..КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ..

.....Новости.....
ОНЛАЙН. В.Шелков "Вождь краснокожих"
ОНЛАЙН. В.Шелков "Вождь краснокожих"
10 июля в 18.00 в группе ВКОНТАКТЕ состоится онлайн трансляция архивной записи театральных игр по произведению О'Генри Тульского областного театра юного зрителя "Вождь краснокожих" по пьесе В.Шелкова.
ОНЛАЙН. М.Бартенев "Про Иванушку-Дурачка"
ОНЛАЙН. М.Бартенев "Про Иванушку-Дурачка"
3 июня в 18.00 в группе ВКОНТАКТЕ состоится онлайн трансляция записи спектакля по мотивам русских народных сказок Тульского областного театра юного зрителя "Про Иванушку-Дурачка" по пьесе М.Бартенева.
ОНЛАЙН А.Островский "Гроза"
ОНЛАЙН А.Островский "Гроза"
12 мая в 18.00 в группе ВКОНТАКТЕ состоится онлайн-трансляция записи драмы "Гроза" по пьесе А.Н.Островского.
.....Мы в соцсетях.....

..........ФОТОАЛЬБОМ..........
......Наши партнеры......

   Культура малой Родины.png      logotype.png  

      
.....Новости региона.....

О РАВНОДУШИИ - НЕРАВНОДУШНО

В Тульском театре юных зрителей состоялась премьера спектакля по пьесе молодого Тульского драматурга Юрия Алесенко «Гамбит Бурлацкого».

 

  Талант - редкость. Звучит тривиально. Ну, а если без любимого дела жизни нет, и ничего, кроме него, не надобно, и на нем свет клином сошелся? Если к тому же, тебе всего-навсего четырнадцать, а ты уже понимаешь, что любимому делу отдаться надо всецело, и в шестнадцать может быть поздно? А из близких твоих сознают это не все, не сознают, не хотят сознавать ни педагоги, ни родители? И, стало быть, не только не хотят тебе помочь достичь задуманного, а и всеми силами тому препятствуют?
  Не драма ли это? Молодой тульский драматург Юрий Алесенко, написавший об этом пьесу «Гамбит Бурлацкого», отвечает на вопрос утвердительно.
  Французским словом гамбит, как известно, обозначается начало шахматной партии, в которой жертвуют фигуру или пешку ради скорейшего перехода в нападение. Семиклассник Андрей Бурлацкий избирает в жизни это острое начало, смело идет на конфликт с родителями ради того, чтобы добиться своего. Он еще не сознает, что действует героически, не желая зарывать в землю данный ему талант.
  А, с другой стороны, — живут же тысячи, миллионы людей без таких драм. Нормальные подростки исправно или не очень исправно учатся в школе, делают уроки, слушаются или, не очень слушаются старших. В общем,  обыкновенные мальчишки и девчонки, все у них в ажуре, и все ими довольны, и они довольны собой и жизнью. Стоит ли тратить силы, энергию на поддержку него-то гипотетического, недосказанного? Не лучше ли синица в руках, чем журавль в небе?
  И хотя вся история становления людей выдающихся наполнена примерами того, как кто-то вовремя рассмотрел, обнаружил, поддержал, поднял, помог огранить драгоценный камень таланта, но ведь то история! Мало ли чего было в прошлом. А тут жизнь, обычная современная жизнь.
  Вот Андрей Бурлацкий шахматы любит беззаветно. И играет отлично. В городе всех обыгрывает. Отец у него человек не темный, кандидат наук. И в шахматах разбирается. Но не верит в талант сына. Способности признает, но не больше. И мать у Андрея - человек с высшим образованием, врач. А самое большее, на что находит в себе интуиции — подарить ребенку шахматный столик.
  Между тем Андрей получил предложение - попытаться поступить в специальный интернат для одаренных юных шахматистов, который есть в столице. Как, в четырнадцать лет отпустить чадо бог весть куда? Мать и слышать об этом не хочет. Отец тоже против.
  Не станем, однако, рассказывать, что произошло дальше — пусть те, кого заинтересует эта история, пойдут в тульский ТЮЗ и посмотрят спектакль, который поставил режиссер Виктор Шубников по пьесе Юрия Алесенко. Его премьера состоялась совсем недавно.
  Но надо  сказать об этой пьесе еще несколько слов.
  Житейскую ситуацию, которую исследует автор, можно разрешить в сценическом искусстве двумя способами. Во-первых, чисто драматическими средствами; а, во-вторых, можно им в помощь призвать силу сатирического заострения образов. Думается этот путь — наиболее эффективный. Его и избрал Алесенко. Вот почему и отец, и мать Андрея, их взаимоотношения выписаны с использованием сатирических красок. Вот почему классная руководительница Андрея, Александра Львовна не только откровенно изумлена сеансом игры шахматиста вслепую, но даже Анатолия Карпова в лицо не знает. Могут сказать: ну, где выискал драматург такую «темную» учительницу? Не будем искать ее адреса. Сатира! А у нее, как известно, свои законы.
  Коллектив актеров, играющий спектакль, разумеется, понял это. Артист И.Тюрин, исполнитель роли Отца, пусть и утратил долю иронического ореола, которым окружил образ автор пьесы, все же заставляет пристально всматриваться в персонаж. Образ сложный. Нестарый еще человек, Отец производит впечатление безнадежно уставшего, изъеденного скепсисом. Он, по сути, равнодушен к судьбе сына, не говоря уж о его школьных друзьях. Лишь раз, мельком, пытается он оправдать свою пассивность, свое равнодушие ко всему. Оказывается, на службе не всё в порядке. «Пятый год работаем в корзину. Пишем отчеты, а их никто не читает... зачем работать? Какой смысл?» Слабый человек, он даже не пытался, судя по всему, бороться за эффективность своего труда. Удивительно ли, что семиклассник Ким (его превосходно играет артист С.Федоров) с пренебрежением «выдает» кандидату наук аттестацию: вы, взрослые, учите нас, детей, для того только, чтобы самим себе казаться умнее.
  Не в силах заслужить уважение детей и мать Андрея, хотя женщина эта, не в пример своему супругу, полна энергии, трудолюбива, внимательна к сыну, горячо любит его. Артистка В.Богачева, создавшая этот образ на сцене, наделяет его убедительными чертами, дает ответ на вопрос  - почему столь достойный человек не может завоевать признания подростков. Им, оказывается, надо нечто большее, чем простая родительская любовь. Требуется понимание их духовных запросов! И получается, что в своем неумении (или даже нежелании) понять душевные запросы сына Мать проявляет  к нему такое же равнодушие. Как и Отец.
  Наибольшей концентрации достигают черты, которые в своей пьесе развенчивает драматург, в образе Учительницы. Артистка Е.Трубицына представила нам тип педагога-формалиста, для которого важны лишь внешние черты поведения вверенных ей учеников. Ограниченная рамками своего «предмета», но не горящая им, она не только не в состоянии зажечь своих воспитанников, но приносит активный вред своим противодействием их положительным интересам.
  Единственный из всех взрослых, пользующийся в пьесе уважением детей, Математик (арт. П.Зырянов). Он счастливо избегает ошибок и поражений своих коллег, у него контакт с лучшими учениками, они уважают его, считаются с его мнением. Узнав, что Бурлацкий, которому родители отказались дать деньги на поездку в Москву, проводит сеансы одновременной игры, собирая по рублю за каждую выигранную партию, Сергей Николаевич не читает парню нотаций, не «разносит» его, он лишь говорит: «Я бы на твоем месте не стал... Надо бороться честно» И это достаточно, что бы Андрей обещал прекратить игру на деньги, раздал ребятам их рубли.
  Однако комедия остается комедией, законы жанра требуют, чтобы и положительный герой был показан по этим законам. Вот почему мы видим на сцене несколько суматошного, несколько панибратствующего с учениками Математика, милого, в сущности, молодого человека, не лишенного некоторых черт, способных вызвать улыбку. Артист правильно понял эту сложность образа и справился со своей задачей.
  Главного-героя играет артист В.Слышков. Он симпатичен зрителю, убедительно показывает парнишку, одержимого недетской страстью к шахматам. Каким контрастом наполнил артист содержание разных сцен - тех, где Бурлацкий остается мальчишкой, и тех, где он уже — творец (сцена сеанса игры вслепую)! Решимость подростка убежать из дому, если его не отпустят, не вызывает ни малейших сомнений у зрителя. Это решимость взрослого человека. Андрей стойко выносит угрозы и даже побои старшеклассников. Но может заплакать от обиды, от несправедливости. Легко переходит от восторженности к депрессии, от детской непосредственности к решительным действиям.
  Колоритными чертами нарисовал портрет его друга Кима артист С.Федоров. Внешность этого  актера, его незаурядные артистические данные способствовали созданию запоминающегося персонажа. Поначалу он не вызывает симпатии, отталкивает этакими разбитными манерами. Но вскоре убеждает зрителя, что за ними скрывается характер глубокий, искренний, наделенный преданностью в дружбе.
  Причем эти черты показаны С.Федоровым в полном соответствии с жанром спектакля -средствами сатирического гротеска.
  Запоминается зрителю Вера, одноклассница Андрея, представленная нам артисткой Е.Небольсиной.
  Можно, разумеется, сделать ряд замечаний как по пьесе (надо учесть, что она - первое поставленное на сцене произведение молодого драматурга), так и по игре каждого из актеров, в чем-то не согласится с трактовкой образов, созданных автором, с режиссерским толкованием их, теми или иными мизансценами, приемами и т. д. Можно пожалеть и о том, что театр, в силу его ограниченных материальных возможностей, не все сделал для доведения до зрителей замысла автора пьесы. Но важно, на мой взгляд, главное: борьба за признание юного таланта - основная идея произведения - звучит со сцены во весь голос.
  Способствует этому и художественное оформление спектакля, созданное Михайлом Курсом. Представление идет без занавеса, декорации меняют в процессе действия сами исполнители, превращая поставленные на подмостках ширмы то в стены квартиры, то в школьный коридор, то в трамвайную остановку возле многоэтажного, современного дома.
  Юные зрители сочувственно воспринимают спектакль, увлечены им. Зал, затаив дыхание, внимает происходящему на сцене, почти нет обычных в такой аудитории примитивных возгласов-комментариев, смеха невпопад и т. п., у взрослой части зрителей возникает, естественно, разное отношение к происходящему на сцене: кто-то безоговорочно принимает спектакль и пьесу, кто-то видит в них серьезные недостатки. Это, наверное, и хорошо: новая работа нашего ТЮЗа находит живой отклик. Борясь с равнодушием, не оставляет никого равнодушным.
 

  На снимках: спектакль "Гамбит Бурлатского": Андрей - арт. В.Слышков, Вера - арт. Е.Небольсина, сцена из спектакля.

С.Норильский, фото П.Роготнева (Молодой коммунар 6/12/1984)

 


 

 

 

 


Рейтинг: 0 Голосов: 0 781 просмотров
Оцените статью: 0Нравится0Не нравится

Возврат к списку


Тульский Театр Юного Зрителя, 2011
Тула, ул. Коминтерна, д.2
Тел: (84872)56-97-66
Яндекс.Метрика
Перепечатка любого материала запрещена.
без указания ссылки на сайт.
Права авторов защищены,
копирование преследуется законом.
^ Наверх