..КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ..

.....Новости.....
"Театры - детям"
"Театры - детям"
В стенах Тульского государственного театра кукол под председательством федерального координатора партийного проекта «Театры - детям», депутата Госдумы Наталии Пилюс прошло заседание общественного совета по его реализации на территории региона.
Преображение театра
Преображение театра
Дорогие друзья! Скоро наш театр станет ещё красивее! Идёт ремонт фасада и центрального входа.
Закрытие гастролей в Тольятти
Закрытие гастролей в Тольятти
Закончились двухдневные гастроли Тульского театра юного зрителя на сцене тольяттинского ТЮЗа "Дилижанс".
.....Мы в соцсетях.....

..........ФОТОАЛЬБОМ..........
......Наши партнеры......

                 

.....Новости региона.....

ПРОСТО ПОЧИТАЙТЕ. ВОЗЬМИТЕ И ПРОЧТИТЕ!

Prosto pochitayte - foto 1.jpg8 ноября 2017 года Тульскому областному театру юного зрителя исполнилось 85 лет. В этот день состоялась премьера - хоррор в двух действиях "Бежин луг" по произведению Ивана Сергеевича Тургенева. Спектакль был поставлен в преддверии юбилея автора, а также при поддержке Министерства культуры РФ и Министерства культуры Тульской области. Эта постановка по произведению классической школьной программы вызвала неоднозначные мнения. Поговорим о ней с режиссером-постановщиком, заслуженным деятелем искусств РФ, художественным руководителем театра Владимиром Шинкаревым.

 

  - Владимир Степанович, в чем же уникальность постановки "Бежин луг"?
  - Она уникальна многим. В первую очередь тем, что при всей популярности этого Тургеневского рассказа, он никогда не ставился ни в кино, ни на сцене театра. Поэтому с гордостью могу сказать, что это ПЕРВАЯ постановка. Уникальность в жанре - хоррор, страшилки. Страшилки ребята рассказывают - и страшилки происходят на сцене, на экране. Экран в этом спектакле - действующее лицо: изображение идет, практически не выключаясь из действия. Ну, и уникальность, наверное, еще в том, что за двадцать один год работы в театре я ни разу не встречал столь агрессивного отношения к спектаклю, который таковой агрессии не заслуживает.
   - Как вы думаете, почему, не смотря на всю популярность, это произведение никогда не ставилось на сцене, не снималось в кино?
  - При анализе произведений Тургенева на уроках литературы в школе, мы узнаём непреложную истину: Тургенев - певец русской природы. Очень немногие отваживаются на то, чтобы рассказать о Тургеневе, как о писателе-мистике, я бы даже сказал фантасте, может быть даже где-то сказочнике. О писателе, который умеет из обыденного рассказа извлечь то, что сейчас бы назвали фишкой. Интересную фабулу, сюжет, поворот, а самое главное - какую-то неожиданность, которая дает действие.
   - То есть восприятию творчества многих классических писателей присуще клише? Если, например, на сцене будут ставить Гоголя, где мертвые души с какими-то летающими эффектами - это нормально, а то что это может быть у Тургенева, певца природы, в понимании людей - разрыв шаблонов.
   - Думаю, что да. Никому не придет в голову из Пришвина делать Стивена Кинга. Так же и с Тургеневым. Если читать его описания природы, то это конечно совершенно гениально, но это "читабельно" и никак не "исполнибельно". А вот найти то, что могло бы заинтересовать, увлечь зрителя, не меняя при этом Тургеневского текста - просто его почитать по-другому. Понять, о чем, собственно, он написал, и попробовать рассказать это со своей точки зрения, на что, как мне думается, каждый художник имеет право.
   - То есть почитать самого Тургенева, а не чье-то многолетнее представление о его произведениях?
   - Знаете, что удивительно? У нас не дают себе труд посмотреть спектакль, тоже самое с фильмом, например, о Кшесинской, но требуют запретить. Нет, не посмотреть, а запретить, вот кто-то что-то сказал. А давайте мы все-таки посмотрим и составим свое мнение. Думаю, что так.
   - Как возникла идея, мысль поставить на сцене именно это произведение Тургенева?
   - Я «в материале», поскольку около тридцати лет ставлю спектакли под открытым небом в рамках Тургеневского фестиваля на Бежином лугу в Черни, поэтому предполагаю, как это сделать и что можно поставить на сцене. Так возник "Бежин луг", появился социальный заказ на постановку к юбилею Тургенева, а поскольку наш театр - театр юного зрителя, то был выбран материал школьной программы. Большинство театров юного зрителя в нашей стране имеют 3-5 спектаклей для детей, остальной репертуар - для взрослых. Это не есть ниша ТЮЗов, для этого есть драматические театры, пусть они этим занимаются. А для ребенка очень нужны спектакли, которые рассказывали бы ему "делать жизнь с кого". Конечно не так, чтоб "Вот, смотри!" и грозили пальцем. А чтоб он смог ощутить, посочувствовать, расплакаться, тогда он поймет, например, кто такие молодогвардейцы.
Prosto pochitayte - foto 2.JPG   - Главные роли в этом спектакле, за исключением рассказчика-охотника, играют дети. Почему не артисты, а именно дети?
   - Мне думается, что тот возраст, который написан у автора, должен быть таковым и на сцене. Играть Джульетту в пятьдесят пять лет - это, мягко говоря, уже другое прочтение. Так и здесь: мальчишки были подобраны и по своему складу, по внешности и по возрасту, такими, как их обозначил автор. Тот зритель, который приходит к нам, а это в основном школьники, разговаривает со своими сверстниками. Если не разговаривает впрямую, то, во всяком случае, слушает их рассказы.
   - Как происходил отбор? Зрители часто спрашивают, как возможно попасть в спектакль.
   - Везде его величество случай. Здесь были нужны ребята, мальчишки, тоже было и с героем другого нашего спектакля - Джонни Дорсетом. Когда-то к нам в театр папа привел до невозможности рыжего мальчишку, который на тот момент был еще достаточно мал, и о котором я вспомнил через несколько лет, когда собирался ставить  "Вождя краснокожих". Теперь он играет "рыжего сорвиголову", который доводит всех, до истерики, до нервного срыва.
   Для "Бежина луга" я искал ребят в нескольких школах и лицеях. Мне посчастливилось, думаю, что я их нашел.
   - Руководство школы и родители охотно шли на этот авантюрный эксперимент?
   - Не всегда. Кто-то шел охотно, кто-то нет, кто-то и вовсе категорически запретил уже после того, как произошел отбор. В данном случае, я должен поблагодарить руководство школы №4 за очень активную помощь, родителей этих ребят за то, что они пошли на этот эксперимент, хотя это было непросто.
   - Чем постановка "Бежин луг" будет интересна для детей и взрослых? Она для семейного просмотра?
   - И для семейного просмотра и нет. Как в компьютерной игре, когда папа, сын или дочь играют вместе, так и здесь: сидя на спектакле, каждый увидит свое. А если это классы, то тут совсем другие взаимоотношения и восприятие того, что происходит на сцене, свои страшилки, пужалки или как модно сейчас говорить «хоррор». Мне нравится, когда родители говорят (особенно мамы этим грешат): "У дочери от меня секретов нет. Мы с ней как подруги, она мне рассказывает все". Боже мой, какое заблуждение. Пусть мамы в это верят, но чаще всего дочь ей говорит далеко не все, а то, что мама готова услышать. Так и на нашем спектакле, что-то воспринимается в глубине души, в голове - а там вселенная гораздо больше, чем та, в которой мы общаемся со своими детьми.
   - Сейчас спектакль имеет возрастное ограничение 16+, но изначально это было 12+. Сколько же "+" на самом деле рекомендовано к просмотру?
   - Какая разница, возрастное ограничение может быть 285 минус. Возрастное ограничение придумали взрослые для того, чтобы снять с себя ответственность. Почему-то они думают, что спектакль может развратить ребенка. Какая глупость! Ребенка может наставить на путь неистинный все, что угодно. Я помню, когда-то ехал в поезде, тогда еще был популярен журнал "Огонек", так вот в таком журнале была цветная вкладка с изображениями фресок из Ватикана "Страшный суд" с обнаженными телами. Взрослый мужчина вырвал эту вкладку и смял, будто одержимый. Ведь признано, что это классика, это красиво, здорово. Такая история случилась еще в прошлом веке. Чему же сегодня удивляться? Каждый имеет право на свое мнение, но навязывать это мнение другому - не есть демократия. Воспитание состоит не в том, чтобы сказать: "Этого делать нельзя!", а чтобы поговорить об этом, чтобы ребенок понял, что такое хорошо и что такое плохо. Сам понял, а он поймет, если это понимает его родитель, учитель и воспитатель. Какими бы ангелами не казались нам наши дети, они выходят на улицу и общаются со своими сверстниками, именно там они проходят свои университеты.
   - Большинство родителей считают, что их дети ангелы без пороков. Недавно в группе Тульского ТЮЗапользователь Тотоша ТОТ написал достаточно большой отзыв, где задавал вопросы "Для чего нужна эта постановка?", "Кому нужно пугать детей? У них и так неокрепшая психика" и "Как быть с теми скрытыми страхами, которые могут активизироваться после просмотра этого спектакля?"
   - Пугать зрителя мы не намерены, такая задача у нас не стояла. Я перед каждым спектаклем вспоминаю замечательный, великолепный мультфильм "Котенок по имени Гав", где маленький котенок и щенок во время грозы сидят в конуре, и один другому говорит: "Давай бояться вместе", и они боятся вместе. Бояться тоже надо уметь. В спектакле, еще раз повторю, мы старались раскрыть другую грань творчества Тургенева. Народность автора проявляется и в этом. В очень многих произведениях Тургенев говорит о потустороннем мире, о смерти, о каких-то вещах, о которых стоит задумываться уже с рождения. Мы живем в мире, который не идеален. Когда ребенку все время говорят, что все хорошо, какой он молодец, холят и лелеют, он не готов к тому, чтобы встретить на улице злую собаку или злую соседку. А он должен хотя бы об этом знать, что кроме добра, кроме роз существуют еще и шипы. А потом эти розы увядают. Я спрашивал как-то у зрителей в возрасте, какое произведение Тургенева им нравится? Cамый распространенный ответ "Как хороши, как свежи были розы". А вы знаете как заканчивается это все и у Тургенева, и у Мятлева, который написал это стихотворение?

В ее очах - веселье, жизни пламень;
Ей счастье долгое сулил, казалось, рок.
И где ж она?. . В погосте белый камень,
На камне - роз моих завянувший венок.

   Вот к чему автор приходит. "Как хороши, как свежи были розы". Боже мой, как красиво!.. Почитайте до конца. Поймите, о чем он писал, когда писал, что у него было внутри, насколько он уже был болен и так далее. Все же знают рассказ "Муму", а о чем он - немногие. Просто почитайте, о чем это произведение, возьмите и прочтите. Какой певец русской природы!?
Prosto pochitayte - foto 3.jpg   - Как коллектив артистов воспринял эту работу?
   - Это нужно спросить у них. Очень ответственно к этой постановке подошел исполнитель главной роли Михаил Головко, потому что он каждую роль, каждый день воспринимает как жизненный подарок, он живет так.
   Я во многих интервью говорил о том, что это скорее не мой спектакль. Идея моя. А спектакль в очень большой степени Дениса Ляпина, который там и балетмейстер, и актер, и художник, и, такое новое слово, видеомейкер. Он много снимал, монтировал, рассчитывал, это как раз тот случай, когда соединяются искусство и расчет. Этот симбиоз дает удивительные плоды. Красивые костюмы, картинки, страшилки есть, очень красивые маски, очень качественное все.
   - Доходили слухи, что якобы в спектакле смерть бегает по залу с косой и присутствует живой барашек...
   - Да, а еще мы едим младенцев, "и мясо белых братьев жарить..." Придите, посмотрите. Право, есть что посмотреть. Только советую перед тем, как придёте на спектакль – перечитайте «Бежин луг». Рассказ небольшой, но красив, как полотна импрессионистов и, на мой взгляд, идеально выстроен драматургически.
   Я полагал, что этот спектакль, по меньшей мере, будет событием в культурной жизни нашего театра и Тулы в целом. Да, он стал событием, но событием, при котором только ленивый не бросил в него камень. Не потому что он плохой, а потому, что, не видя этого спектакля, многие постарались себя "обезопасить": а вдруг действительно там что-то не так... Смешно и грустно.
   - Почему люди считают возможным пройти мимо лежащего на асфальте человека и не позвонить в скорую, или, видя драку, не вызвать полицию, но, видя фреску "Страшный суд" или не видя, но где-то там услышав о спектакле "Бежин луг", обязательно пишут почти президенту? Что за псевдопомощь кому-то?
   - Так происходит по многим причинам. Во-первых, если человек позвонит в полицию, у него возникнет масса проблем сразу же, если вмешается - тоже возникнет куча проблем тут же и моментально. Страх в человеке неизбывен, кто-то его преодолевает, кто-то нет. Кто-то умеет бояться (смотрите выше, что я говорил в интервью), а кто-то не готов к этому. А написать не страшно. Облить грязью, не подписываясь, не страшно, или подписавшись, но добавив еще семьдесят две фамилии людей, которые ни сном, ни духом об этом не знают. Кто будет проверять? Да никто. Если бы мне сказали, что мракобесие в двадцать первом веке цветет пышным цветом, я бы не поверил, но убедился в этом сам.
   Кроме того, удивительная штука произошла. У меня брали интервью по поводу "Бежина луга" на Тульском радио, а перед этим по телевидению очень шумело выступление К. Райкина о цензуре и т.д. У меня спросили: "Вас заставляют что-то делать? У вас что-то запрещают?". Я искренне и очень радостно сказал, что нет, слава Богу, у нас нет цензуры, нас не заставляют, и мы творим. Ровно на следующий день понеслась лавина, которая подминала под себя всех: главврача-психиатра, который предложил проанализировать все спектакли Тульского ТЮЗа. Это нормальный человек? Как к нему идти на прием, если он это предлагает, не видя ничего? Потом была масса каких-то социальных организаций, которые требовали, чтобы в Новогодней кампании звучали исключительно песни из советских мультфильмов. Я недавно чистил компьютер, так там писем двадцать было точно: ФАС, прокуратура, уполномоченный по защите прав ребенка... Жалобу положено рассмотреть и ответ переслать  заявителю.  А одна высокопоставленная дама из педуниверситета при контрольном видеопросмотре эпизода «Тришка» на замечание «Это номер европейского уровня» сурово пригрозила: «Нам не надо ровняться на Европу – там разрешают однополые браки!». Вот где хоррор!
Prosto pochitayte - foto 4.jpg   - Как мы выяснили, задачи пугать не было, какова же сверхзадача этого спектакля?
   - Построй храм в своей душе. Что это значит? Гармония должна быть, гармония во всем. Разбудить интерес к тому, что казалось неинтересным или заскорузлым. Ни для кого не секрет, что многих писателей, поэтов мы открываем уже после школы. Того же Маяковского, например, - удивительный лирик и т.д. Тургенев очень непростой человек и непростой писатель, он может научить и добру, и злу, и тому, как этому злу противостоять. Причем, он это делает без транспарантов, окна РОСТА - это не для него. Он обладает удивительной силой изображения и убеждения. Стоит прочитать, как Герасим прощается с Муму, чтобы возненавидеть рабовладельческий строй. Оказывается, собака тут и не при чём, а Тургенев не призывает к революции, не призывает топить собак.
   - Что можете пожелать или посоветовать нашим зрителям?
   - Приходите, смотрите. Пусть вам не понравится… А вдруг наоборот? Вдруг вы скажете: "Неожиданно…", а потом придете домой, а в голове "А ведь неплохо". И вы, возможно, согласитесь с мнением девятиклассника, который после просмотра спектакля сказал своему учителю: «Мне захотелось пожать руку Тургеневу!» 

Тульский ТЮЗ (ТЮЗ TV 24/07/2017)

 


 

 



Рейтинг: 0 Голосов: 0 336 просмотров
Оцените статью: 0Нравится0Не нравится

Возврат к списку


Тульский Театр Юного Зрителя, 2011
Тула, ул. Коминтерна, д.2
Тел: (84872)56-97-66
Яндекс.Метрика
Перепечатка любого материала запрещена.
без указания ссылки на сайт.
Права авторов защищены,
копирование преследуется законом.
^ Наверх