Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИСТОРИЯ В ДАТАХ
Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

Национальные проекты России

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

"ЛЮБОВЬ МОЯ - СКАЗКА!"



Фото "ЛЮБОВЬ МОЯ - СКАЗКА!"Спросите у самых маленьких зрителей ТЮЗа, кто их любимый герой в спектаклях этого театра, и в ответ вы наверняка услышите дружный хор голосов:

 

  - Зайка-зазнайка!
  - Огуречный король!
  - Козлик-Санчик!!!
  Недавно я смотрела чуть ли не пятисотое представление «Зайки-зазнайки», и на сцене так же жизнерадостно и бесшабашно веселился этот самый Зайка, воровал ружье, пугал Лису, вел себя как самый настоящий мальчишка - хвастун и озорник, нахальный и обаятельный одновременно. И так же, как на первом представлении, замирали ребятишки от волнения и страха, когда к Зайке подкрадывался Волк, и дружно вопили ему: «Беги, Лиса за домом!..».
  - Не скучно вам тринадцатый год играть зайцев, котов и даже огурца? - спрашиваю я артиста Александра Исмангулова.
  - В сказке не соскучишься! - говорит он - Это же классика. Здесь такие возможности для поиска! Без конца можно пробовать все новые краски. Сыграть какого-нибудь козлика не просто, должно работать все: пластика, мимика, голос. А это - тренировка. Играя в сказках, и вообще в детском театре, ты всегда обязан быть физически в форме, это дисциплинирует и заставляет работать. Мне еще в Иркутском театральном училище, которое я окончил в 69-м году, сказали мои учителя: «Саша, ты тюзовский актер». Я им поверил тогда и не пожалел потом. Никакая аудитория так не «заряжает» актера, как тюзовская...
  - Ну, а как же Огурец в «Долой огуречного короля»?
  - А что - Огурец? Огурец в этом спектакле -  это «нехороший человек», злой, жадный и вообще отвратительный. Я люблю играть отрицательных героев - надо ведь найти особенные краски, вызвать сильные эмоции неприятия, отвращения... В этом - их воспитательный заряд.
  - И впереди еще есть сказки?
  - Надеюсь. Очень бы хотелось сыграть Чиполлино... Как видите - тянет к «овощам». А сейчас репетируем «Кота в сапогах» по сказке Ш.Перро. У меня главная роль. Очень ответственная и трудная, да-да, не улыбайтесь! Кот в сапогах - это же масса возможностей для актера, это пластика, вокал, непрерывная работа мысли, это авантюра за авантюрой, прямо как в «Трех мушкетерах»! Просто купаешься во всем этом...
  Слушая Александра, видя его увлеченность, понимаешь, откуда берутся в создаваемых им образах убедительность, жизнеутверждающая радость, обаяние. А ведь огромный воспитательный материал, заложенный в сказках, оживает лишь в талантливой игре актера, иначе этот материал «не работает». И необходимо еще заметить: в жизни каждого человека театр должен начинаться очень рано, когда закладываются в душе основные понятия нравственности и красоты. Отсюда вытекает несомненная важность серьезного, ответственного отношения актера к «детским» ролям. Такого отношения, какое, нам кажется, присуще Александру Исмангулову...
  - Кстати, у вас ведь и «человеческих», возрастных ролей не меньше?
  - Да я с первого дня в театре играю мальчишек и юношей. Первой моей ролью во Владивостоке был Генри во «Всаднике без головы». Помню, какой восторг вызывал этот спектакль у ребят.
  ...Тульские мальчишки и девчонки десяти-пятнадцати лет тоже хорошо знают Исмангулова: он занят во всех пьесах, предназначенных для ребят этого возраста. Вася Лопотухин в «Гуманоиде...» А.Хмелика - фантазер, озорник, любитель всех разыгрывать и «водить за нос» - но как неистово борется он за свои убеждения, как отчаянно страдает от того, что взрослые, оказывается, не всегда готовы сражаться за правду... Васенька в «Старшем брате» по пьесе А.Вампилова - юный максималист с неудержимо воинственным темпераментом, требовательный, непримиримый, мягкий и обаятельный одновременно. В рецензиях на этот спектакль единодушно отмечалась большая творческая удача А.Исмангулова. Сейчас на сцене ТЮЗа идет пьеса А.Мамлина «Салют, динозавры!», где одну из двух (обе главные) ролей играет Александр. Образ подростка-старшеклассника, созданный им в спектакле, вполне отвечает современному стереотипу: он и «ударник» в ансамбле, он и за фирменные джинсы, кажется, готов душу заложить, и с девчонками вполне небрежен и «победителен», и к бабушке с ее воспоминаниями о боевой юности относится, как к некоему смешному ископаемому... Но за этим густым частоколом «примет времени» мы видим живую добрую душу растущего человека, способную к перемене, к переоценкам себя и окружающих, готовую раскрыться навстречу искренности и доброте...
  - Но мне кажется, что пора прощаться с моими мальчишками, - вдруг говорит Александр.
  - Что так?
  - Пора. Идут годы, накапливается опыт. Хочется играть взрослых...
  - Но вы ведь играли... Что-то вам, видимо, уже удавалось на ваш взгляд?
  - Удавалось ли - не знаю. Но играл с удовольствием Труффальдино в «Слуге двух господ». Много работал над маленькой ролью Саши Сыцянко в «Нетерпении» - в трехминутный диалог нужно было втиснуть всю жизнь... В «Прости меня» играл «восточного человека» - ну, здесь все чисто внешнее, что-то комическое и слегка нахальное. В общем, этюд. В «Нахаленке» - комиссар Кошевой... Словом, маленькие  роли, хотя в каждой я стараюсь ставить себе большие, позволяемые ролью, задачи!
Но хочется роль большую. Классическую. Пробовали меня на Ромео, но не решились... А мне казалось - моя роль. Но я не смог сразу раскрыться! Вообще трудно «расхожусь» во взрослых ролях. В сказках - другое дело, там у меня почему-то нет психологического барьера, который надо преодолевать...
  - Видимо, это вопрос времени?!
  - Может быть...
  Мы прощаемся с Александром Исмангуловым, и мне все думается вот о чем: бывают в театре люди особо яркие. В каждом театре - свои, как говорится, звезды. А есть и не столь блестящие... Ну что там на взгляд взрослого человека какие-то коты, зайцы, мальчишки... А приглядитесь внимательно к репертуару детского театра и представьте на минуту, что исчез из него, к примеру, Исмангулов... И все - нет репертуара, нет театра. Того театра, в котором с сияющими глазами вопят малыши прямо на спектакле:
  - Зайка, беги, лиса крадется!

Л.Носкова, фото Е.Сускова (Коммунар 20/12/1981)



^ Наверх