Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИСТОРИЯ В ДАТАХ
Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

Национальные проекты России

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

"ДЕТИ - ЛЮДИ, КАК ВСЕ!"



Фото "ДЕТИ - ЛЮДИ, КАК ВСЕ!"В Тульском театре юного зрителя поставлена пьеса П.Френкеля по повести австрийской писательницы Кристины Нестлингер.

 

  На кухонном столе восседало нечто, приблизительно с полметра ростом. Если бы у этого существа не было глаз и носа, и рта, и рук, и ног, его можно было бы принять за огурец-исполин или за не слишком крупную усохшую тыкву. Его голову увенчивала корона.
  Так появляется сказочный герой, которому в повести Кристины Нестлингер отведена роль своеобразного катализатора, ускорившего, после затянувшегося тягостного периода притворств и замалчиваний, выяснение непростых отношений в семье Хогельманов.
  Признаюсь, я с трудом представляла себе этого фантасмагорического героя на сцене. Но когда после веселого музыкального пролога неожиданно выполз живой зеленый, «в золотой короне с рубиновыми камушками на каждом зубчике» тыкво-огурец (артист А.Исмангулов) и, отвесив поклон, уселся по-турецки на стол и проговорил низким голосом: «Наз насовать король Куми-Ори Фтор из роду Под-землинги», стало понятно, что произведению Нестлингер не хватало именно сцены.
  Молодой художнице Татьяне Матус удалось так удачно воплотить в декорациях замысел авторов повести и инсценировки, что в спектакле тема произведения зазвучала еще ярче и убедительнее.
  В центре обычно обставленной комнаты «среднеарифметической» семьи Хогельманов - большое кресло. На нем за обеденным столом всегда сидит отец (арт. В.Кукшанов). Его место утверждает и надпись на спинке - «Папа». А внизу – помельче - перечеркнуто «Дедушка». Иронично, не  правда ли? И грустно!
  В семье три поколения: дедушка (артист В.Шубников), его сын и внуки - Вольфганг (артист В.Андреев), Мартина (артистка О.Исайкина), Ники (артистка Г.Левинтан). И мама (артистка В.Силко) - уставшая, но бодрящаяся, изо всех сил старающаяся уладить ссоры, то и дело вспыхивающие между дедушкой, папой и детьми. Кто глава в семье? Безусловно - папа, который в минуту раздражения обязательно напомнит: «Я себя не жалею, чтобы из вас людей сделать!». Ему не нравится, что у детей свои взгляды, желание быть самостоятельными. - Что вам нужно от папы? - горестно восклицает мама, - он весь в долгах из-за семьи. Посмотрите, какая у нас квартира, все есть...
  Да, у Хогельманов «все, как у людей». Но отчего тогда то и дело возникают ссоры, нет взаимопонимания и искренности во взаимоотношениях? Давно назрела конфликтная ситуация. Не удивительно, что Огурцарь приковылял из глубокого подполья. Он - зримое и довольно несимпатичное воплощение семейных неурядиц.
  - «Огуречный король» заставляет нас задумываться над важнейшими вопросами воспитания, - говорит постановщик спектакля, главный режиссер ТЮЗа Владимир Богатырев, - а к «волшебной палочке» автор этого произведения прибегает с одной целью: помочь разобраться в конкретных, волнующих нас проблемах реальной действительности.
  Как-то психологи провели довольно своеобразный эксперимент. Они попросили школьников нарисовать свою квартиру и обозначить место, которое они в ней занимают и какое бы хотели занимать. Большинство детей изобразили квартиры, забитые мебелью, телевизорами, посудой, себе же отвели маленький уголок внизу. На другом рисунке ребята перенесли себя в центр, обозначив таким образом место, которое они хотели бы занимать.
  - Но перенесли они его, ничего не сдвинув и не изменив в самой квартире, - говорит В.Богатырев, - и это тоже дает нам серьезный повод поразмышлять о том влиянии, которое взрослые оказывают подчас на детей своей неумеренной тягой к материальным накоплениям.
  Вслед за автором повести создатели спектакля тонко подметили разницу в восприятии детьми различного возраста окружающих их людей. Если у Вольфганга - двенадцатилетнего мальчика - уже заметны в характере черты максималиста, то его старшая сестра спокойнее относится ко всему, что происходит в семье. А вот семилетний Ники очень похож на папу и старается подражать ему. Самый острый момент в ломке его характера (а он у малыша есть, да еще какой!) в спектакле показан замечательно: Ники выходит вслед за папой на сцену, натянув, как и он, на себя мешковину - в угоду Огурцарю.
  «Дети, выросшие в одной семье, - и такие разные, одни лучше, другие хуже», - часто сетуют родители. Но ведь не само собой это происходит? Есть же причины! И главная из них - неуважительное, поверхностное отношение к детским радостям и горестям со стороны взрослых. Часто ли мы соглашаемся на задушевную беседу, на которую вызывают нас наши сорванцы, рассказывая о рогатках, выпавших из гнезда птенцах, бесхвостых кошках и бездомных собаках, о злой тете Маше из пятой квартиры, и больной одинокой бабушке из шестой?.. Какие это мелочи, думаем мы, сравнивая ребячьи проблемы с нашими. Ведь у нас сегодня на работе такое было! А потом еще в почтовом отделении, в трамвае, в магазине... Сын дергает за рукав, он о чем-то говорит. «Не канючь, - раздраженно прерываем мы, - покажи дневник». А в дневнике двойка по физкультуре и замечание. «Боже мой, - хочется воскликнуть, как восклицает папа Хогельман, я тебя кормлю, одеваю, умываю, хочу вырастить из тебя человека! А ты?»
  А мы?
  Если «смеяться можно лишь тогда, когда этого захочет папа» - это ненормальная семья.    В нормальной семье все построено на взаимном уважении, доверии, понимании друг друга. Это дружеская семья единомышленников. Товарищество сплоченных, любящих друг друга людей. В ней нет места людям, забывшим свое детство, тиранам, мелочным придирам, не желающим понять, что «дети - люди, как все».

Т.Щербакова (Молодой коммунар 5/03/1980)



^ Наверх