Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИСТОРИЯ В ДАТАХ
Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

РусРегионИнформ

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

АНДЕРСЕН И "ГАДКИЕ УТЯТА"



Фото АНДЕРСЕН И "ГАДКИЕ УТЯТА"  Вы читаете детям сказки! Или вам кажется, что роль бабушки-рассказчицы с успехом выполняет «четвероногий друг» — телевизор! И что мультики дают детской душе все то, что она должна получить в малолетстве! Задумайтесь. Не обкрадывайте ребенка. Потом не наверстаете.

  

   А пока задумались люди, имеющие к детям и сказкам самое непосредственное отношение. Два года тому назад в ТЮЗе родился маленький «Передвижной театр книги». Задача — нести детям СЛОВО. Они ведь почти разучились слушать, привыкнув воспринимать прежде всего зрелища. А здесь им предлагается «скромно театрализованное чтение» сказок Андерсена, с которого театр решил начать. Сделана попытка найти «золотую середину» между зрелищностью и книгой.
 

  Спектакль рассчитан на детей разного возраста. Для дошкольников это чаще всего, увы, первое знакомство с классической литературой, так как действительно немногие родители детям читают. Для школьников же это — попытка поломать барьер академизма школьного урока. В течение этих двух лет спектакль (претерпевший не менее четырех редакций) играется в разных детских учреждениях, и, в зависимости от возраста и контингента зрителей, видоизменяется: то сокращается, то усложняется по тексту.
 

  Сейчас в спектакле принимают участие три человека: заведующая литературной частью ТЮЗа Людмила Пахомовна Вдовцева (которая стала и автором постановки), актеры Людмила Жильцова и Ринад Кондаев (он сочинил для спектакля музыку). Все они очень преданы этой идее (Людмила, например, сейчас, в декретном отпуске, сидит с малышом, но находит время и силы и для репетиций, и для спектаклей).
 

  Очень обязаны создатели спектакля главному режиссеру ТЮЗа, заслуженному артисту РСФСР Александру Литкенсу, к которому обратились в свое время за «квалифицированной» помощью. Именно он «вдохнул жизнь» в спектакль, который начинался просто как литературное чтение, насытил его выдумкой, юмором, игрой.
 

  Спектакль состоит из двух частей. Сначала дети знакомятся с «живым Андерсеном», который рассказывает им сказки «Дикие лебеди» и «Гадкий утенок», а после перерыва — «Пастушка и трубочист» и «Голый король».
 

  Первое отделение, как правило, заканчивается забавным танцем «маленьких утят», которому актриса быстро учит детей, подключая их таким образом к действию, а заодно устраивая разминку.
Но вот в Тульском дошкольном детском доме, где не так давно состоялся спектакль, этот танец имел какое-то особое значение, как, впрочем, и сама сказка «Гадкий утенок» (второе отделение в этот день не игралось — детям по малости возраста сделали «разбивку» спектакля на два раза). В этом доме живут пятьдесят детей от трех до семи лет, почти у всех — задержка психического и физического развития и различная степень нездоровья, как неумолимое следствие их одинокой жизни.
 

  Конечно, можно сколько угодно говорить о том, как заботятся о них в этом доме, какая милая и неравнодушная хозяйка директор Людмила Владимировна Гордеева, перечислять различные поездки, мероприятия и занятия, которые проводятся с детьми для их развития. Но надо все-таки отдавать себе отчет в том, что, несмотря на все усилия, дети эти среди нашего большого «птичьего двора» - «гадкие утята». И превратятся ли все они в прекрасных лебедей — большой вопрос.
 

  Может, спектакль этот станет хотя бы маленькой пушинкой в их будущем оперении. По крайней мере, создатели театра верят, что дают детям ценнейшее впечатление пусть не на сознательном (мне все-таки показалось, что дети понимали не все), но на интуитивном уровне. Близость и доступность сказки, разыгрываемой прямо рядом (без «котурнов» сцены), которую можно потрогать руками, как и самого сказочника Андерсена, — все это непременно «отложится».
 

  Кстати, самим создателем спектакля реакция детей в этот раз очень понравилась. Играя для разных коллективов, они приходят к выводу, что зрители младшего возраста хоть и несмышленей, но менее закомплексованы более восприимчивы.
 

  Прощание было трогательным. Теперь дети ждут продолжения - второй части спектакля.
  А в театре думают о своем продолжении. Подбирают новых актеров (принципиально - только профессионалов, без самодеятельности). Думают о репертуаре. Есть прицел на спектакль для старшеклассников «Моё смешное и мое серьезное» (русское зарубежье по рассказам Тэффи). Хочется сделать спектакль по пьесе на мифологические темы. Но главная задумка - спектакль на «тульском материале», ведь есть же «Левша» Лескова, есть Толстой. Что конкретно - пока секрет.
  Ну и, конечно, ждет развития «официальный статус», от которого будет зависеть материальная база, а следовательно, и многое другое. Сейчас в Тульском отделении Союза театральных деятелей выясняют для театра возможность официальной регистрации в горисполкоме как хозрасчетного малого предприятия. Если же это не получится, их может взять под свое крыло церковь Адвентистов Седьмого Дня, заинтересовавшаяся такой театрализованной формой подачи слова. Они, адвентисты, никогда не проходят мимо мало-мальски заметных начинаний в сфере духовности.


Наталья Блинова (Тульские известия 29/03/1991)



^ Наверх