..КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ..

.....Новости.....
Лучше один раз увидеть...
Лучше один раз увидеть...
Вчера состоялся предпремьерный общественный показ спектакля "Аленький цветочек" и новогодней интермедии в рамках проекта "Детская классика".
"Я очень люблю жизнь"
"Я очень люблю жизнь"
 К 100-летию Зинаиды Васильевны Леонтьевой (1919), заслуженного работника культуры России (1982)
Открытие 89-го театрального сезона
Открытие 89-го театрального сезона
Дорогие друзья! Поздравляем с открытием 89-го театрального сезона!
.....Мы в соцсетях.....

..........ФОТОАЛЬБОМ..........
......Наши партнеры......

   Teatri detyam.png      logotype.png  

Кутюрье.png   Культура малой Родины.png   

.....Новости региона.....

ПЬЯНЫЙ ПОМЯТЫЙ ПИОНЕРВОЖАТЫЙ

В конце марта в Театре юного зрителя состоялась премьера спектакля «Убей Фишера, и ты попадешь в рай». Его поставил по пьесе молодого московского драматурга Александра Деткова заслуженный артист России режиссер Александр Литкенс.

 

  У этого спектакля довольно интересная предыстория. Пьеса была написана Детковым лет семь назад по заказу Министерства культуры. Когда чиновники Минкульта прочли написанное (по их заказу) произведение, их хватила кондрашка, и они потребовали немедленно переделать пьесу. Автор в лучших русских традициях отказался, и договор с ним был расторгнут. Долго ли, коротко ли странствовала пьеса по городам и весям, но вот на одном из семинаров завлит тульского ТЮЗа Алена Карцева выловила-таки ее и привезла в Тулу. Здесь-то уж ею занялся Литкенс...
  Вспомните свое пионерское детство. Летние лагеря, барабаны, конкурсы, дискотеки и, конечно же, влюбленности. История, рассказанная Детковым и Литкенсом, могла произойти в любом лагере, хотя типичной ее все-таки назвать трудно. 14-летняя школьница Птичкина влюбляется в 25-летнего воспитателя Олега. И на этого же несчастного «кладет глаз» начальница лагеря Валерия Львовна. Из двух зол Олег выбирает меньшее — начальницу. Поскольку любовь с несовершеннолетней грозит ему многими, в том числе и уголовно наказуемыми бедами: аморалка, совращение, растление и т. п. Отвергнутая Джульетта за кадром назло Олегу «крутит любовь» со сверстником — в самом прямом смысле. Она заявляет: «Я созрела для половой близости!» Кончается смена, девочка уезжает из лагеря. А Олег остается, чтобы продолжать бегать по ночам к начальнице, пить несудом и... в глубине души любить школьницу Птичкину.
  И тут неожиданно девочка возвращается. Она беременна. От того мальчика. И просит Олега помочь ей найти врача, чтобы сделать аборт. Пока не поздно, пока не узнали в школе. Судьба как бы дает Олегу шанс стать человеком. И он хватается за него, он готов жениться на Птичкиной и усыновить ребенка, он... Он выскакивает на пару минут в столовую за сосисками — для нее. Но злой рок в лице Валерии Львовны не дремлет. И Птичкина, не дождавшись Олега, уезжает. На этот раз — навсегда...
  Пересказывать спектакль — занятие никудышное, да и рассказчик я не тот. Все это стоит посмотреть. Кстати, а причем же тут какой-то Фишер? Его фотографии развешаны по лагерю. Он — беглый преступник. Серый Волк, если хотите, Синяя Борода, Карабас Барабас... Пугало для маленьких детишек. Символ. Я, честно говоря, думал, что он появится в спектакле во плоти. Но какой прок оживлять символ? Его нужно убить в себе, как шварцевского дракона, чтобы попасть... в рай? Пожалуй, это громко сказано. Скорее, чтобы перестать беспокоиться и начать жить. Жить так, как диктует категорический императив сердца, а не общество и Валерия Львовна, его представляющая.
  Спектакль интересен и с чисто профессиональной точки зрения. Прекрасно сыграла школьницу Птичкину молодая актриса Наталья Леонова, это, пожалуй, ее первая серьезная роль в серьезном спектакле. Давненько не играла ролей во «взрослых» спектаклях заслуженная артистка России Валентина Силко (Валерия Львовна) и тем не менее блистательно справилась с ролью «стервы»-начальницы. Глядя на нее в жизни, никогда не подумаешь, что она способна на такое... Наконец, роль Олега, по-моему, замечательно сыграл Ринад Кондаев. Ну и, конечно, главная заслуга в успехе спектакля — режиссерская работа Александра Литкенса. Как заметил директор театра Борис Карцев, такой спектакль не стыдно показывать. А бухгалтер была довольна тем, что он, плюс ко всему, оказался не слишком дорогим.
  После спектакля у нас состоялся небольшой разговор с Александром Литкенсом.
  — Наши зрители условно делятся на три категории: совсем маленькие, школьники 6—9-х классов и взрослые. Соответственно, наши спектакли как бы ориентированы на эти категории. Ну, с маленькими понятно, для них в первую очередь — сказки. Со взрослыми тоже относительно ясно — наша и зарубежная классика и так далее. А вот школьники старших классов, которым традиционно принято показывать ту же классику, на самом деле интересуются совсем другими проблемами. Первые влюбленности, поиски смысла жизни... Им интересно, что думают об этом их сверстники, пусть и созданные волей автора.
  Когда-то у нас была целая школа драматургов, пишущих на «школьную тему». Рудольф Кац, например, Виктор Розов... Сегодня таких драматургов практически нет, и пьес крайне мало. Поэтому я считаю, что с пьесой Деткова мне повезло. Я убрал из нее лишь некоторые социальные реалии семилетней давности, пионервожатого мы переделали в воспитателя — и, собственно, все.
  — В связи с вашим спектаклем мне почему-то вспомнились такие фильмы самого начала горбачевской перестройки, как «Плюмбум», «Елена Сергеевна», «Курьер». О них много спорили, но они вызывали самый настоящий, неподдельный интерес и в первую очередь — у молодежи, то есть у адресата этих фильмов. Сегодня же зачастую возникает ощущение, что актеры играют для себя, им безразлично, кто их будет смотреть. Есть контингент, который постоянно ходит в театры — так называемые театралы, и они всегда будут ходить. Но мне кажется, что у каждого конкретного спектакля должен быть свой конкретный адресат. Не хочу показаться марксистом, но, на мой взгляд, современный театр должен иметь не только прикладное, развлекательно-зрелищное значение, но и социальный посыл.
  — Я с тобой согласен. Но наш спектакль отличается от фильмов, которые ты перечислил. Дело в том, что, даже если мы уберем из них социальные реалии, все равно останется чернуха. Пьеса Деткова — не чернушная. Проблема главного героя в том, что он всего боится — боится любить, боится быть выгнанным из лагеря... Фишер — это символ страха, почему спектакль так и называется. Я, кстати, предлагал дать другое название — «В поисках любви и надежды», но автор воспротивился. Что ж, авторское право есть авторское право...
  Для меня и, думаю, для актеров основная сложность заключалась в том, что это, так сказать, «малонаселенный» спектакль. То есть есть сцена и три актера, и спрятаться не за кого. Тут любая ошибка будет сразу бросаться в глаза. Но, по-моему, все замечательно справились со своими ролями. И главное, что спектакль действительно имеет конкретного адресата, и этот адресат, мне кажется, принял спектакль.
  — Что ж, успехов!

Андрей Лучников (Тула вечерняя 4/04/1996)

 


 

 

 

 


Рейтинг: 0 Голосов: 0 706 просмотров
Оцените статью: 0Нравится0Не нравится

Возврат к списку


Тульский Театр Юного Зрителя, 2011
Тула, ул. Коминтерна, д.2
Тел: (84872)56-97-66
Яндекс.Метрика
Перепечатка любого материала запрещена.
без указания ссылки на сайт.
Права авторов защищены,
копирование преследуется законом.
^ Наверх