Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

РусРегионИнформ

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

"В ЖИЗНЬ ИДУ..."



Фото "В ЖИЗНЬ ИДУ..."Спектакль по пьесе Н.Думбадзе «Не беспокойся, мама!» на сцене Тульского ТЮЗа.

 

  Своеобразие, широту диапазона, высокие творческие возможности советского искусства в значительной степени определяет его многонациональность. Взаимообогащение национальных культур в нашей стране - процесс непрерывный и благотворный. На афише любого театра встретишь имена драматургов Украины, Белоруссии, Армении... В репертуаре же Тульского театра юного зрителя, гастролирующего сейчас в Иванове,-  пьеса грузина Нодара Думбадзе «Не беспокойся, мама!»
  Произведения Н.Думбадзе отличает глубокое внимание к процессу формирования личности юного человека, к возникающим при этом социальным и нравственным проблемам. Достаточно вспомнить его широко известную комедию «Я, бабушка, Илико и Илларион». Те же проблемы в центре пьесы «Не беспокойся, мама!». Однако решаются они иными художественными средствами.
  В пьесе, о которой идет речь, Н.Думбадзе выступает не только как тонкий лирик, изобретательный комедиограф, но и как вдумчивый, серьезный психолог. Нелегкие «поиски себя» приходится вести главному герою спектакля Темо Джакели, который еще не отвык от своего мальчишеского, школьного прозвища «Джако». Для более глубокого раскрытия его характера Н.Думбадзе связывает отдельные эпизоды выразительными комментариями. С ними Темо обращается непосредственно к зрителям. В комментариях - размышления героя, его взволнованное или наполненное иронией отношение к происходящим событиям.
  Молодой актер В.Жаков, исполняющий роль Темо, предельно органичен в течение всего спектакля. Пространные монологи героя естественно сплетаются с его поступками, почти незаметно для зрителей «переливаются» в сценическое действие. Убежденные актером, поверившие ему зрители во многом «читают» происходящее через призму восприятия Темо, с сочувствием наблюдают за трудными шагами его на пути к гражданской зрелости.
  Характер главного героя пьесы - в постоянном развитии. Это тонко чувствует и убедительно передает В.Жаков. Артист показывает, как заложенные в Темо искренность, бескомпромиссность в соприкосновении с жизнью обретают подлинный «вес». Эти черты характера раскрываются в общении и в столкновениях с разными людьми: воспитавшим его дедом Исидором (заслуженный артист РСФСР К.Шорыгин), скрывающим за легкой усмешкой любовь к племяннику дядей Вано (Ю.Ратников), кокетливой Дадуной (Н.Полицан), ее разношерстной компанией... Особенно ярко они проявляются в отношениях к товарищам по службе на границе, куда попал призванный в ряды Советской Армии деревенский паренек. Исполнитель от эпизода к эпизоду раскрывает, как мужает характер его героя, растет личная ответственность за мирную жизнь страны, ощущение того, что он, Темо, нужен людям. К финалу спектакля Темо даже внешне меняется.
  Работа В.Жакова - главная удача этого в целом интересного спектакля, поставленного режиссером Л.Ставской и изобретательно оформленного художником С.Ставцевой. Однако все достоинства постановки не скрывают неровность актерского ансамбля. Рядом с глубокими, сложными характерами, созданными Ю.Ратниковым и К.Шорыгиным, соседствуют образы, решенные по принципу лишь внешней типичности: тетя Сашико (А.Гранина), друзья Дадуны. Между тем собирающаяся у девушки экстравагантная группа ищущих развлечений юношей и девушек занимает в пьесе Н.Думбадзе немалое место. Их рассуждения, взгляды на жизнь противостоят той высокой морали, которую отстаивает Темо. Молодые исполнители - В.Шубников, Ю.Шестерень, Н.Жакова и другие - в некоторых сценах нашли яркие детали. Но создать целостные, убедительные характеры им все же не удалось.
  К счастью, каждый из названных актеров «определил» свое место в острых финальных сценах спектакля. Их герои, уверенно отрицавшие возможность свершения подвига в наше время, замолкают, глубоко задумываются, слушая ключевой монолог Темо. Он же «бросает» в лицо своим «оппонентам» удивительные, прекрасные по своей простоте и проникновенности, обращенные к матери строки последнего письма своего друга по службе. Написав его, Щербина заступил на пост и не вернулся, погибнув в схватке с врагом. Моральная победа Темо в этом споре со сверстниками убедительна, как убедителен и спектакль.

Б.Максимов ("Рабочий край" г. Иваново 20/09/1975)



^ Наверх