..КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ..

.....Новости.....
Лучше один раз увидеть...
Лучше один раз увидеть...
Вчера состоялся предпремьерный общественный показ спектакля "Аленький цветочек" и новогодней интермедии в рамках проекта "Детская классика".
"Я очень люблю жизнь"
"Я очень люблю жизнь"
 К 100-летию Зинаиды Васильевны Леонтьевой (1919), заслуженного работника культуры России (1982)
Открытие 89-го театрального сезона
Открытие 89-го театрального сезона
Дорогие друзья! Поздравляем с открытием 89-го театрального сезона!
.....Мы в соцсетях.....

..........ФОТОАЛЬБОМ..........
......Наши партнеры......

   Teatri detyam.png      logotype.png  

Кутюрье.png   Культура малой Родины.png   

.....Новости региона.....

ТЕАТР И ШКОЛА

К 65-летию Тульского ТЮЗа

 

С ПЕРВЫХ же лет, кроме спектаклей, в ТЮЗе велась и другая работа с юными зрителями и их родителями. Так, в 1934 году при театре был организован так называемый шумовой кружок, состоявший из двадцати школьников города. Руководил им артист С. И. Пилипенко.

 

  Вечерами, после занятий в школе, в выходные дни мальчики и девочки собирались в ТЮЗ на репетиции. Юные музыканты играли на барабане, кастаньетах, губных гармошках, цимбалах, балалайках. Весело, задорно звучали популярные в ту пору песни: «Тачанка», «Конармейская», «О Щорсе», «Полюшко-поле», «Марш трактористов» и другие. Маленькие «артисты» выступали в школах, парках, во Дворце пионеров и клубах. Все члены этого кружка были активистами театра, присутствовали на генеральных репетициях, являлись первыми зрителями всех спектаклей, обсуждали их, дежурили в зале во время представлений, следили за порядком в фойе в антрактах.
  Много интересного было в работе педагогической части ТЮЗа в 1951-1966 годах, когда ею руководила А. В. Зименкова. Все спектакли тогда ставились непременно с учетом возраста зрителей, и большинство из них, как правило, имели успех. Наверное, в этом была какая-то заслуга и заведующей педчастью. Дело в том, что некоторые пьесы, прежде чем быть поставленными на сцене, читались и обсуждались в школах. Судя по реакции слушателей, режиссер-постановщик делал вывод: ставить читаемую пьесу или нет. Такая проверка давала свои результаты.
  Многие в зрительном зале плакали во время спектакля «Саша Чекалин». Особенно волновала юных зрителей сцена допроса героя эсэссовским офицером, роль которого исполнял артист Андреев. Часто при выходе из театра «офицер-фашист» бывал «атакован» ребятами, которые, бросали в него чем попало. Вот какую ненависть к врагу возбуждали тюзовские спектакли на историко-патриотические темы.
 Зименкова рассказывала и о таком случае. Один инвалид, сидевший в седьмом ряду, так расстроился, что встал и бросил в «немецкого офицера» костыли.
  После просмотра спектакля в школах города и села устраивались обсуждения, встречи с актерами, режиссерами, художниками и другими работниками театра.
  Анна Васильевна много потрудилась для того, чтобы школах появились «Уголки ТЮЗа», где помещались афиши, репертуарные планы, фотографии артистов, снимки сцен из идущих спектаклей, отзывы на них, рисунки-иллюстрации учащихся к полюбившимся представлениям, рекомендации о том, как смотреть спектакль, как вести себя в театре.
  Зименкова всеми силами, и сама, и через актеров и режиссеров пропагандировала готовящиеся к постановке и уже идущие спектакли. И результатом бывал хорошо заполненный зал. Усилиями Анны Васильевны в театре бывал создан большой постоянно действующий актив из школьников, родителей и учителей. Папы, мамы и педагоги входили в состав художественного совета театра. Учителя литературы всегда принимали самое активное участие в составлении репертуарных планов.
Педчасть организовала детский школьный лекторий по вопросу театра, искусства и литературы. Лекторами-общественниками стали актеры, режиссеры и художники.
  При театре, как уже было сказано, постоянно находилась группа ребят, составлявших актив. Это были любознательные школьники, любившие театр, старавшиеся узнать все его «секреты». Они «пропадали» все свободное время в театре, участвовали в работе кружка юных рецензентов, выпускали стенгазету «Юный зритель», организовывали в своих школах «Уголки театра». Ведущие актеры проводили с ними беседы о театре, разбирали спектакли.
  А в 1960 году подобралась такая активная группа, которая потянулась к большему: просила организовать с ними регулярные занятия и обязательно подготовить какой-нибудь спектакль. А. В. Зименкова уговорила дирекцию театра использовать ребячий энтузиазм, придав группе более определенную форму.
  И вот при ТЮЗе решено было организовать молодежный театральный коллектив. Руководителем вызвался стать бывший актер Арсений Дмитриевич Тихомиров, много лет проработавший в театрах страны. Коллектив назвали «Спутником».
  С 9 апреля началась систематическая работа. Четыре месяца осваивали исключительно основы сценического мастерства. И только после того как ребята стали понимать, что к чему, приступили к работе над пьесой Ю. Чепурина «Когда нам было по семнадцать». Подготовка шла весьма тщательно. Параллельно репетициям подбирали костюмы, парики, оформление.
  Наконец все готово. Премьера спектакля, состоявшаяся в октябре, была принята зрителями очень тепло. Спектакль много раз повторялся как в театре, так и на выезде: в школах, клубах, воинских частях. Успех его показывал, что «Спутник» находился на верном пути. О нем начали с одобрением говорить, писать в местных газетах.
  Большим праздником для «Спутника» стал приезд на спектакль «Жизнь и преступление Антона Шелестова» (по повести «Честь») автора пьесы, лауреата Государственной премии Г. А. Медынского, который, сделав подробный разбор, дал работе юных актеров высокую оценку.
  Всего «Спутником» за 11 лет его работы осуществлено 26 многоактных спектаклей, более двух десятков одноактных и много интермедий.
  И снова хочется вспомнить о тесном содружестве ТЮЗа со школами города. В театре регулярно проводились «Дни директора», семинары директоров школ совместно с представителями облоно и гороно.
  В школы приходили артисты ТЮЗа, оказывали помощь драмкружкам, давали советы по их организации там, где кружков еще не было. Артисты читали, в школах отрывки из пьес, готовившихся к постановке, разбирали, обсуждали их с учащимися. Иногда показывали из готовящегося спектакля отдельные, наиболее яркие сцены, проводили контрольные репетиции, устраивали зрительские конференции и смотры школьной художественной самодеятельности. Все лучшее, что находили в школах, выносили на сцену театра, делали достоянием школьников всего города. В стенах школ и ТЮЗа организовывались выставки ученических рисунков и сочинений по спектаклям театра.
  Полнокровной была жизнь совета юных друзей театра.
  Любопытен опыт кружка затейников, работавшего тогда при ТЮЗе. Во время антрактов члены этого кружка проводили в комнате отдыха театра различные игры. Слышались веселые шутки, бодрый смех. Оказавшись в «Зоне ха-ха-ха», некоторые курильщики забывали побывать в туалете и затянуться там голубым дымком папироски, завалявшейся в кармане. Из театра затейники несли свои номера в родные школы и помогали там учителям организовывать веселые перемены, разучивали новые песни, игры.
  А сколько увлекательных встреч юных зрителей с интересными людьми проводилось в театре! Тут побывали артисты Любовь Орлова, Леонид Харитонов, Игорь Ильинский, Нина Алисова, Зоя Федорова и другие знаменитости. Приезжала (тогда ставили «Как закалялась сталь») жена писателя Николая Островского — Р. П. Островская. Побывали здесь и не очень еще известные тогда, а теперь именитые артисты Олег Ефремов и Олег Табаков. Сюда приходили тульские писатели Иван Панькин, Юрий Щелоков, Александр Лаврик и другие.
  После Зименковой в педчасти ТЮЗа плодотворно трудились некогда отличная актриса-травести Г. И. Лукьянова, затем — В. Д. Плотникова, потом — выпускница пединститута Л. В. Ершова.
  По-прежнему существовал школьный актив друзей театра, теперь под названием «Рампа» (6-10 классы). С его помощью и участием в школах проводились беседы, встречи с артистами, праздники первого посещения театра, выпускались стенгазеты, посвященные театру, оформлялся стенд «Внимание — ТЮЗ!» В сезон 1979-1980 года, например, в клуб «Рампа» входило около сорока ребят из школ города.
  Для каждого района ежегодно проводились «Дни учителя» с показом и обсуждением нового спектакля. А когда в репертуаре театра появился спектакль «Остановите Малахова!», поставленный по пьесе В. Аграновского режиссером В. Тихонравовым, театр стал целенаправленно вести работу с родителями, потому как эта постановка была посвящена острейшей проблеме «трудного подростка». В театре систематически проводились родительские собрания, районные практические конференции на тему «Воспитание детей — дело государственное» с приглашением на них не только родителей и учителей, но и работников детской инспекции, прокуратуры, комиссий по делам несовершеннолетних, членов советов содействия семье и школе, существовавших на предприятиях.
  Все более тесные связи устанавливались у театра с молодежью города. ТЮЗ дружил с пединститутом имени Л. Н. Толстого, где был создан факультет общественных профессий. Студент, который готовился стать школьным учителем, учился вести внеклассную работу по эстетическому воспитанию учащихся, руководить, скажем, драматическим кружком в школе. И, конечно, в его интересах было стать верным союзником профессионального детского театра. Посещать его, прокладывать к нему путь-дорожку для своих воспитанников. И не только приводить их в театр в порядке очередного «мероприятия», а готовить детей к восприятию спектакля.
  Договор о творческом сотрудничестве с ТЮЗом заключил в ту пору и политехнический институт (ныне государственный университет). Там создали малый художественный совет ТЮЗа, куда вошли представители института, которые вместе с руководителями театра участвовали в выборе репертуара, рекомендовали спектакли к показу в студенческой аудитории.
  Подобный договор о содружестве имелся также между ТЮЗом и тульским заводом точного машиностроения. При театре существовал молодежный худсовет из учащейся и рабочей молодежи Тулы.
  Хорошим делом театра следует назвать «Письмо к учителю» и обращение к юному зрителю «Ты приходишь в театр». Эти материалы учителю напоминали о возможных формах сотрудничества театра и школы; учащимся говорили о том, как надо вести себя в театре, помогали понимать спектакли; уважаемых пап и мам, бабушек и дедушек просили не забывать, что они не просто зрители, не только сопровождающие своих детей и внучат, они еще — и это главное— образец поведения для ребят...

С.Рассаднев (Тула вечерняя 25/07/1996)

 


 

 

 

 


Рейтинг: 0 Голосов: 0 678 просмотров
Оцените статью: 0Нравится0Не нравится

Возврат к списку


Тульский Театр Юного Зрителя, 2011
Тула, ул. Коминтерна, д.2
Тел: (84872)56-97-66
Яндекс.Метрика
Перепечатка любого материала запрещена.
без указания ссылки на сайт.
Права авторов защищены,
копирование преследуется законом.
^ Наверх