Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Instagram

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

РусРегионИнформ

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

...ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО



Фото ...ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО  Я опять полюбил ходить в ТЮЗ. Старею, впадаю в детство?
  После изумительной «Ромео и Джульетты» 1964 года я заглядывал в ТЮЗ раз в полтора — два года на «взрослые» спектакли. И зарекался возвращаться. Добротно, профессионально, но... как-то блекло по сравнению с детскими и ревниво оберегаемыми воспоминаниями. Лишь года два назад что-то случилось (как пел незабвенный Валерий Ободзинский).
  Что? Те же (в основном) люди, те же площади. А средства даже и не те же — тают из года в год. Видно, произошел долгожданный качественный прорыв в Настоящее. Когда слилось, срезонировало все: и профессиональное мастерство, и душевная ясность, и громадное желание «средь мрачных дней» (так и лезут из-под клавиш машинки цитаты!) дарить праздники. Не развлекать, не убаюкивать, а пробуждать в душах сознание полноты и яркости жизни, даже в ее трагических сторонах. Ибо пережить глубочайшее потрясение — это тоже праздник.
  Впрочем, очередной постановке до трагедии далеко, хотя драматичных моментов в ней не занимать. Но прежде всего это обращение к Настоящей Литературе — «Двенадцать месяцев» Самуила Яковлевича Маршака. Классика, без малейших скидок!
  ...Какие-то они на сцене не такие, двенадцать братьев-месяцев? Чего-то не хватает? Чего? Ах, вот, нашел — мистицизма, мрака, потусторонности.
Стоп, куда это меня понесло? Без мистики, без чертовщины уже и шагу не ступить? Да, поотвыкли мы от настоящей волшебной сказки. Доброй, но не сюсюкающей. Местами наивной, но не оглупляющей. С чудесами, которые не подавляют, но вселяют веру в собственные силы. Как раз такую сказку возвращает нам ТЮЗ. Как раз из такой сказки и братья-месяцы, и прочие персонажи, даже «отрицательные».
  У каждой картины своя атмосфера. Лесная романтика сменяется сатирическими эпизодами в доме Мачехи и откровенным фарсом, разыгрывающимся в королевском дворце. Режиссура Владимира Шинкарева полна выдумки, но не содержит ничего надуманного, вымученного. Сценография Сергея Мазанова проста и универсальна, как и подобает сказке, фольклору. Музыка из произведений Вивальди, Моцарта, Чайковского подчеркивает «вечный» характер сюжета и вдобавок ненавязчиво формирует вкус юных зрителей. А танцы Ирины Ереминой, не выпадая из стилистики, дерзки и вычурны. В руках балетмейстера оказался благодатный материал — третьекурсники колледжа культуры и искусства, занимающиеся у педагога Владимира Степановича Шинкарева. Юноши и девушки играют на равных с опытными мастерами. Пожалуй, некоторым из студентов не помешало бы еще малость приналечь на сценическую речь — но этот недочет заметен лишь придирчивому профессионалу или полупрофессионалу (каковым самонадеянно и самообременительно считаю себя), а не массовому зрителю. Впереди у ребят полтора года учебы, а потом, не сомневаюсь, долгая и счастливая творческая жизнь. Не с такими задачами справятся.
  Наверное, не случайно предначертано Свыше, что «Двенадцать месяцев» появились на ТЮЗовской сцене в канун 2000-летия Рождества Христова. Подтверждают эту мысль и «искушения», связанные с постановкой. Но что за «искушения» — профессиональная тайна.
  Давно миновали новогодние каникулы, а сценическая жизнь спектакля продолжается. Хочется, чтобы она была долгой. Это же классика на все времена, это питательная среда для взращивания прекрасных человеческих качеств.
  А пожелание людям ТЮЗа на дальнейшие благородные свершения лучше всего выразить словами, которыми персонажи «Двенадцати месяцев» прощаются со зрителями и которые напевают дети, выходя из зала: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Вячеслав Банников (Коммунар 10/02/2000)


 



^ Наверх