9/01/1976)

 


 

 

 

 


Рейтинг: 0 Голосов: 0 565 просмотров
Оцените статью: 0Нравится0Не нравится

Возврат к списку


Тульский Театр Юного Зрителя, 2011
Тула, ул. Коминтерна, д.2
Тел: (84872)56-97-66
Яндекс.Метрика
Перепечатка любого материала запрещена.
без указания ссылки на сайт.
Права авторов защищены,
копирование преследуется законом.
^ Наверх