Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

Национальные проекты России

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

"СИЛА ТЕАТРА В ТОМ..."



Фото "СИЛА ТЕАТРА В ТОМ..."Город Тула. Коминтерна, 10. Кому не знаком этот адрес? Мемориальная доска возвещает о том, что в 1917 году здесь была провозглашена Советская власть. Отсюда началась новая жизнь. И то, что в этом историческом здании находится сейчас областной театр юных зрителей, кажется мне глубоко символичным.

 

  Помните слова Алексея Толстого: «Ни одно из искусств не отражает с такой полнотой существо эпохи, ее замыслы, ее исторические размеры, как театр». Наша задача сегодня - быть достойными столь высокого назначения театра и здесь, на сцене, бороться за утверждение новой жизни, за продолжение традиции, завещанных поколениями отцов. Именно так я понимаю те строки проекта ЦК КПСС к съезду, в которых речь идет об особой роли искусства.
  Как конкретно решается театром эта задача и каковы пути более успешного ее выполнения? Разумеется, многое, зависит от того, какую пьесу мы выберем в репертуар театра. Вот почему особенно жесткими стали требования к художественным качествам того материала, с каким предстоит работать. Если раньше могла случайно попасть, например, пьеса «Красный велосипед», то теперь вы можете и по сегодняшней афише судить о взыскательном подходе к отбору произведений. Постоянную «прописку» получила классика. Поставлены «Ревизор» Н.Гоголя, «Снегурочка» А.Островского, в планах - «Господа Головлевы» Салтыкова Щедрина.
  Разумеется, особенно трудно избежать ошибок в выборе современных пьес. Все зависит от того, насколько глубоко в произведении вскрыты проблемы, волнующие наших молодых современников. Не случайно театр накануне съезда КПСС, обратился к произведению Валентина Катаева «Белеет парус одинокий». Премьерные спектакли показали, что мы не ошиблись. Ребята в зале взволнованно, горячо принимают новую работу - на сцене оживает революционное прошлое, эпизоды легендарной биографии броненосца «Потемкин». И нас, актеров, захватывает это живое соучастие зала: с горящими глазами мальчишки и девчонки следят за тем, как их сверстники в те героические времена жили, боролись.
  В прозаической поэме А.Курчатникова «При любой погоде» речь пойдет о более старшом поколении - юношах и девушках, только что окончивших школу, вступающих в новую жизнь. Как выбирать верный путь, кто помогает в этом - есть ли более волнующая проблема для молодежи?
Предстоит встреча и с героями пьесы И.Вирты «Тихоня», в центре её сложная, интересная судьба сельского парторга - девушки.
  ...Вот названы несколько спектаклей, со ссылкой на пьесу. Но я артист, и кому, как не мне, лучше знать: от актерского умения, опыта, способностей зависит успех. Верно говорят, что в наше время большое значение имеет режиссер. Но верно и то, что если сам исполнитель не сопроводит каждую минуту своей роли собой, своим отношением к тому или иному моменту ее, то выйдет на сцену этакий «шалун языка» и будет «прогуливаться» вдоль роли.
  Как глубже разобраться в жизни персонажа, выделить основное, главное в его судьбе, чтобы затем лепить живой характер на сцене?.. Трудная задача. И без знания жизни, без глубокого проникновения в события, явления нашем действительности, мне думается, она не выполнима. Может ли артист сыграть хорошо, скажем, прораба, если он не бывал на стройке? Фальшь все равно даст себя знать.
  В последнее время часто возникают споры о том, как ведет себя юный зритель в зале. Театр синтетическое искусство. Как учиться его понимать - разговор не попутный, требующий особого времени. Скажу только, что клуб любителей театра, который у нас существует не первый год, призван воспитывать юного, зрителя. А те контакты, которые налажены у театра, к примеру, со Старо-Басовским народным театром, взаимно обогащают нас. Мы помогаем самодеятельности готовиться к Всероссийскому фестивалю народных театров. В свою очередь старобасовцы являются консультантами по народному пению в постановочном коллективе «Тихони».
  И все-таки мастерство актера - главный залог успеха спектакля.
  По собственному опыту знаю, как много значит общение с людьми, поездки, гастроли наши. Вот когда понимаешь: материал актерский - жизнь. Например, мне в роли доктора Таланова - помните «Нашествие» Леонова? - понадобилось многое. Я сам фронтовик, воевал... И особенно дороги, ценны встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и с теми, кто жил в нашествие фашистов. А сколько, их на нашей Тульщине! Поедешь ли в Чернский, Плавский, Дубенский, Арсеньевский районы, в самую «глубинку» - встречи после спектаклей, разговоры «за жизнь» в теплой, дружеской обстановке затягиваются надолго, и люди забывают, что завтра рано утром вставать.
  Разумеется, без знания жизни я не смог бы взяться и за роль Сарафанова в «Старшем сыне» Вампилова; к этому драматургу и вообще-то следует обращаться во всеоружии. А здесь надо было сыграть роль отца - персонажа сложного и по образу мыслей, и в отношениях с окружающим миром.
Не сразу дался мне и Родион Николаевич в «Старомодной комедии» Арбузова, по профессии и должности - главный врач санатория. Здесь, в мирное время, нам надо было показать войну, вернее то, что она сделала с сердцами людей, чему их научила.
  Я говорю, исходя из собственного опыта работы над ролью. Но думается, каждый, кто причастен к искусству, должен вести свой поиск, не быть равнодушным, сторонним наблюдателем.
  «Сила театра в том, - учил великий Станиславский, - что он коллективный художник». И это «чувство локтя» должно помогать нам в выполнении больших задач, которые предстоит решить в идейно-нравственном, эстетическом воспитании советского человека.

 

А.Катков, артист, секретарь партийной организации ТЮЗа (Молодой коммунар 21/02/1976)



^ Наверх