Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИСТОРИЯ В ДАТАХ
Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Instagram

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

РусРегионИнформ

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

АКТЕРСКАЯ КОПИЛКА ИГОРЯ БЕРЗОНА


Фото АКТЕРСКАЯ КОПИЛКА ИГОРЯ БЕРЗОНА

Актёр Тульского театра юного зрителя Игорь Берзон убеждён: детский театр может успешно конкурировать с гаджетами, если убедит юных зрителей в том, что живое общение значительно интереснее виртуальных игрушек.

Через СТЭМ — к «Риску»

   — Я настороженно отношусь к повсеместному использованию мультимедиа в театре, тем более детском,— подчеркивает Игорь Берзон.— Считаю, что спецэффекты, лазеры, видеоряд можно и нужно включать в спектакль, но не заменять ими живое театральное действо. Когда за всем этим теряется человек, исчезает сама суть нашего искусства. Недавно говорили об этом с коллегой — артистом Тульского государственного театра кукол Ринадом Кондаевым. Грустно так шутили, что, если эта тенденция продолжится, скоро совсем перестанем на сцену выходить, только сниматься на видео, а зрителям в театре будут показывать кино…
Фото АКТЕРСКАЯ КОПИЛКА ИГОРЯ БЕРЗОНА   При этом Игорь Берзон отмечает ряд постановок, в том числе и в своем театре, где, по его мнению, мультимедиа использованы умеренно и к месту. Например, спектакль-путешествие «Веселое чаепитие» для малышей, в котором видеоряд переносит зрителей в другие города и страны, при этом главный акцент сделан на артистов и интерактивное общение с детьми.
   Игорь Берзон родился в Щёкино, в детстве о том, чтобы стать артистом, даже не думал. После окончания школы поступил в Тульский политехнический институт и неожиданно для самого себя стал активным участником СТЭМа — студенческого театра эстрадных миниатюр. На талантливого парня обратил внимание руководитель созданного в 1980 году в институте молодежного театра-студии «Риск» Геннадий Крестьянкин.
Фото АКТЕРСКАЯ КОПИЛКА ИГОРЯ БЕРЗОНА   — Геннадий ставил пьесу Маяковского «Клоп». С актером, который должен был играть Присыпкина, что-то случилось, и он предложил мне попробовать. Так я окончательно «влип» в театр. Учился — и работал в «Риске»,— вспоминает Берзон.
   Игорь получил диплом — и по распределению уехал в Калининградскую область. Работал на заводе, при этом принимал участие в местных фестивалях и конкурсах самодеятельности. А в Тулу вернулся после того, как Крестьянкин написал ему письмо и сообщил, что у театральных студий появилась возможность перейти на хозрасчет, а это значит, что «Риск» теперь будет платить зарплаты. В конце 80-х многие театральные студии, существовавшие как самодеятельные, воспользовались этим шансом. Правда, количество «зарплатных» должностей было ограничено, поэтому Берзона оформили как технического директора. При этом он занимался множеством организационных дел и одновременно работал как артист. У «Риска» появилась настоящая репертуарная афиша, театр раз в неделю выезжал с гастролями в область. Всё закончилось в начале 90-х, когда в стране начался кризис…
   — Мы оказались без работы. Однажды мой друг Гена Бажанов — тоже артист «Риска» — сказал, что хочет попробовать устроиться в ТЮЗ, и попросил помочь ему на просмотре: сыграть сцену на двоих из «Клопа»,— продолжает рассказ И. Берзон.— Тогда директором театра был Борис Сергеевич Карцев, а главным режиссером — Александр Сергеевич Литкенс. После просмотра они сказали, что берут нас обоих…

В свободном плавании

Фото АКТЕРСКАЯ КОПИЛКА ИГОРЯ БЕРЗОНА   Игорь признаётся, что первые месяцы в Тульском ТЮЗе оказались непростыми. В «Риске» у него было множество ролей, часто главных, студийцы ставили пьесы классиков и актуальных современных драматургов, комедии и трагедии, психологические драмы и политические памфлеты. А театр юного зрителя — это совершенно другая аудитория, другой репертуар. Но самое главное — более строгие профессиональные требования, предъявляемые к спектаклям, работе всех цехов и, конечно, артистам.
Работы было много: нового артиста вводили в уже готовые спектакли, в частности на главную роль в «Прогулках Винни-Пуха», постоянно занимали в массовых сценах. Тем не менее Игорь Берзон считает, что настоящая профессиональная жизнь в ТЮЗе для него началась со спектакля «Оловянный солдатик».
   — Режиссер Виктор Шубников предложил мне роль злобного Тролля, который из-за безответной любви к бумажной балерине решил разогнать весь кукольный городок,— рассказывает И. Берзон.— Шубников тогда со мной серьезно работал, профессионально многое поправил…
Фото АКТЕРСКАЯ КОПИЛКА ИГОРЯ БЕРЗОНА   Игорь Берзон перечисляет значимые для него роли за весь период в ТЮЗе. Карлсон в спектакле Литкенса — по замыслу режиссера, актер время от времени выходил из образа главного героя спектакля и обращался к зрителям от своего лица. «Волшебник Изумрудного города» (режиссер — Владимир Шинкарёв), в котором Берзон сыграл Страшилу.
   — На мой взгляд, в этом спектакле у меня получилось создать интересный образ. Кстати, этот типаж я скопировал с реального человека, моего знакомого из Щёкино: перенял его походку, немного странную мимику и манеру говорить,— делится профессиональными секретами Игорь.— А Абаж из «Королевства Кривых зеркал» несмотря на то, что коллеги признавали эту работу удачной, мне мало чем запомнился. Разве только тем, что перед спектаклем долго сидел в гримерке, превращая себя в лягушку… Я люблю играть, когда ты чувствуешь себя как в свободном плавании, когда всё, что бы ты ни сделал, получается…

Леший и вахтёр

  У Игоря Берзона есть своя «актерская копилка». Он наблюдает за людьми, запоминает их манеру двигаться, интонации, любимые словечки.
   — В спектакле «Серебряная сказка» мне досталась роль Лешего. Мой персонаж сидел на дереве с автоматом, ждал, когда прилетит Баба Яга, и время от времени приговаривал «ёлки-моталки». Наши ребята говорили, что получилось смешно, при этом все пытались вспомнить, где в жизни видели этого «Лешего»,— улыбается Берзон.— А я им показывал на нашего вахтера…
   Пристально наблюдать приходится и за животными: в театре юного зрителя кого только не приходится играть. И актер, играющий, скажем, пса, будет выглядеть неубедительно, если начнет двигаться, как кошка или лошадь…
   Игорь Берзон — характерный и фактурный актер, поэтому список его ролей чрезвычайно разнообразен: Нарцисс в «Трех толстяках», купец в «Аленьком цветочке», начальник королевской стражи в «Бременских музыкантах». При этом есть роль, которую артист играет каждый год: Дед Мороз в новогодних сказках и интермедиях. Игорь Берзон «дедморозит» много лет, при этом говорит, что эта работа нисколько ему не надоела:
   — Стоит только надеть шубу, нацепить бороду и взять посох — и я действительно начинаю чувствовать себя добрым волшебником…

Ирина Скибинская (Молодой Коммунар 10/04/2020)



^ Наверх