Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИСТОРИЯ В ДАТАХ
Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

Национальные проекты России

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

...И РАБОТА УДАЛАСЬ



Фото ...И РАБОТА УДАЛАСЬНа афише Тульского областного театра юных зрителей, наряду с уже знакомыми спектаклями «Прости меня» В.Астафьева, «Мой бедный Марат» Л.Арбузова, «Долой огуречного короля» П.Френкеля, недавно появилось новое название: «Два брата» М.Ю.Лермонтова. Эта малоизвестная пьеса великого русского поэта нечасто ставилась на сценах советского и мирового театров.

 

  За внешней простотой пьесы скрыта огромная глубина трагичной несостоявшейся любви. Однако конструкция пьесы не исчерпывается «классическим треугольником». Помимо двух соперников и «дамы сердца», появляется четвертое лицо — брат влюбленного юноши Александр Радин. Здесь внимательный читатель и зритель может обнаружить традиционный мотив отечественной Литературы. Это — мотив раздвоения личности и смертельной схватки двух непримиримых сил внутри человека: добра и зла.
  Несколько слов об образном решении спектакля. На сцене - гостиная старомосковского дома с ее креслами, канапе, фигурной лепкой на стенах и потолке. Справа и слева — комнаты братьев Юрия и Александра. Центральная дверь ведет на половину князя Лиговского, который вместе с женой снимает этаж в этом же доме. Гостиная — центр жизни всего дома. Именно здесь происходят главные события: совершаются сделки, подслушиваются разговоры, коверкаются человеческие души. Жизнь в гостиной не затирает ни на минуту, днем здесь ведутся фальшивые светские, разговоры, ночью встречаются слуги, мелькают зажженные свечи, назначаются тайные свидания.
  В гостиной множество дверей, прикрытых искусно драпированными занавесями. За ними и происходят все скрытые события пьесы: Александр Радин подкупает слугу, чтобы расстроить счастье брата. За их фигурными складками он прячется, подслушивая Веру и Юрия во время их тайного свидания. В финале спектакля разочарованный в жизни, любви, в человеческой доброте Юрий (арт. В.Андреев) в истерике срывает с дверей занавеси, словно снимает пелену с глаз своих, оставляя обнаженными окружающие гостиную двери. Страусовые перья, венчающие стены гостиной, как бы напоминают о «подержанных ценностях», которые прикрывают человеческую подлость, порок и равнодушие. Живописное и образное решение спектакля (художник Т.Матус), на мой взгляд, полностью соответствует идее пьесы Лермонтова.
  Гостиная — это образ спектакля. Облезшая со стен позолота и выцветшие костюмы героев пьесы говорят нам не о бедности хозяев, а о нравственной нищете обитателей этого дома. Понятия «честь», «честный человек», «честное слово», «благородный поступок» — все это материал для исследования.
  Каким же образом режиссер В.Богатырев воплощает эти мотивы на сцене Тульского театра юных зрителей?
  Главный герой пьесы молодой офицер Юрии Радин в исполнении Владимира Андреева предстает перёд нами пылким юношей, полным горячей любви к Вере, верным своим детским клятвам и нравственным идеалам. Попав в общество, где людям свойственны безнравственность, безликость и безразличие, он начинает борьбу. При встрече с Верой и ее мужем князем Лиговским Юрий иносказательно упрекает молодую женщину за то, что она променяла свою любовь «на несколько сот тысяч годового дохода», на что муж Веры, не догадываясь, о ком идет речь, изрекает: «Ну что же, ее поступок совершенно в духе века». В этой фразе сконцентрировано основное содержание пьесы М.Лермонтова «Два брата».
  Разумом Юрий Радин понимает, что современные ему молодые люди готовы за деньги предать свои самые сокровенные чувства. Но сердцем он этого почувствовать не может, пока в игру не вступает его брат (арт. В.Кукшанов).
  Александр Радин с самого детства рос ущербным, испорченным человеком. Вот что он говорит о себе: «С самого рождения все читали на моем лице какие-то признаки дурных свойств, которых не было... Но их предполагали — и они родились»...
  Всю свою жизнь Александр Радин посвятил подавлению добрых намерений в себе и окружающих. Даже единственную любовь в жизни он заслужил обманом. От общения с ним страдают все окружающие. Пытаясь разрушить отцовскую любовь к младшему сыну, он методично очерняет брата Юрия в его глазах.
  Вечная проблема - добро и зло: Юрий и Александр. У Лермонтова побеждает Александр. Юрий раздавлен, что с ним будет дальше, — решать зрителю. Восстанет он и с новой силой будет бороться со злом или превратится в безликого двойника своего брата? Так решает основной конфликт пьесы режиссер спектакля В.Богатырев, так трактуют свои образы исполнители главных ролей В.Андреев и В.Кукшанов.
  Несколько слов о других актерских работах в этом спектакле. Большое смысловое значение имеет образ Дмитрия Петровича Радина — отца двух братьев (арт. А.Катков).
  Он - ключ к разгадке ущербности семьи. Какой он, этот человек, воспитавший в своих детях одновременно добро и зло? К сожалению, выяснить это в процессе спектакля трудно, так как артист А.Катков, достоверно и точно исполняющий роль старого и больного человека, которого волнует судьба детей, и в первую очередь своего любимца Юрия, не раскрывает нам того, что прячется за маской добродетельного отца.
  Несколько двойственное впечатление оставляет и образ главной героини спектакля Веры Лиговской, созданный актрисой А.Александровой. В своем понимании образа Александрова искренна и правдива. Вообще актриса значительно выросла за последний год, сыграв целый ряд больших ролей, о чем свидетельствует и назначение ее на эту труднейшую роль. Однако многое из внутренней жизни Веры Лиговской остается для нас неясным.
  Интересен образ князя Лиговского в исполнении Ю.Ратникова. Он избегает лобового решения, например, такого: изобразить князя истеричным, богатым глупцом. Ю.Ратников трактует образ гораздо глубже и интереснее. Перед нами немолодой человек, ослепленный любовью к юной жене. Ради нее он готов на любые жертвы. Обнаружив измену, князь с горечью понимает, что жена его не любит и никогда не любила. Он оскорблен в своих лучших чувствах. И вот тогда, на наших глазах, князь Лиговской превращается в тупую силу, слепо мстящую за свою обиду и унижающую человеческое достоинство. Есть в спектакле две эпизодических роли. Актер Ю.Митин играет слугу, который поет песни, волочится за горничной Лиговских (арт. О.Лойко), прислуживает хозяевам, исполняет секретные поручения и тут же продает их за «двадцать червонцев». На долю этих эпизодических ролей в данном спектакле легла большая задача. Слуги создают атмосферу этой пошлой гостиной с «облезшей позолотой нравственности». По ночам они, словно тени, встречаются в закоулках дома, подглядывают из-за занавесок, как бы продолжая линию моральной деградации своих хозяев. Если артист Ю.Митин исполняет свою роль довольно интересно, видимо, памятуя заповедь актера «нет маленьких ролей...», то актрисе О.Лойко ее роль не удалась.
  Теперь мне хочется ответить на вопрос: зачем главный режиссер театра В.Богатырев взял к постановке пьесу М.Лермонтова «Два брата»?
  Что же говорят об этом зрители? Мне довелось слышать разные мнения на этот счет. Большинство зрителей считает, что спектакль удался — и это бесспорно. Но есть и такие замечания, как, например: «Не в духе времени». На этом я хочу остановиться отдельно. Общеизвестно, что классическим является такое произведение литературы и искусства, которое не «ветшает» со временем, а продолжает волновать людей из поколения в поколение, из столетия в столетие, которое ставит так называемые «вечные» проблемы. Это в полной мере относится к драме М.Ю.Лермонтова «Два брата». И Владимир Богатырев в своем режиссерском толковании пьесы подчеркивает то, что волнует нас и сегодня. Это прежде всего проблема нравственного выбора у молодого поколения. Это проблема борьбы за личность против конформизма и безразличия. Вот почему Тульский театр юных зрителей поставил на своей сцене эту сложную пьесу М.Ю.Лермонтова. И работа театру удалась.

А.Дмитриев (Молодой коммунар 4/12/1980)



^ Наверх