Именно шоу и именно в Туле, не где-то в вымышленном Карманове, а в Туле, в городе-герое, в городе-труженике со славными трудовыми традициями, с древнейшим историческим прошлым и прославленной нынешней толкучкой, вокруг которой и завертелось все «детективное шоу с песнями, танцами и выстрелами».
Итак, очередная премьера в Театре юного зрителя спектакля «Сон Матроса» в постановке Л.Арзуньяна и очередной критический взгляд на этот спектакль Татьяны Мариничевой в газете «Молодой коммунар» от 27 апреля 1989 года.
Правда, сам критик и заявляет, что «не претендует на истину в последней инстанции, а высказывает свое мнение», с чем и хотелось бы поспорить.
Свою статью Мариничена начинает подробным пересказом повести Ю.Коваля «Приключения Васи Куролесова», затем слегка останавливается на мультфильме и пьесе по этой повести и потом уж переходит к спектаклю, как бы сравнивая его с первоисточником и выискивая в нем авторскую интонацию. Но ведь известно, что С.Иванов создал второй вариант пьесы, написанный специально для Тульского ТЮЗа, тесным образом связанный с замыслом режиссера-постановщика, и именно его интонация становится доминирующей. Что же это за интонация и почему она стала непонятной и не принятой Татьяной Мариничевой?
Спектакль «Сон Матроса» не мог появиться ни в Томске, ни в Днепропетровске, но именно в Туле, в городе с многотысячной воскресной «толкучкой» на вещевом рынке. Театр откровенно поворачивается к этой проблеме лицом, пытается подняться до обобщения и в то же время быть узнаваемым и максимально приблизиться к действительности. Давайте же не побоимся и приоткроем окно в эту действительность, давайте пройдемся по Красноармейскому проспекту или по улице Ленина, свернем в парк отдыха и вглядимся в окружающих нас ребят. Какая пестрота красок на лице и в одежде, какие туфли и кроссовки, какие куртки и джинсы?! Откуда все это? Из универмага? Да вроде нет там этого. Тогда откуда же? Давайте поинтересуемся, каким фотоаппаратом пользуется корреспондент местной газеты? Может, «Зенитом»? Увы, на аппарате нерусское слово «Niсоn», и в магазине нет такой марки. И это действительность! Давайте прислушаемся к беседе молодых парней на остановке. Язык вроде русский, но что-то в нем нас смущает, и мы стараемся сделать вид, что многого не слышим. Вот она действительность, в которую и пытается заглянуть театр, в которой пытается разобраться, выудить подлинные ценности, отделить их от мнимых.
Известный педагог Рыбникова сказала: «Читать — это значит рассуждать, это значит мыслить вместе с автором». Так же и спектакль должен втягивать зрителя не только в переживания, но и размышления, и в рассуждения. Пусть знак вопроса пробьется к мысли каждого.
Автора статьи о премьере беспокоит то, что «антигерои выглядят гораздо привлекательней, чем герои». Во-первых, почему сразу «анти»? Батон, Рашпиль, Курица, Зойка — люди со своими взглядами на жизнь, со своей философией, со своими страстями и увлечениями. Они среди нас, мы с ними знакомы. Что ж, выходит, мы живем среди антипеть и антивась. И во-вторых, почему «антигерои», то есть отрицательные персонажи должны выглядеть спившимися алкоголиками и убийцами, как в том же упомянутом мультфильме? А если опять же не выходить к зрителю с готовой формой, а дать возможность поразмыслить: как в красивых, обаятельных, веселых ребятах уживаются трусость и ложь, подлость и клевета? Пусть они из зала сами определят, с кем им дружить: с Васей Куролесовым и Матросом или с Курицей и Батоном? Не будем им грозить и указывать пальцем. Ведь шестые-восьмые классы уже знают и Пушкина, и Толстого, ставивших в своих сочинениях куда более сложные вопросы.
Музыка в спектакле — неотъемлемая часть его, как танцы, свет, костюмы. Почти у каждого из персонажей есть своя музыкальная тема, которая не только оформляет, но и подчеркивает и раскрывает создаваемые актерами образы.
Капитолина Степановна Куролесова появляется под мелодию популярной песни «Вернисаж». Вернисаж это не только праздник картин, это и праздник души, это весна, любовь. И актриса играет именно эту сторону жизни, а не то, что она успешно трудится в общепите.
Появление «темных сил города»— банды Курицы сопровождается ритмическим боем ударника. Это марш безумной силы, поправ человеческое в себе, сметает все на своем пути ради достижения своих корыстных целей. И актеры доказывают это своей работой.
И уж с чем совсем нельзя согласиться - это со «скоростным ликбезом» в спектакле по поводу классических музыкальных вставок. Кстати, пока что сам критик путает еще Чайковского с Камилем Сен-Сансом. И почему ликвидация музыкальной безграмотности - это плохо? В городе не так много концертных залов, филармоний, музыкальных театров, где можно «живьем» услышать того же Сен-Санса. И поэтому театр берет на себя и воспитательную миссию по музыкальному образованию наших зрителей. А сейчас, в пору гуманизации нашего общества, эта работа является едва ли не самой важной и ответственной.
И последнее. Театральная критика - дело очень топкое, во многом субъективное. Критика всегда подстерегает опасность превратиться из внимательного, пытливого зрителя в назидательную классную даму. Критик слушает свой внутренний голос и порой не замечает дыхание и пульс зрительного зала. А если говорить об «истине в последней инстанции», наверное, это зритель. Вы согласны, Татьяна?
Сергей РОМАНОВ, актер ТЮЗа (Молодой коммунар 8/06/1989)