..КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ..

.....ИСТОРИЯ В ДАТАХ.....
.....Новости.....
"Актриса! И в войну я не изменила своей профессии"
"Актриса! И в войну я не изменила своей профессии"
"Начало войны обрушилось на меня, когда я уже была связана с профессиональным театром..."
"Потом грянула война..."
"Потом грянула война..."
" До войны театр был любим и взрослыми, и детьми. Самым популярным и любимым спектаклем был «Пионерская застава». Его сыграли 99 раз.
Потом грянула война...
Заканчивался юбилейный 10-й театральный сезон
Заканчивался юбилейный 10-й театральный сезон
В июне 1941 года заканчивался юбилейный десятый театральный сезон театра.
.....Мы в соцсетях.....

..........ФОТОАЛЬБОМ..........
......Наши партнеры......

   Teatri detyam.png      logotype.png  

Кутюрье.png   Культура малой Родины.png   

.....Новости региона.....

У СКАЗОК НЕТ ВОЗРАСТА

Сказки способны жить вечно, и вчерашние дети будут опять по-новому рассказывать их своим сегодняшним внукам. А Тульский ТЮЗ, как сказочник всех времен и поколений, будет опять звать к себе и обещать новые чудеса.

 

  Сегодняшнее время - самое, пожалуй, неблагодатное для детских театров. И дело тут не только в развале экономики и нехватке средств ни на покупку новых постановочных материалов. Гораздо страшней апатия, входящая в души, нежелание родителей уделять время общению со своим чадом в погоне за прожиточным минимумом (а то и за максимумом). И «не самооправданием, а потребительской гордостью звучат разговоры о том, что трех-, пяти-, семилетний малыш сам умеет включать "видик" и ставить кассету с любимыми "мультиками". И, как в "Приключениях Алисы", отсюда мораль: ни в какие театры моего ребенка не затащишь, ему там скучно после диснеевского мельтешения.
  Но спасибо хоть школе: детей в театр приводят учителя, учат быть зрителями - а это наука непростая, - учат не просто сидеть, смотреть и поглощать, но думать, общаться с актерами. И вдруг оказывается, что старые-старые сказки куда интереснее чудес современной видеотехники. В нашем ТЮЗе начало сезона ознаменовалось тремя премьерами: "Малыш и Карлсон" С. Прокофьевой и Г.Сапгира, "Спящая красавица" И. Ольшанского, поставленными А. Литкенсом, и кукольным спектаклем по сказке С. Козлова "По зеленым холмам океана", который поставил И. Лучихин. Знакомые названия, известные сюжеты, но сколько радости у маленького народца!
  Все спектакли разные по сути, по времени и месту действия, но есть в них общее - доброта.
  Действия "Карлсона" происходят в бытовой среде: реальная квартира, реальный город. Но здесь есть протест против этой среды, против ежедневного серого существования. И тогда сбывается фантазия, именуемая Карлсоном. Художник С. Сачков изобразил место действия на свой лад: это какая-то шаловливая Швеция с черепичными крышами и неровными, словно рукой ребенка нарисованными окошками, над фонтаном - пузатый купидон, у которого торчат куриные крылья. И рисунки собак в комнате Малыша словно автограф: кому в Туле неизвестен календарь Сачкова "Наши знакомые"?
  Эта пьеса в середине семидесятых была поставлена в Театре сатиры, потом вышел на экраны мультфильм, повторяемый с весьма четкой регулярностью, и, наконец, перестала быть дефицитной книга Астрид Линдгрен. Все знакомо наизусть, зачитано до дыр, но с каким интересом смотрят зрители и с каким подъемом играют актеры! Тема-то благодатная: соврменная, хоть и фантастическая повесть - ведь в ней присутствует некое инфернальное существо. В сущности, Карлсон - это словно второй Малыш, которому позволено все то, что запрещено Малышу. Такое вот раздвоение личности, прекрасно сыгранное Н.Леоновой. Публика ей верит сразу, принимая ее Малыша как обычного мальчишку в порванных штанах. Детей на сценах театров играют, как правило, взрослые, иное дело - кино, куда наряду с известными актерами приглашают школьников. А сцена - испытание артисту: если чуть-чуть проскользнет фальшь, разоблачат в два счета. Но уж если примут, начнется такое сопереживание!..
  Несмотря на бытовой фон с клетчатыми пледами и настоящими игрушками, эта квартира в спектакле Литкенса предстает все-таки миром фантазии. И Карлсон (И.Берзон), распевающий под общий смех: "Булка с колбасой - это я..." - как проводник в мир Детства, где все обязательно закончится хорошо, и даже бандиты Филле и Рулле (А.Вешников и С.Исмангулов) вызывают не ужас, а только восторг. И лишь фрекен Бок - объект неприязни, даже после окончания спектакля ей не хотят аплодировать: актриса В.Силко может гордиться правильно найденными приемами.
  Вообще, если вспомнить главный театральный принцип: злодеев играть всегда интереснее, чем положительных героев, то заслуженной артистке России Валентине Силко повезло - в двух спектаклях ей досталась роль злого гения, в "Спящей красавице" Литкенс доверил актрисе роль злой феи, которая и закручивает весь сюжет. Автор этой пьесы И. Ольшанский известен взрослым зрителям своими работами в отечественном кинематографе. В 1956 году он выиграл Всесоюзный конкурс на лучший киносценарий и был удостоен премии ООН "За гуманизм", а фильм "Дом, в котором я живу" был впоследствии удостоен множества международных призов и премий. По сценариям Ольшанского были сняты такие известные фильмы, как "А если это любовь?", "Трое вышли из леса", "Не забудь... станция Луговая", "Гонщики", "Такая короткая долгая жизнь". Поэтому пьеса "Спящая красавица", написанная по мотивам европейских сказок, сомнений ни у театра, ни у режиссера не вызывала.
  Сказочное королевство в этом спектакле создал художник С.Мазанов. Ш. Перро и Г. X. Андерсен, видимо, служили ему вдохновением, поэтому все на сцене такое полунемецкое-полуфранцузское: готические окна, кресла, замки, фижмы и буфы в костюмах персонажей. И найдено интересное решение в оформлении сцены: белые тюлевые драпировки, дающие большие возможности для фактурного света, для различных перестановок, когда замок с колоннами вдруг покрывается паутиной векового сна.
  И опять действуют узнаваемые, с увлечением сделанные герои: Король (И.Берзон), Королева (М.Федорова), Принцесса(Н.Леонова), Принц (И.Небольсин), Фея Доброе Сердце (Т.Домская), и еще целая толпа придворных и просто сказочных существ. Как сказал А. Литкенс: "Мне вся эта компания напоминает королевскую компанию из "Обыкновенного чуда", где Король то готов всех подряд награждать, то рубить головы, и прописано это очень четко, со структурой отношений дворцовой камарильи. Но во втором акте автор пошел по пути, который я сам называю для себя путем преодоления препятствий: там такая масса приключений, что половину пришлось сократить. Но дети сопереживают, и это получается естественно: мы никогда не выстраиваем специально зрительские реакции. Если об этом заботиться, все как раз получается наоборот".
  Действительно, дети переживают: топают ногами, подсказывают, куда героям нужно пойти, радостно аплодируют каждому появлению доброй Феи. И тут самым важным для актера бывает: вжиться, пусть в фантастические, но предлагаемые обстоятельства, и тогда зритель пойдет за ним - это же живой человек, как не довериться ему, ведь не двумерная же плоская кукла с экрана зовет за собой.
  Но кукла на сцене - иное дело. Удивительно трогательный спектакль "По зеленым холмам океана", поставленный кукольной группой ТЮЗа, юные зрители видели в летних лагерях, и уже тогда он приобрел своих поклонников. Теперь спектакль играют на сцене, и дети и взрослые плачут в финале, как плачут они в "Карлсоне", сопереживая горю наивного Малыша. А здесь действуют старый морской Волк (И. Лучихин) и добродушный трусливый Зайчишка (Т. Лучихина), мечтающие уплыть за своей мечтой по морю Осени, куда вливаются реки Дождей. Но мечта всегда достигается дорогой ценой, через преграды и потери, через козни Лисы (В. Москалева) и Совы (Т. Кузина). Но надо только очень верить, и тогда лесная избушка станет кораблем, а потом вдруг ее тесные стены словно рухнут, и взовьется парус на мачте. И этот спектакль сыгран столь тонко, что в финале не звучат победные фанфары, но поселяется в душах светлая грусть. Возможно, такое общение со зрителем важнее любых назиданий. В деле воспитания проповедями и запретами ничего не добьешься. И педагогическое назначение театра не в подтверждении подручными средствами правильности установок родителей и учителей, а в воспитании духовного мира растущего человека.
  В самом деле, порядком поднадоели слова о необходимости знать своего зрителя, учитывать возрастной состав аудитории и т. д. Слова сами по себе справедливы, но главное-то не в этом. Оставить след в душах - это ли не самое важное?.

Марина Панфилова, фото Евгения Латышева (Тульские известия 28/10/1999)

 


 

 

 

 


Рейтинг: 0 Голосов: 0 707 просмотров
Оцените статью: 0Нравится0Не нравится

Возврат к списку


Тульский Театр Юного Зрителя, 2011
Тула, ул. Коминтерна, д.2
Тел: (84872)56-97-66
Яндекс.Метрика
Перепечатка любого материала запрещена.
без указания ссылки на сайт.
Права авторов защищены,
копирование преследуется законом.
^ Наверх