Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

РусРегионИнформ

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

КРУПНЫМ ПЛАНОМ. Портсигар Остапа

01.jpg

  Дорогие друзья!
   Мы продолжаем новую периодическую рубрику "КРУПНЫМ ПЛАНОМ". В ней мы не только рассказываем, но и показываем во всех подробностях то, что скрыто от любопытных глаз зрителей или то, что не особо заметно из зрительного зала. Мы решили исправить эту "несправедливость", надеясь, что Вам будет интересно.

  Сегодня КРУПНЫМ ПЛАНОМ рассмотрим активно действующий реквизит в спектакле "12 стульев" по роману И.Ильфа и Е.Петрова.

СПРАВКА: В.Шинкарев "12 стульев" сцены из романа И.Ильфа и Е.Петрова

Режиссер-постановщик - заслуженный деятель искусств РФ Владимир Шинкарев
Художник-постановщик - Денис Ляпин


   «…Молодой человек очутился на улице Ленских событий (бывшей Денисовской). Подле красивого двухэтажного особняка № 28 с вывеской

СССР, РСФСР
2-й ДОМ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
СТАРГУБСТРАХА


молодой человек остановился, чтобы прикурить у дворника, который сидел на каменной скамеечке при воротах.
– А что, отец, – спросил молодой человек, затянувшись, – невесты у вас в городе есть?
Дворник ничуть не удивился.
– Кому и кобыла невеста, – ответил он, охотно ввязываясь в разговор.
– В таком доме да без невест?
– У нас тут государственная богадельня: старухи живут на полном пенсионе.
– Старухи? А в этом доме что было до исторического материализма?
– Когда было?
– Да тогда, при старом режиме.
– А, при старом режиме барин мой жил.
– Буржуй?
– Сам ты буржуй! Сказано тебе – предводитель дворянства.
– Пролетарий, значит?
– Сам ты пролетарий! Сказано тебе – предводитель.
Разговор с умным дворником, слабо разбиравшимся в классовой структуре общества, продолжался бы еще бог знает сколько времени, если бы молодой человек не взялся за дело решительно».

  В нашем спектакле Остап угощает дворника Тихона не сигаретой и уж тем более не сигарой, а… конфеткой. Да-да, маленькой конфеткой, которую он достает из... портсигара. По замыслу режиссера, Остап не курит, а, возможно, бросает курить, в конце концов, запрет на курение в общественных местах никто не отменял. Сам портсигар не бутафорский, а настоящий, металлический «под бронзу» с выгравированным орнаментом.

  История появления портсигара неразрывно связана с ростом популярности табака в Европе. Для хранения нюхательного табака здесь использовались табакерки – изящные миниатюрные коробочки или шкатулки. Небольшие размеры позволяли хранить табакерку в кармане, а искусная отделка с драгоценными камнями позволяла при случае блеснуть ею на светских приемах и балах. Подобная роскошь была доступна лишь богачам и знати.

  С появлением сигар появились специальные твердые коробки, получившие название портсигар. Первые европейские портсигары (XVII век) были серебряными, украшенными инкрустацией, миниатюрами на эмали, иногда даже драгоценными камнями. Однако вскоре сигары стали хранить в специальных красиво оформленных плотно закрывающихся деревянных ящиках – хьюмидорах. Интерес к серебряным портсигарам стал угасать.

  Однако с появлением сигарет вновь возникает проблема их хранения, так как в карманах они постоянно ломались. Вот тут и появился портсигар уже в привычном для нас виде. В течение нескольких столетий основным материалом для изготовления портсигаров было серебро – удобное в обработке, обладающее красивым цветом, блеском, отличными защитными свойствами от вредного воздействия окружающей среды. С распространением моды на курение среди всех слоев общества возникла потребность не только в дорогих, но и более дешевых портсигарах. Возникло массовое производство латунных, бронзовых и стальных портсигаров. В начале XX столетия портсигар стал считаться прекрасным подарком мужчине, даже если тот не был заядлым курильщиком. Это было модно, стильно.

   Конфеты у нашего Бендера тоже настоящие. Их название по понятным причинам мы не указываем, но скажем, что выбирались они самым тщательным образом. Необходимо было учесть сразу несколько нюансов: конфеты должны быть маленькими, категорически не допускается шоколад (от которого у артистов может першить в горле), а также исключаются различного рода леденцовые карамели (очень долго прожевывать, и прилипают к зубам). После долгих поисков в портсигаре оказались нужные конфеты, правда в «чужих» фантиках.
   На самом деле конфеты в портсигаре, которые Бендер извлекает по ходу действия, появились неслучайно. Те, кто уже видел спектакль, знают, что это своеобразный «привет» из детства главного героя. Того самого беззаботного детства, которое Остап так бережно носит с собой в элегантной металлической коробочке. И нет никаких сомнений, что этот портсигар когда-то принадлежал его отцу. Для Остапа это не просто «вещь на память». Это его сокровище, детская надежда, детская вера в прекрасное, в мечту. В финале спектакля Остап дарит свой портсигар мальчишке-беспризорнику. Кто знает, может у этого парнишки получится достигнуть своей заветной мечты…

#тулатюз #тюзтула #тулатеатр #крупнымпланом #12стульев #тулатюз90

Тульский ТЮЗ (01/05/2021)

03.jpg
02.jpg

Возврат к списку


^ Наверх