Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИСТОРИЯ В ДАТАХ
Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

Национальные проекты России

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

...ВОТ И ВЫШЛИ "ЧЕЛДОБРЕЧКИ"



Фото ...ВОТ И ВЫШЛИ "ЧЕЛДОБРЕЧКИ"Жили-были челдобречки. Вернее, они не жили бы и не были, если бы некая юная и дерзкая рука не намалевала их на строгих и прекрасных стенах старинного музея.

 

  Да-да, маленький художник, явивший миру страшного Пирата, уродливого Толстяка, безобразную Мадам Закорючку и нечто уже совсем невообразимое, лишь условно названное Мышонком, был из тех ребят и девчонок, которые так любят украшать своими «произведениями» заборы, стены домов и лестничных клеток, школьные парты и городские тротуары. «Творческий принцип» их работы весьма прост и всем известен. Помните, «точка, точна, запятая...» И так далее, и так далее, и так далее, до тех пор, пока не выйдет что-нибудь такое, что даже человечком стыдно назвать. Скорее - челдобречком.
  Но как мы уже сказали, наши челдобречки не просто красовались во всей своей угольной черноте на прекрасных розовых стенах, они к тому же и жили. Жили в чудесной, поэтичной и мудрой сказке Виолетты Пальчинскайте. А то, на что они способны, мы узнали, когда эту сказку поставил на сцене Тульского театра юных зрителей молодой режиссер Владимир Туманов.
  Поставил бережно и изящно, стараясь сохранить акварельность сказочной атмосферы, которую автор пьесы тонко стилизовала, помня о традициях Андерсена и Гоцци, Гофмана и Гауфа. И в то же время постановщик не избегает ярких мазков, подчеркнутой фарсовости, открытой клоунады. Все средства хороши (и в этом случае с режиссером нельзя не согласиться) для того, чтобы маленький зритель не пропустил, увлекшись чисто внешней, фабульной стороной сказки, тот великий сказочный «намек», ради которого писалась пьеса и ставился спектакль.
  Отнюдь не только дидактические цели, как это может показаться сначала, преследуют пьеса Виолетты Пальчинскайте и спектакль Владимира Туманова. Авторы далеки от мысли доводить до пафоса призыв не рисовать и писать на стенах и заборах мелом, сажей, углем и красками. О более важном и насущном неназойливо, но последовательно ведут они разговор с юным зрителем. Разговор о том, что каждый поступок, пусть незначительный, в жизни сегодняшнего мальчишки или девчонки, как слабый росток, дает завтра всходы больших дел, которые принесут радость или огорчение. Сегодня пожадничал, выстрелил из рогатки в птицу, сломал ветку яблони - завтра предал лучшего друга. Сегодня отдал ради спасения товарища самое дорогое для тебя - завтра не побоишься самого сильного и коварного врага. Малыш, рисуя на стене уродливого челдобречка, бойся, что он отнимет у тебя твое Золотое сердце, как отнял его у куклы Асты! И, если бы не ее друзья с выставки детского творчества — добрый Садовник, смелый Лин-Пластилин, умелый железный мальчик Альгис, так и остаться бы ей такой же черствой, злой и несправедливой, как похитившие ее сердце челдобречки. Ведь их главный девиз — «Все белое можно очернить!»
  Но, к счастью, в сказке всегда торжествует добро, и дерзкие челдобречки, вознамерившиеся изгнать из музея лучшие работы выставки детского творчества и занять их место, терпят поражение.
А вот создатели спектакля, несомненно, одержали хорошую творческую победу. И пора сказать о тех, кто помог автору пьесы и постановщику рассказать ребятам добрую и веселую сказку.
  В спектакле «Ох, уж эти челдобречки!» весьма условно можно было бы разделить роли на главные и эпизодические. И не только потому, что таковы особенности пьесы Виолетты Пальчинскайте. Скорее, постановщику удалось создать такой слаженный и стройный актерский ансамбль, где все играют увлеченно, азартно, в то же время сознавая и сохраняя особенности и общее лицо своего сценического образа. И Л.Егорова (Лета), и Г.Левинтан (Альгис), и В.Аношкин (Лин-Пластилин), и В.Бердаков (Садовник), и челдобречки (И.Бунина, Н.Полицан, О.Исайкина, Н.Маркова) играют, вкладывая в это действие не только его театральное значение, но и где-то первозданное, «детское». Стихия игры придает каждому образу особое обаяние.
  Уверенно управляют движением сказочного сюжета Арлекин (В.Симоненко) и Пьеро (С.Шалункин). А задача у них не из легких: быть одновременно добрыми сказочниками, играть роль смотрителей музея, выполнять функции слуг просцениума и... оставаться знакомыми масками из итальянской комедии — буфф.
  Неожиданно просто и в то же время остроумно, изобретательно созданы декорации спектакля (художник Ирина Чередникова). Наверное, не без помощи художника появилась еще одна, на наш взгляд, весьма интересная находка создателей спектакля. Учитывая, что главные герои сказки «Ох, уж эти челдобречки!» - куклы, рисованные человечки, авторы спектакля смело стараются использовать возможности кукольного театра и даже мультипликационного фильма. Отсюда появление интересных элементов театра масок, особая, порой усложненная до пантомимы пластика каждого образа (режиссер по пластике К.Черноземов).
  Особо хотелось бы сказать о музыке спектакля, написанной тульским композитором Владимиром Фоменко. Музыка для «Челдобречков...» - не первая работа молодого автора в театре. Но именно в этом спектакле композитор впервые так смело и подчеркнуто откровенно использует возможности различных музыкальных стилей и приемов. Стилизованная в духе старинного менуэта музыкальная экспозиция спектакля, «классический» рок песни челдобречков, веселый диксиленд финала, — все это отнюдь не создает впечатления разнородности, эклектичности. Напротив, непохожие друг на друга музыкальные номера, как джазовые риффы, помогают управлять ритмом действия, привносят новые краски в палитру спектакля.
  Безусловно, спектакль еще не лишен некоторой «премьерной» шероховатости. Так, не всегда до конца выдерживают исполнители единства пластического облика своих героев. Однообразие внешнего решения роли несколько снижает значение образа Мышонка (Н.Маркова), лишь текст разъясняет нам суть «перелома», который произошел в душе этого рисованного существа, ставшего обладателем Золотого сердца. К сожалению, актриса пока не находит средств, которые заранее, помимо текста, намекали бы на то, что происходит с этим «аутсайдером» сплоченной группы отрицательных персонажей. Не всегда с достаточной легкостью, естественностью и артистичностью переходят из одной своей сценической ипостаси в другую исполнители ролей Пьеро и Арлекино.
  Впрочем, повторяю, все это можно отнести за счет того, что спектакль «Ох, уж эти челдобречки!» делает свои первые шаги в стенах Тульского театра юных зрителей. Так пожелаем же ему расти и обретать новые интересные грани, пожелаем счастливой сценической судьбы!

А.Гелин (Молодой коммунар 13/12/1980)



^ Наверх