Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

РусРегионИнформ

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

КРУПНЫМ ПЛАНОМ. Паспорт Воробьянинова

Паспорт Воробьянинова - фото 1.jpg  Дорогие друзья!
   Мы продолжаем новую периодическую рубрику "КРУПНЫМ ПЛАНОМ". В ней мы не только расскажем, но и покажем во всех подробностях то, что скрыто от любопытных глаз зрителей или то, что не особо заметно из зрительного зала. Мы решили исправить эту "несправедливость", надеясь, что Вам будет интересно.

  Сегодня КРУПНЫМ ПЛАНОМ рассмотрим еще один из многочисленных реквизитов в спектакле "12 стульев" по роману И.Ильфа и Е.Петрова.

В.Шинкарев "12 стульев" сцены из романа И.Ильфа и Е.Петрова

Режиссер-постановщик - заслуженный деятель искусств РФ Владимир Шинкарев
Художник-постановщик - Денис Ляпин


   "— Вы через какую границу? Польскую? Финляндскую? Румынскую? Должно быть, дорогое удовольствие.
   — Честное слово, — вымолвил Ипполит Матвеевич, чувствуя неожиданную зависимость от разговорчивого молодого человека, ставшего на его дороге к бриллиантам, — честное слово, я... В конце концов я могу вам показать паспорт...
   — При современном развитии печатного дела на Западе напечатать советский паспорт — это такой пустяк, что об этом смешно говорить... Один мой знакомый доходил до того, что печатал даже доллары. А вы знаете, как трудно подделать американские доллары? Там бумага с такими, знаете, разноцветными волосками. Нужно большое знание техники. Он удачно сплавлял их на московской черной бирже; потом оказалось, что его дедушка, известный валютчик, покупал их в Киеве и совершенно разорился, потому что доллары были все-таки фальшивые. Так что вы со своим паспортом тоже можете прогадать.
   — Вы все-таки никому не говорите, что меня видели, — просительно сказал Ипполит Матвеевич, — могут и впрямь подумать, что я эмигрант."

   Это сегодня паспорт является обязательным документом, удостоверяющим личность каждого совершеннолетнего россиянина. Однако так было не всегда. После Октябрьской революции 1917 года в  стране функционировали в качестве удостоверений самые разные документы: старые паспортные книжки, виды на жительство, свидетельства о рождении и браке, служебные удостоверения, всевозможные справки и мандаты, выдаваемые различными учреждениями новой власти. В это же время в стране велась упорная борьба с так называемым "трудовым дезертирством", когда значительная часть рабочих, в поисках лучших условий самостоятельно покидала предприятия, переезжала с места на место. Выход из положения виделся "в планомерной, систематической, настойчивой, суровой борьбе с трудовым дезертирством, в частности путем опубликования штрафных дезертирских списков, создания из дезертиров штрафных рабочих команд и, наконец, заключения их в концентрационный лагерь".
   С окончанием гражданской войны борьба с «трудовым дезертирством» несколько утихла. Переход к НЭПу требовал другой стратегии по отношению к «трудовым резервам». Принцип жесткой закрепленности рабочей силы за предприятиями становился тормозом в осуществлении планов подъема экономики. Этим, по всей видимости, можно объяснить резкое изменение отношения власти к системе контроля и учета населения (и прежде всего, трудоспособного населения). Законом от 24 января 1922 года всем гражданам было предоставлено право свободного передвижения по всей территории РСФСР. Более того, вышедший вскоре декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 20 июля 1923 года «Об удостоверении личности» открывался уникальной статьей:
   «Органам управления воспрещается требовать от граждан Р.С.Ф.С.Р. обязательного предъявления паспортов и иных видов на жительство, стесняющих их право передвигаться и селиться на территории Р.С.Ф.С.Р.
   Примечание. Паспорт и другие виды на жительство для российских граждан внутри Р.С.Ф.С.Р., а также трудовые книжки, введенные декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров от 25 июня 1919 года, аннулируются с 1-го января 1924 года».
Граждане в случае необходимости могли получить удостоверение личности, но это было их правом, а не обязанностью. Только сейчас можно было сказать, что с прежней паспортной системой покончено. То, о чем писал Ленин еще в 1903 году, свершилось: паспорт, который, по его словам, являлся «надругательством над народом», ушел в прошлое.
   Удостоверение выдавалось на три года и содержало следующие сведения: фамилия, имя и отчество владельца, год, месяц и число рождения, место постоянного жительства, род занятий (основная профессия), отношение к отбыванию воинской повинности, семейное положение, перечень несовершеннолетних детей. По желанию получателя в документ могла быть вклеена фотокарточка. Поразительно, но отсутствие у граждан такого документа не влекло никаких правовых последствий. Помимо того, что наличие удостоверения личности было необязательным, его ценность в качестве документа, эту личность удостоверяющего, была весьма относительной хотя бы по той причине, что реально в удостоверениях, как правило, отсутствовали фотографии, и в них не содержалось словесного портрета обладателей, как это было в дореволюционных паспортах.

   По мнению художника-постановщика спектакля, Ипполит Матвеевич Воробьянинов, являясь человеком "старого режима", называет удостоверение личности привычно по старинке "Паспорт" и относится к нему со всей ответственностью, поэтому и фотокарточка у него имеется.
   У кого-то невольно может возникнуть вопрос "А зачем нужно было так заморачиваться? Ведь, мягко говоря, мало кто это сможет увидеть?". Работая над созданием спектакля, проникаясь этой эпохой, атмосферой действа, невольно обращаешь внимание на, казалось бы, незначительные детали, которые авторы так искусно "разбросали" по всему роману. Не обратить на это внимания - кощунство для художника, и минус для художественного оформления спектакля в целом. А это ведь не просто картинка, которую видит зритель, это и та волшебная атмосфера, в которой существует и творит артист.
Так что паспорт в нашем спектакле "почти" настоящий. А если быть точнее - это копия советского удостоверения личности образца 1927 года.

Тульский ТЮЗ (18/02/2021)

 Паспорт Воробьянинова - фото 3.jpg  Паспорт Воробьянинова - фото 4.jpg
 Паспорт Воробьянинова - фото 5.jpg  Паспорт Воробьянинова - фото 2.jpg

Возврат к списку


^ Наверх