..КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ..

.....Новости.....
Общерегиональный День Приема Граждан
Общерегиональный День Приема Граждан
15 октября 2019 года с 15 часов 00 минут до 20 часов 00 минут в Тульской области состоится общерегиональный День приема граждан.
"Актриса! И в войну я не изменила своей профессии"
"Актриса! И в войну я не изменила своей профессии"
"Начало войны обрушилось на меня, когда я уже была связана с профессиональным театром..."
"Потом грянула война..."
"Потом грянула война..."
" До войны театр был любим и взрослыми, и детьми. Самым популярным и любимым спектаклем был «Пионерская застава». Его сыграли 99 раз.
Потом грянула война...
.....Мы в соцсетях.....

..........ФОТОАЛЬБОМ..........
......Наши партнеры......

   Teatri detyam.png      logotype.png  

Кутюрье.png   Культура малой Родины.png   

.....Новости региона.....

ТРОЙКА, СЕМЕРКА, ТЮЗ...

Шутливая фатальность заголовка пусть не настроит нас на чересчур смешливый лад. Когда читаешь почту, приходящую из тюзов страны, совсем как-то не хочется смеяться. Признаться, даже читать эти письма не хочется, ибо все опять повторится сначала.

 

  Очередная весть о том, что в тюзе плохо — за долгие годы подобных сообщений,—стала восприниматься наподобие будничной фронтовой сводки: «За истекшие сутки на таком-то участке ничего существенного не произошло». Неблагополучие стало нормой. Вот если где-то хорошо: интересные спектакли идут, атмосфера в коллективе дружная и творческая,— тогда едва ли не ЧП. Непременным спутником такой новости, как правило, является предательская мыслишка: не иначе как режиссер N. все это благолепие в тюзе наладивший, долго там задерживаться не собирается. Год-другой, и уйдет в драму! К тому же важно, как сложились у него отношения с городскими властями. Если не впал еще в немилость, значит, впадет. Не сомневайтесь, хотя бы одно из этих пророчеств обязательно сбудется.
  Самый типовой конфликт: отчим — в областном управлении культуры, пасынок — главный режиссер театра юных зрителей. Отчиму, как и водится, нет дела до капризов пасынка, который, такой-сякой, вздумал ставить острую современную пьесу, да еще ссылается на Москву, где, дескать, ее разрешили.
  Непомерные аппетиты пасынка, можете себе представить, распространились и на сферу материальную. Ему, видите ли, костюмы и декорации убогие, в буфете, понимаете ли, булочки, которым «шаг до точильного камня», в фойе, извините, пахнет туалетом, а фасадом, тысячу извинений, здание походит на амбар, да и крыша течет. Словом, претензии у пасынка. Места своего не знает. Скромного места служителя на ниве воспитания подрастающего поколения.
  Заметьте, слово «театр» в разговоре местных властей о тюзах практически не употребляется. Это малозначительное обстоятельство попросту забыто. Вероятно, подобная забывчивость — главная причина традиционных претензий к репертуару, когда каждый поворот со школьно-зоологической магистрали (октябрята—пионеры, зайцы—медведи) воспринимается как злостное вольнодумство. Но если и простить управленцу его радение о стерильном тюзовском репертуаре, если и объяснять его неусыпной заботой о нравственной чистоте наших детей, то как объяснить полное пренебрежение к условиям, в которых будет соблюдаться и поддерживаться эта чистота. Чем и как обосновать стойкую закономерность: в представлении местных руководителей идея воспитания подрастающего поколения средствами театра, кажется, навсегда облачилась в гордые нищенские одежды.
  Калининскому тюзу, на первый взгляд, повезло больше, чем многим другим. Отданный под этот театр старинный особняк XVIII века был в свое время реконструирован, о чем торжественно и долго сообщали местные газеты. Однако реконструкция не привела к существенному улучшению условий: репетиционных помещений по-прежнему не хватает, декорации хранить негде, прибавим к этому убогие интерьеры, и блиц-портрет среднестатистического тюза завершен. Впрочем, забыта существенная деталь, а точнее, персона — директор театра юного зрителя. Если искать и тут типические черты, то определяющим свойством много лет проработавшего в этом театре директора Ю.Смирнова были горячее пристрастие к финансовому плану и столь же горячая неприязнь к главным режиссерам, у которых, как водится, нет пристрастия к финансовому плану.
  Право слово, посочувствовать надо тому, кто берется в наши дни возглавить театр юного зрителя да вдобавок водворить в нем принципы высокого искусства. Если он человек серьезный и привык смотреть в корень вещей, то должен задать себе однажды раскольниковский вопрос: «Кто я, тварь дрожащая или право имею?» Если же он чувствителен и раним, то, пожалуй, не избежать ему комплекса «маленького человека».
  Ю.Копылов, жесткий и далекий от всяких комплексов режиссер, за пять лет создал в Орле один из интереснейших в стране тюзов. С тех пор прошло еще пять лет. Режиссер ушел в драму. Устал от изнурительной и бесплодной борьбы с управлением культуры за право знать, что нужно юному зрителю, а что не нужно. О том, прежнем Орловском тюзе, еще вспоминают театралы, специалисты, интеллигенция города. Но его больше нет, есть измотанный и растерянный коллектив, в котором с тех пор сменилось три главрежа.
  А что думает о жребии своем режиссер В.Бонрев, выпускник Ленинградского института театра, музыки и кинематографии? Заметим, этот человек убежденно хотел работать  в детском театре, что само по себе сегодня — приятное исключение. Но, вот беда, имел  свои собственные репертуарные пристрастия, которые не нравились уже упомянутому калининскому директору Смирнову и солидарному с ним областному начальству. Да  вдобавок человек оказался интеллигентный,  ранимый. Словом, самый  подходящий того, чтобы от него избавиться. Вот ведь не задача — это второй такой случай с В.Богатыревым. Первый произошел с ним в Туле. Так и напрашивается вывод: сам виноват, не могут же в городах, в двух театрах возникнуть настоль-идентичные ситуации. Смею заверить, если в чём и виноват В.Богатырев, то в излишней мягкости характера.
  Почти год назад в нашей газете была опубликована статья О.Смирновой «Соло для директора в которой автор анализировала положение, сложившееся в Тульском тюзе. Творческое неблагополучие органично сочеталось в этом театре с произволом директора, феодальная хватка которого чрезвычайно импонировала начальнику некого областного управления культуры. Чуткий ко времени директор Б.Карцев решил провести у себя в театре перестройку. Сменив неугодных ему главных режиссеров, в их числе и В.Богатырева. Б.Карцев «прибыл наконец к давно желанной гавани блаженства»: нынешний главреж Л.Арзуньян подпишется под любой директорской акцией. Была попытка использовать и конкурс по переизбранию на новый срок работы в театре. По сценарию Б.Карцева, должны были не пройти актеры В.Золотова, Л.Егорова, В.Симоненко, никак не желавшие умерить свой общественный пыл и критический темперамент. Дело было «на мази», но сорвалось, из-за досадных юридических формальностей, на которые указала выездная комиссия Министерства культуры РСФСР. Прошел год. И есть опасения, что теперь получится то, что не задалось год назад: администрация стала умнее юридически подкованнее. К слову сказать, официальных ответов на статью «Соло для директора» редакция так и не получила.
  Но должно же, наконец, областное управление культуры  пересмотреть свои взгляды  на  детский театр, как на некое вспомогательное школе скромненькое учреждение с сиротскими повадками. Должна наконец прекратиться директорская вседозволенность, которая, крайне неприятная сама по себе, в случае с Карцевым помножена еще и на некомпетентность и пренебрежение творческими интересами. Должна, конечно обновиться труппа, но обновление это обязано быть подчинено какой-то художественной идеи, а не одной только административной неприязни к строптивым.
  Рязанский ТЮЗ за последний год попал в поле зрения пяти центральных и местных печатных изданий. Здесь уволили главного режиссера, а затем и актеров, вставших на его защиту. А правда, восстановили. Но какой ценой! Двум артистам областное управление культуры и дирекция театра предложили должности помрежа монтировщика сцены. Были среди «отставленных» и те, кто попал, по словам руководства театра, «под омоложение труппы». Любопытно какой нежный актерский возраст считается в Рязанском ТЮЗе достойным выходить на сцену, если под омоложение попали люди 25—30 лет.
  А теперь кое-что поинтереснее. Знаете был тот уволенный режиссер? С.Кузьмин. Да-да, тот самый, что теперь в Калинине...
  Никак не отделаться от ощущения, вступили в некий дьявольский круг. В.Богатырёв, «съеденный» в Туле, попадает в Калинин, где так же «съеден». В это время в Рязани та же неприятная операция произведена над С. Кузьминым и вот последний занимает место В.Богатырёва в Калинине. На место С.Кузьмина приход В.Грищенко, который... Чур-чур, не надо! Человек поставил уже один серьезный спектакль. Может быть, поставит еще. Правда, труппа слаба, разъедена частой сменой режиссеров, застарелым ощущением собственной ущербности, привычным директорским всевластием. См. Тула, Калинин, Орел. Схема одна. Только это вовсе не означает, что Кузьмин похож на Богатырева, Богатырев на Грищенко, а тот еще на кого-то, следующего—сколько их по нашим тюзовским городам и весям! Горькая, почти мистическая фатальность ситуации заключается в том, что любой из них в сложившихся условиях вряд ли что-то может кардинально изменить. ...Три карты, три карты...
  Суровая истина еще и в том, что тюзовское «вчера» почти ничем не отличается от тюзовского «сегодня». Если на территории взрослого театра заревели бульдозеры, то на скромных полях тюза только-только слышен слабый звук заступа. Действующий с начала этого года театральный эксперимент коснулся семи детских театров страны. А это значит, что репертуарную и экономическую самостоятельность обрели семь коллективов из пятидесяти восьми. Но начинать им, похоже, с нуля. На организационно-экономическом пепелище. Трудная задача.
  Так как же все-таки побороть материальную нищету, творческую запущенность, по-прежнему непоколебимые репертуарные барьеры, равнодушно-снисходительное отношение городских властей? Надо менять все, начиная с закостенелой системы представлений о творческом диапазоне тюза и кончая его материальными нуждами, его местом в театральной семье города. Сколько их, вопросов: актерские зарплаты, обучение кадров (искусству работать в детском театре нигде не учат) драматургический голод, педагогическое невежество...
  На одном из совещаний в Союзе театральных деятелей, где обсуждались пути развития тюзов, присутствовал кинодраматург. Он попросил слова:
  — То, о чем здесь говорится, напоминает мне зарю наших кинематографических преобразований. Еще год назад мы так же робко нащупывали способы, как вывести детское кино из застоя. А потом научились смело ломать сложившиеся стереотипы, мыслить практически, считать деньги...
  Далеко еще ТЮЗам до этого, ох как далеко. А пока что тюзовский режиссер устал строить карточные домики. Презрев «жалкий жребий» свой, он уходит в драму...

Н.Каминская (Советская культура 1/09/1987)

 


 

 

 

 


Рейтинг: 0 Голосов: 0 640 просмотров
Оцените статью: 0Нравится0Не нравится

Возврат к списку


Тульский Театр Юного Зрителя, 2011
Тула, ул. Коминтерна, д.2
Тел: (84872)56-97-66
Яндекс.Метрика
Перепечатка любого материала запрещена.
без указания ссылки на сайт.
Права авторов защищены,
копирование преследуется законом.
^ Наверх