Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИСТОРИЯ В ДАТАХ
Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

РусРегионИнформ

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

АКСЕЛЕРАТЫ



Фото АКСЕЛЕРАТЫКак быстро вошло в наш активный словарь это новое слово, как часто, с какой сложной гаммой чувств (чаще всего родительских) оно произносится!

 

  А дело, наверное, в том, что новое понятие, попав, как говорится, в самую точку, обозначило нечто давно известное: постоянно возникающие психологические трудности в семье, когда дети становятся взрослыми. И хотя сейчас явно чувствуется стремление доказывать, что именно нынешние дети, «выпрастываясь» из родительской опеки, как из пеленок, ведут себя особенно независимо, даже дерзко, тем самым вызывая нередко тяжелые конфликты в семьях.
  Каждое новое поколение решает эту проблему вновь, уже на своем, как говорится, материале. И каждому новому поколению она кажется не просто трудной, болезненной, но и только ему присущей.
  Впрочем, на сей раз нам не предлагают настраивать себя на столь серьезный и глубокомысленный лад. Спектакль «Акселераты», поставленный в тульском ТЮЗе В. Шубниковым по пьесе С. Ласкина, обозначен как комедия, и в этом ключе, можно сказать, полноценно выдержан: улыбки, веселый смех и даже хохот сопровождают все представление, а в конце зрители награждают актеров (по крайней мере, так было на спектакле 26 ноября) криками «Браво!!!», чего, к слову сказать, не было в нашем ТЮЗе по крайней мере лет двадцать...
  Можно было бы сказать, что «все смешалось в доме» Анны Сергеевны. Строгая и умная учительница, работающая в образцово - показательной школе и привыкшая к ощущению даже собственной «образцово - показательности» (такой играет свою героиню заслуженная артистка РСФСР В.Силко), сначала встала в тупик перед непредвиденными, невероятными событиями в ее классе, и совсем уж пришла в ужас, можно сказать, «потеряла лицо», когда сюрприз преподнес и ее сын-студент. Все это осложнилось беспорядком в собственной душе - так она воспринимает свой роман с соседом, развивающийся как бы сам по себе, вопреки ее воле...
  Двое десятиклассников объявили о помолвке! И старомодное это словечко, и непривычное, открытое проявление чувств, выражающееся в том, что Валерка «демонстративно», при всех подает Оле пальто, стоит для нее в очереди за чаем и носит ее портфель - все вызывает шок. «Почему так открыто? Мы раньше таили свои чувства!» - возмущается Анна Сергеевна. И учительница, «преподающая лучшую в мире русскую литературу», отнюдь не видит чистоты, наивности, детскости этих отношений, так что ученик должен довольно саркастически у нее спросить: «А как еще я могу выразить свои чувства?» Артист В. Слышков (Валерка) ведет свою роль ярко, темпераментно, иногда даже чуть «пережимая» в ущерб естественности, органичности персонажа. Тем не менее, каждое его появление на сцене вызывает бурную реакцию зала: он  - молодая сила, бурный поток страстей, он готов всех обвинить в отсталости, ханжестве. Однако в этом потоке чувств, язвительных острот, колкостей, наивных, но крайне самоуверенных суждений немалая доля правды.
  Тем не менее, закованная в шоры условностей и представлений, Анна Сергеевна перестала понимать окружающих, боится жизни, хотя... Хотя не все потеряно для Анны Сергеевны: в ее «правильности», неприступности то и дело пробивают основательные бреши, искренние чувства. Конечно, если бы не влюбившийся в нее сосед Борис Борисович, Анне Сергеевне не выкарабкаться бы никогда из-за высокого забора «нельзя», «что люди подумают», «что в школе скажут»... Но Борис Борисович в исполнении П.Зырянова так искренен, мил, чудаковат, такой «не от мира сего», и в то же время так непоколебим в своем стремлении заставить жить любимую по-человечески (заметим, такие «чудаки» часто бывают поистине сильными и непреклонными личностями), что Анне Сергеевне ничего иного не остается...
  Правда, в первом действии Анна Сергеевна (В. Силко) как-то слишком прямолинейна, уж чересчур закована в свои установки, слишком строга, и потому эти «прорывы» к самой себе кажутся подчас неожиданными. Но во втором действии, когда ее восемнадцатилетний сын Игорь (артист Г. Щекочихин) приводит среди ночи в дом Веру (арт. Е.Небольсина) и объявляет, что это его жена и у них будет ребенок, и что он уже не студент, а грузчик... Тут наступает реакция. В. Силко играет такой взрыв чувств, с такой силой, что спектакль на глазах зрителя превратился бы в трагедию, если бы не комедийный антураж...
  В столкновениях страстей, характеров и мнений и высекается тот комедийный накал, который придает спектаклю неповторимое обаяние, а реакция зала заставляет артистов играть прямо-таки с упоением. Вновь и вновь убеждаешься, что основа успеха - прежде всего хорошая пьеса. Ремарка в начале пьесы: «В квартире все стандартно, кроме людей», - полностью подтверждается характерами героев, их образной, яркой речью и, что особенно драгоценно - щедрым юмором этого произведения.
  Изъять из этой «компании» нельзя никого. Особенно заметная роль в создании атмосферы этой семьи принадлежит бабушке - Варваре Владимировне, которую мягко, интеллигентно и обаятельно играет старейшая актриса театра, заслуженный работник культуры РСФСР 3.В.Леонтьева. Присутствие бабушки (и именно в этом исполнении) - лучшего друга Игоря и Бориса Борисовича, придает спектаклю колорит интеллигентности, атмосферу культурной семьи, где ценят юмор, стараются любить и понимать каждого. Именно стиль семьи и помогает в конце концов развязать затянувшиеся, казалось бы, накрепко узлы. Этот колорит создают бабушкины беспрерывные шуточки («Мне, пережившей революцию пятого года, сексуальная уже не страшна!» или: «Подумаешь, разница в 43 года! Кажется, я уже могу называть «на ты» памятник Тысячелетию России в Новгороде...»), ирония Игоря - он подчеркивается двумя эпизодическими ролями: появлением дедушки Валерки Гусарова, «Каменного гостя», который принимает манеру разговора героев за шифровку (арт. Ю. Ратников) и матери «помолвленной» Оли, Марьи Васильевны (арт. Л.Кирьякова) - эпизоды, сыгранные ярко и, как говорится, сочно. На этом фоне актрисе 3.Леонтьевой удалось особенно ярко выявить поистине бесценную черту своей героини: ее доброту и мудрость, нажитую годами, ее безошибочное умение видеть истинно ценное в ворохах всяческой житейской чепухи...
  И еще одну прекрасно сыгранную сцену хочется отметить: ночной приход Валерки Гусарова, которому «больше незачем жить» Оля «изменила ему»... В. Слышков (Валерка)  - весь взрыв отчаяния... Но какова Анна Сергеевна! Ее монолог, обращенный к Валерке: «А ну, распрямись! Выше голову! Нужно стать мужчиной... Держи себя независимо и достойно! Вот таким ты завтра должен возникнуть в классе...» прекрасен, в нем - не только «лекарство» для Валерки, но и победа Анны Сергеевны над собой... Спектакль этот прост и ясен режиссерски, репетировала его вне плана группа энтузиастов во главе с В. Шубниковым, рассчитывая показывать, главным образом, на выездах. И вот он с успехом идет на основной сцене... В чем секрет. Он, думается, в том, что ТЮЗ говорит в спектакле со своими старшими зрителями о близких им проблемах, затрагивает «болевые точки души». Он в узнаваемости юных героев. В их бескомпромиссности, их максимализме, их стремлении к самостоятельности. И, конечно, в той увлеченности, с которой играют актёры.

Л.Носкова (коммунар 10/12/1985)



^ Наверх