..КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ..

.....Новости.....
Лучше один раз увидеть...
Лучше один раз увидеть...
Вчера состоялся предпремьерный общественный показ спектакля "Аленький цветочек" и новогодней интермедии в рамках проекта "Детская классика".
"Я очень люблю жизнь"
"Я очень люблю жизнь"
 К 100-летию Зинаиды Васильевны Леонтьевой (1919), заслуженного работника культуры России (1982)
Открытие 89-го театрального сезона
Открытие 89-го театрального сезона
Дорогие друзья! Поздравляем с открытием 89-го театрального сезона!
.....Мы в соцсетях.....

..........ФОТОАЛЬБОМ..........
......Наши партнеры......

   Teatri detyam.png      logotype.png  

Кутюрье.png   Культура малой Родины.png   

.....Новости региона.....

ВОСПИТАНИЕ ДУШИ

Театр юного зрителя - театр педагогический. Это утверждение, конечно, нужно понимать в более широком смысле слова, нежели применительно к школе.

 

  Он педагогический постольку, поскольку имеет дело с детьми, а ребенка воспитывает все, с чем он бы ни соприкасался. И уж, конечно, огромную воспитательную силу имеет театр с его зрелищностью, силой и яркостью эмоций, обостренностью мысли. Уроки театра часто оказывают воздействие на душу ребенка самое решительное, производят впечатление незабываемое.
  С этого, примерно, началась наша беседа с директором Тульского ТЮЗа Б.С.Карцевым и главным режиссером Ю.Т.Шиловым накануне открытия сезона. Юрий Тимофеевич даже считает, что на первом этапе жизни ребенка, в самый главный период его психологического развития, семья и детский театр играют решающую роль в становлении личности, причем театр не менее важен в этом сочетании, поскольку без него развитие личности ребенка может получить патологическое направление.
  - Может быть, ваше утверждение чересчур полемично, если можно так сказать?
  - Я так не думаю. Воспитание в человеке доброты, совести, умения жалеть и сочувствовать, то есть воспитание на уровне чувства, должно начинаться очень рано, и здесь театр с его вечными темами незаменим. В последнее время есть ощущение некоторой девальвации, обесценивания этих вечных ценностей - доброты, любви в широком понимании этого слова, преданности, умения жертвовать чем-то ради другого
  Человека - именно в среде молодежи. Значит, упущено какое-то время в воспитании, необходимо осознать это, найти пути к исправлению, серьезной ошибки...
  - Значит, нужно вести речь о репертуаре, начиная с самых маленьких...
  Б.С.Карцев. Тюзовского зрителя принято делить на четыре группы: дошкольники, младшие школьники, средние и юношество. Что касается репертуара первых двух групп, он у нас уже несколько лет устойчив, стабилен, хорошо посещается. Чего стоит «бессмертный» «Зайка-зазнайка», поставленный Г.Кондрашовой! Он идет десять лет, выдержал 770 представлений, «ездит» на все гастроли. Охотно посещают младшие и средние школьники спектакли «Белоснежка и семь гномов», «Сыщик или никто», «Гамбит Бурлацкого». А спектакль «Золотой ключик, или приключения Буратино», поставленный В.Тихонравовым, нам напомнил позабытые уже времена, когда зал полон не «организованными», а самостоятельными, пришедшими в театр зрителями, а у подъезда спрашивают: «Нет ли лишнего билетика»...
  - Видимо, работает обаяние классики, само это веселое и любимое всеми имя - Буратино  вызывает  неудержимое желание пойти в театр не только у детей, но и у взрослых, всколыхнуть в душе детство?
  - Вполне возможно...
  - Это как раз вновь поднимет вопрос о месте классики в репертуаре. Странно, что к ней обращаются  довольно редко. Она всегда притягательна, на эти спектакли, как мне кажется, зритель должен ходить неизменно.
  Ю.Т.Шилов. Согласен с вами, и не только теоретически. Более дальняя перспектива нашего театра - работа над инсценировкой повестей Л.Н.Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность». В каждом сезоне думаем ставить одну часть трилогии. Хотелось бы, чтобы эта работа стала программной для театра, нашей, как говорится, визитной карточкой. Помимо общей темы этих спектаклей - воспитания гражданской совести человека - в каждом спектакле мы ставим конкретные задачи. В «Детстве» - воспитание в человеке доброты, любви ко всему живому, преданности родителям, друзьям, чувства дружбы. В «Отрочестве» - более аналитический подход к жизни, когда к миру чувств, в котором живет ребенок, подключаются рассудок, анализ, оценка. И «Юность» - время действия, сознательного выбора цели человеком, ощущение себя гражданином...
  - Это прекрасная перспектива, но все-таки не сегодняшняя. На открывающийся сезон ситуация более менее ясная с репертуаром для младших школьников. В остальном же в последнее время в ТЮЗе, если я не ошибаюсь, ощущалось какое-то неблагополучие...
  Б.С.Карцев. Да, были нелегкие времена. Менялись главные режиссеры, с ними уходили артисты, значит, снимались с репертуара спектакли. Так, после ухода В.Богатырева был снят практически весь репертуар для юношества. Не выправил положения и Н.Курьяков - два его спектакля продержались один сезон. Сейчас, я считаю, положение меняется к лучшему. Финансовый план мы выполняем, плановых 400 спектаклей в год показываем. По экономическим показателям в Министерстве культуры РСФСР наш театр - один из лучших среди ТЮЗов республики. Правда, почти 40 процентов плана мы делаем на гастролях, немало спектаклей показываем в нашей области, так что хотелось бы большей любви к нам от юных туляков. Но и в этом смысле есть поворот к лучшему...
  - Очевидно, сказываются ваши старания налаживать связи е общественностью, найти новые формы привлечения зрителей?
  - Конечно. У нас установились хорошие отношения с Тульским гороно. С его помощью мы организованно приглашаем на спектакли поочередно все школы, устраиваем спектакли для учителей с последующим  обсуждением, планируем спектакли для родителей на особо острые темы. Один такой уже провели для школы № 10. К сожалению, не получается такой же дружбы с комсомолом. Горком ВЛКСМ, райкомы никак не откликаются на наши просьбы привлечь на просмотры и обсуждение спектаклей комсомольский актив вузов, техникумов, ПТУ. А разве нет для них ничего интересного, важного в нашем репертуаре?
  - Тогда вернемся к репертуару. Что же в новом сезоне увидят старшие школьники, студенты такого, что отвечало бы их сегодняшним заботам и проблемам?
  Ю.Т.Шилов. Я считаю важным и интересным наш еще новый, хотя мы и показали его в прошлом сезоне несколько раз, спектакль по пьесе Г.Щербаковой «Дверь в чужую жизнь», поставленный В.Тихонравовым. Спектакль о становлении юной души, остроконфликтный, заставляющий думать. О гражданском мужестве, высоком патриотизме говорит спектакль «Взлет» по пьесе А.Дударева, посвященный 40-летию Победы советского народа над фашизмом. В перспективе этого сезона спектакль «Новенький» по пьесе 3.Акопова. Я бы назвал его мужским вариантом фильма «Чучело». Другая работа на ту же тему - о современной молодежи, о компаниях, о «лидерстве» в них, о жестокости - по пьесе В.Якименко и И.Туманян «Подъезд». Это самые, я бы сказал, важные и ответственные сейчас темы - какие идеалы избирают юные, с кого делают жизнь. Начаты новые работы для более юных зрителей - по повести тульского автора А.Жукова «Мальчишки с оружейных улиц», по замечательной, любимой всеми повести П.Трэверс «Мери Попинс», по «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина... Еще небольшой «секрет для всех». С прошлого года в театре проводятся теперь «дни труппы», на которых актеры показывают свои самостоятельные работы. Идея оказалась плодотворной. В прошлом сезоне эти маленькие, но яркие работы, посвященные 40-летию Победы, театр показывал на концертах в разных коллективах. Сейчас группа артистов под руководством В.Шубникова подготовила комедию «Акселераты» по пьесе С.Ласкина, которую можно будет показывать на выездах в селах.
  Б.С.Карцев. Словом, мы встречаем новый сезон почти оптимистически...
  - Почему же «почти»?
  - Если бы не досадные «мелочи», из года в год приносящие нам большие огорчения...
  - Например?..
  - Например, масляная краска. Для поддержания театра в нормальном состоянии нам в год требуется 300 килограммов белил, а получаем мы 40-50 килограммов. На оформление  одного спектакля нам нужен кубометр фанеры, а мы получаем в год, на пять спектаклей, полкубометра. Поэтому там, где в пьесе написано «стена», зритель видит неопределенного цвета занавеску. То есть, если выражаться научно, эстетически декорации не соответствуют замыслу и духу времени. Хотелось бы также чтобы издательство «Коммунар» относилось к нам с большей любовью: у нас даже афиш хороших не бывает. Но конечно, главная наша беда квартиры. Их нет. А это вопрос  формирования труппы коллектива. Мы не можем пригласить нужного нам художника, бутафора актера - нет жилья... И в довершении всего кому-то понадобилось даже остановку трамвая «Театр юного зрителя» переименовать в «Улицу Коминтерна». Честное слово, обида за Тулу, когда в ленинградском метро слышишь: «Остановка  «Театр юных    зрителей»... Я директор  и вынужден говорить о «низкой прозе» жизни...
  - Но ведь из нее и рождается поэзия... Будем надеяться, что эти проблемы всё-таки будут решаться и не помешают новому сезону ТЮЗа стать  интересным, насыщенным, что спектакли его станут настоящими уроками жизни для юных туляков. Пусть вопрос: «Нет ли лишнего билетика?» слышится у этого подъезда все чаще!

Л.Носкова (Коммунар 13/10/1985)

 


 

 

 

 


Рейтинг: 0 Голосов: 0 716 просмотров
Оцените статью: 0Нравится0Не нравится

Возврат к списку


Тульский Театр Юного Зрителя, 2011
Тула, ул. Коминтерна, д.2
Тел: (84872)56-97-66
Яндекс.Метрика
Перепечатка любого материала запрещена.
без указания ссылки на сайт.
Права авторов защищены,
копирование преследуется законом.
^ Наверх