Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИСТОРИЯ В ДАТАХ
Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

Национальные проекты России

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

"ЧТО ЗА КОМИССИЯ, СОЗДАТЕЛЬ!"



Фото "ЧТО ЗА КОМИССИЯ, СОЗДАТЕЛЬ!"Так может воскликнуть режиссер, отважившийся ставить классическое произведение. Длинноты, рассуждения, непонятные в век смс-сообщений, а уж сам текст!.. Словно на иностранном языке!

 

  И уж совсем невероятной кажется попытка увлечь детей, молодежь тем, что было написано два века назад. Ведь современным зрителям понимание классических произведений дается все труднее.
  Вот к примеру: «Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая, ямщик сидит на облучке в тулупе, в красном кушаке» – школьнику средних классов XXI века в этом тексте будут ясны только предлоги.
  Но в Тульском ТЮЗе режиссер Владимир Шинкарев представил вниманию юных зрителей «Горе от ума» – спектакль, получившийся легким, изящным – в духе времени написания произведения, – динамичным и очень красивым.
  Главное, на что сделан акцент, это два конфликта – общественный и любовный, которые ярко, красочно описаны Грибоедовым.
  И если первый менее понятен старшеклассникам, на которых рассчитан спектакль, то проблемы любовного треугольника Софья (Евгения Назарова) – Чацкий (Алексей Янко) – Молчалин (Евгений Кашин) им близки.
  Все роли исполняют очень молодые актеры, что весьма кстати, поскольку в известных постановках столичных театров главные герои выглядят весьма солидно. А ведь Софье всего семнадцать, два ее кавалера – чуть старше, так что тюзовская публика сразу принимает их как своих ровесников.
  В спектакле ТЮЗа участвуют профессиональные актеры и студенты Владимира Шинкарева из Тульского колледжа культуры и искусств. Не все они пока вполне овладели искусством декламации, и потому и без того заковыристый текст порой пропадает на выдохе и вдохе, но начинающие актеры стараются.
  Профи справляются с поставленной режиссером задачей куда легче, но публике сложно понять, о чем толкует этот зануда (хоть и весьма красивый) Чацкий? Что имеет в виду Фамусов (Петр Зырянов), говоря «как станешь представлять к крестишку иль к местечку, ну как не порадеть…» и так далее, – это тарабарщина для тинейджеров.
  Недаром вычеркнуты режиссером длинные монологи, к примеру – рассуждения про Максима Петровича, которому «на куртаге случилось оступиться».
  Но уже то, что герои литературного произведения словно сошли со страниц и ожили – смеются и страдают, играют в мяч и размышляют, – поможет пришедшим на спектакль лучше их понять.
  Эту комедию вот уже два века считают «картиной нравов», здесь ведется разговор о вечных проблемах и общечеловеческих ценностях.
  И за двести лет ничего не изменилось, те же характеры, достоинства и недостатки. «Все белится Лукерья Львовна, все то же лжет Любовь Петровна» – эти строки из пьесы как напоминание о том, что такие же люди живут и сейчас, другими стали разве что одежда и средства передвижения и коммуникации. Но чувства те же, и на подмостках – абсолютно узнаваемые типажи.
  А как прекрасен тот белый мир, что создан на сцене художником Татьяной Матус: шелковые занавеси и колонны, ажурная мебель, и над всем этим – сиреневые контуры старой Москвы.
  И хорош прием у Фамусовых в доме, когда на сцене – 27 человек, это действительно светский раут. Горичи, Тугоуховские, Хрюмины, Загорецкий, Репетилов… Старейшая актриса театра Зинаида Леонтьева предстает здесь в роли графини-бабушки.
  И каждому можно подобрать характеристику на современном языке: карьерист и конформист, бравый служака (роль Скалозуба играет Артем Васюков), влиятельный чиновник, старички – осколки прошлых времен, девушки на выданье. Ну, и главный герой – либерал и пламенный борец. Вот только за что он борется? Порицая крепостное право, тем не менее спокойно живет и путешествует за счет крестьян; не пресмыкается перед власть имущими, но в гости к ним ездит… Впрочем, здесь каждый судит, исходя из собственных взглядов.
  Трогательно выглядит сцена, напоминающая о детстве Софьи и Чацкого, когда выбегают мальчик и девочка (тульские школьники Варя Зайц и Костя Комков) и звучит берущая за душу музыка.
И таких лирических моментов в постановке Тульского ТЮЗа немало. Они и западут в душу юным зрителям, и, возможно, спустя время, кто-то из них захочет самостоятельно открыть «Горе от ума» и прочесть: «С утра уж на ногах – и я у ваших ног…».

Марина Панфилова, фото Дениса Ляпина (Тульские известия 3/10/2016)



^ Наверх