..КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ..

.....ИСТОРИЯ В ДАТАХ.....
.....Новости.....
ОНЛАЙН. В.Шелков "Вождь краснокожих"
ОНЛАЙН. В.Шелков "Вождь краснокожих"
10 июля в 18.00 в группе ВКОНТАКТЕ состоится онлайн трансляция архивной записи театральных игр по произведению О'Генри Тульского областного театра юного зрителя "Вождь краснокожих" по пьесе В.Шелкова.
ОНЛАЙН. М.Бартенев "Про Иванушку-Дурачка"
ОНЛАЙН. М.Бартенев "Про Иванушку-Дурачка"
3 июня в 18.00 в группе ВКОНТАКТЕ состоится онлайн трансляция записи спектакля по мотивам русских народных сказок Тульского областного театра юного зрителя "Про Иванушку-Дурачка" по пьесе М.Бартенева.
ОНЛАЙН А.Островский "Гроза"
ОНЛАЙН А.Островский "Гроза"
12 мая в 18.00 в группе ВКОНТАКТЕ состоится онлайн-трансляция записи драмы "Гроза" по пьесе А.Н.Островского.
.....Мы в соцсетях.....

..........ФОТОАЛЬБОМ..........
......Наши партнеры......

   Культура малой Родины.png      logotype.png  

      
.....Новости региона.....

ЗА БАЛОВСТВОМ, СКАЗКОЙ. ИГРОЙ...

В эти майские дни в помещении Калужского обл-драмтеатра успешно работал Тульский областной театр юного зрителя.

 

  В один из дней мне удалось посмотреть два спектакля. Для маленьких зрителей шла сказка «Про Иванушку-дурачка» (сочинение М. Бартенева по мотивам сказок М. Горького). А вечером давали для подростков детективную историю А. Линдгрен «Сыщик или никто!»,
  Любопытно было сравнить зал, игру актеров, атмосферу спектаклей. Малыши, сопровождаемые воспитателями, в пространстве большого зала явно присмирели, но, как и всегда, реагировали на сюжет, подсказывали персонажам, горячо сопереживали.
  Актеры, играя сказку, где такие знакомые типажи, старались сделать их сценически выразительными — и в костюме, и в пластике, и в забавных играх, похожих на цирковые трюки.
  Два Разбойника — актеры И. Небольсин и С.Исмангулов — как Два клоуна в цирке, а их борьба за кафтан, шапку ли препирательства напоминают репризы на манеже или на эстраде. Детям это очень нравится. Игра подробна, последовательна и зачастую неожиданна.
  Но в мизансценах спектакля заложены и серьёзные идеи, и нашей жизни серьезный укор. Сцены Купца с Купчихой построены так, что просто до абсурда доведена ситуация, когда мужик командует, а баба работает: и землю роет, и тяжести таскает, и мужа обихаживает, укачивает как ребенка. Пара эта: артисты В.Шубников и Ж.Тихонравова в преувеличении сказочной формы и смысла дают точные и «злые» картинки уродливого социального быта купца-скряги, согнувшегося в три погибели под грузом страха за свой сундук с золотом. И бесполезность золота в сундуке, и обременительность его сохранения — не актуально ли? И красавица жена, превращенная в домашнюю тягловую силу из-за жадности супруга... А так красивые ее наряды, но пролёживают в нафталине...
  Любопытен образ Иванушки-дурачка. Артист С.Ковырьянов в этой роли показывает чистый наив человека из народа, еще не обремененного многозначимостью слов. Он искренне хочет верить словам и действовать точно в согласии с тем, что ему говорят. Но как идти, если «одна нога — тут, другая — там!»? Как не «спускать с двери глаз», если и пол надо мести, и баню топить? Один выход — взять ее с собой! И поёт обескураженный Иван: «Не понимаю, что такое: люди делают другое, а не то, что говорят!».
  Много в сказке смысловых перевертышей? «Ужас, что делается! Порядок полный». В сути характеров второстепенных персонажей — и искривленность морали, и лень, подозрительность, и прочее, прочее.
  Спектакль оформлен раздвигающимися и складывающимися ширмам и щитами (режиссер С.Резов, художник А.Тюпикин), и как в складных книжках картинках возникают те или иные сцены или персонажи. Налицо литературный лубок, а отсюда соответственная актерская игра. Тут и говорящие Медведи (артиста Ю.Ратников и В.Богачева), и колыбелька с медвежонком...
  Только вот финал, когда и Иванушка, и Медведь отказываются от сундучка с золотом и налицо прямое морализаторство, неожиданно скучен и явно назидателен. А жаль, спектакль в целом довольно тонкий. Хотя, видимо, частый прокат притупляет у актеров остроту творческого самочувствия, и точность выполнения задачи игнорируется. И, кажется, понарошку связывают Разбойники Иванушку и не очень-то голодна и сурова Медведица.
  Вечерний спектакль начинается с неуправляемой стихии зрительного зала, когда такое собранное вместе множество подростков явно развлекается, глядя на своих сверстников и сверстниц. А посмотреть есть на что: тут и прически, и вечерние наряды в согласии с модой...
  Но театр, не боясь открыть занавес перед этой галдящей публикой, начинает тоже с гама и шума. Тут и шпага, и погони, и бои... Стреляют, пыхая огнем, пистолеты... И зал сражен! Правда, со сцены тянет удушливым запахом, все дружно начинают кашлять, но и это «удовольствие» прекращается скоро, так как на сцене главные герои, а беседа их весьма интересна.
  Городской мальчишка Калле — С.Ковырьянов — и его подружка Ева Лотта — Е.Небольсина — под мечтательно лирическую музыку обсуждают предстоящие развлечения, стратегию своей  воины с «алыми розами» Сикстеном и Бьенкой, играют в цирк и эстраду. На сцене тумбы, лестница, бочки, что-то вроде машины, брошенные автопокрышки — словом, есть где полазить, попрыгать, победокурить.
  Спектакль режиссера заслуженного артиста РСФСР О.Афанасьева в сценографии художника Л.Столяровой весь пронизан активным движением, музыкальными ритмами, словесными поединками и шуточными потасовками между, «алыми и белыми розами», лирическими волнами влюбленности и дружбы героев. Два мальчишки и две девчонки оспаривают друг у друга право на знамя великого Мумрика, с изобретательностью прячут эту расписанную тряпицу, а другие тщательно ищут, «перерывая недра земли»...
  Но за этим баловством и приметами ребячества развивается и берет верх над, игрой тема призвания Калле: он видит себя, как сыщик или никто. И поступки, вылившиеся в небезопасную детективную историю, действительно приводят к раскрытию преступления; и мужественному самовыявлению героев.
  Актеры играют очень заразительно, с полной верой. За внешней буффонадой не теряется внутренняя  жизнь подростков. Хороши; задиристы Кале Евой и Сикстен (И.Небольсин) с Бьенкой (М.Фёдорова). Персонажи чисты и смелы.
  В.Шубников в роли Эйнара показывает маскировку преступника, у которого внешний комизм и подлая суть органично переплетены. Персонаж получился насквозь театральный, но он, немало говорит и о жизни. Еще один представит преступного мира - наглый Редич (Р.Кондаев), добродушный полисмен Бьерк (Ю.Ратников) завершают компанию действующих лиц.
  Спектакль яркий, эмоционально динамичный. Он покоряет молодостью персонажей и мастерством актеров.
  Театр оставляет приятное впечатление. А его программки несут информацию и о репертуаре театра, и об авторах, а кроме того снабжены страничкой с вопросами к зрителю о спектакле и о нем самом, зрителе. И я отвечаю на вашу анкету, театр, этим своим высказыванием.
До новых встреч в Калуге!

Т.Соловьева, театровед ("Знамя", Калуга 27/05/1990)

 


 

 

 

 


Рейтинг: 0 Голосов: 0 700 просмотров
Оцените статью: 0Нравится0Не нравится

Возврат к списку


Тульский Театр Юного Зрителя, 2011
Тула, ул. Коминтерна, д.2
Тел: (84872)56-97-66
Яндекс.Метрика
Перепечатка любого материала запрещена.
без указания ссылки на сайт.
Права авторов защищены,
копирование преследуется законом.
^ Наверх