Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИСТОРИЯ В ДАТАХ
Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

РусРегионИнформ

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

БАЛЛАДА О ВЗЛЕТЕ МУЖЕСТВА



Фото БАЛЛАДА О ВЗЛЕТЕ МУЖЕСТВАИстория гибели трех советских летчиков в немецком плену, послужившая сюжетом драмы А.Дударева «Взлет» - гимн величию духа, стойкости воинов, защищающих Родину.

 

  «Самое страшное для человека - не смерть, - говорит главный герой пьесы капитан Барткевич. Самое страшное - это когда погибает душа». «Погибели души», предательства, измены Родине, - вот чего добиваются от пленников гитлеровцы, вот чего больше всего боятся Барткевич, Грищук и Вагура. Трудный выпал им путь, но каждый из них проходит его с честью.
  Драма написана в романтическом ключе. Эмоционально приподнято изображение событий, возвышенна духовная жизнь героев. Ключом к пониманию замысла драматурга является образ Матери. Она является каждому из героев в самые тяжкие, напряженные минуты жизни, вдохновляя и поддерживая. Она едина в трех лицах. Конкретный образ Матери переходит в обобщенный образ Родины.
  Коллектив Тульского театра юного зрителя, осуществивший постановку драмы А.Дударева (режиссер Ю.Шилов), старается максимально использовать возможности романтического звучания произведения, пожалуй, даже гиперболизирует их. Это начинается с внешнего оформления спектакля. Художник Евгений Гороховский заключил большую часть действия, самые напряженные и значительные его эпизоды под гигантский купол парашюта. Через разрывы в этом огромном белом куполе появляются на сцене действующие лица, сквозь его ткань видно, чем заняты персонажи на втором плане. Надо отдать должное фантазии художника - постановщика, она в большой степени окрылила спектакль, способствовала созданию его романтического духа.
  Барткевич в исполнении артиста И.Тюрина - бесстрашный воин, способный вынести любые муки и не сдаться. И группенфюрер Грейвиц (его играют Ю.Ратников и В.Шубников) заранее обречен на поражение в столкновении с этим человеком. Фашист, для которого совесть - «шлак личности», не в состоянии осознать силы, наполняющей Барткевича, ее истоков. Его примитивный замысел - инсценировать отречение советских летчиков от Родины - рушится при первом же соприкосновении с убежденностью Барткевича, его верностью долгу.
  Лейтенант Грищук (артист С.Баринов) моложе своего командира, но по характеру - такой же кремень. В пьесе - в романтическом ключе - рассказана его биография: вырос в детдоме, не знал ни отца, ни матери. Опасение, что не выдержит пыток, бросает его на отчаянный шаг - попытку задушить Грейвица. Расчет оказывается верным: фашистская пуля обрывает его жизнь. Но это лишь в беглом пересказе происходит так просто. В пьесе и в спектакле период от выстрела штурмбанфюрера Крафта до последнего вздоха Грищука наполнен драматическими событиями его внутренней жизни: происходит его встреча с матерью, он узнает, какова была ее судьба и судьба отца (оба погибли за революцию). С.Баринов полностью использует сценические возможности, данные ему автором пьесы и режиссером, для раскрытия образа.
  Третий герой, самый юный, - радист Вагура, нарисован в пьесе интеллектуально тонким, легко ранимым, на первый взгляд - не приспособленным к жестокой беспощадности боя, на деле же - он окрылен высокой нравственной мощью. Артист В.Слышков бережно переносит на подмостки, все эти черты характера.
  Грейвиц менее всего ожидает от этого мальчика сопротивления своему плану. К изумлению матерого гитлеровца юноша находит в себе достаточно сил, чтобы устоять, не поддаться ни на обольщения, ни на угрозы.
  Так три совершенно разных человека независимо один от другого приходят к одному, единственно приемлемому для них финалу судьбы, с презрением отвергая возможность спасти жизнь ценой предательства.
  Мать стоит первой в списке действующих лиц спектакля. Символический персонаж этот артистка В.Богачева всеми силами стремится наполнить жизнью, сделать полнокровным и по содержанию, и по воздействию на зрителей. Но усложненный замысел автора пьесы, не подкрепленный реалистическими сюжетными мотивами, целиком основанный на зыбком романтическом фундаменте, не дает возможности потрясти зрительный зал. Просчет драматурга очевиден. И потому нет никаких оснований бросить упрек в адрес актрисы - едва ли схематичность образа, созданного драматургом, может быть преодолена даже очень талантливой игрой.
  Есть еще три группы персонажей в пьесе и спектакле, четко разграниченные. Люди, не вынесшие или просто не способные вынести ношу верности долгу (Шуйский, Чернявый).   Люди, на долю которых выпало быть жертвами - в схватке противоборствующих сил  (Марина, Девочка, Цубаник). И, наконец, гитлеровцы (кроме уже упомянутого Грейвица) Крафт, Шольц, ефрейтор, солдаты.
  Вслед за Василем Быковым («Знак беды») А.Дударев делает попытку проследить корни предательства. Ищет он их не в традиционно исследовавшихся пластах. «Хромай отсюда, кулацкая морда!» - кричит Вагура Шуйскому, когда убеждается, что перед ним предатель. На что тот отвечает: «Вот это ты зря. Я, брат, был колхозником номер один».
  В противоположность Шуйскому единоличник Цубаник, отказавшийся перед войной сдать колхозу пасеку, укрывает от оккупантов раненых советских бойцов и принимает за это смерть вместе с внучкой и дочерью. Да, и такое бывало в военные годы. Цубаник, отказавшись вступить в колхоз, конечно же, не проявил высоких гражданских качеств. А вот в годину смертельной опасности раскрылось самое лучшее в человеке. Всю сложность этого образа А.Каткову раскрыть не удалось. Повинен тут и режиссер. Сокращения некоторых острых мест в тексте пьесы не пошли на пользу образу Цубаника и спектаклю в целом.
  Иная, чем у Шуйского, генеалогия предательства у Чернявого. Он добровольно сдался в плен потому, что его свои якобы обидели несправедливостью, без оснований отправили в штрафной батальон. Именно при встрече с ним произносит Барткевич замечательные слова о погибели души. «Что же ты делаешь, парень? - говорит он Чернявому. Ведь ты своими руками ее душишь. Она человеку силу дает выстоять, выдержать все, что сваливается на него, а ты...» С.Исмангулов справился с непростой задачей изобразить на сцене трагический облик человека, отплатившего за обиду изменой.
  Образ штурмбанфюрера Крафта, убежденного эсэсовца, воплотил на сцене В.Симоненко. В его исполнении Крафт - холодный, сдержанный до поры до времени, полный внутренней силы враг страны, в которую он вторгся в качестве завоевателя. Его презрение к экспериментам Грейвица (хотя оба и единомышленники) столь же велико, как и ненависть к народу, который он стремится поработить, а если не удастся - уничтожить.
  Коллектив театра юного зрителя создал сценическое представление, которое хочется назвать балладой. Балладой о взлете мужества. Спектакль, несмотря на отмеченные недостатки, станет прекрасным подарком молодежи области накануне юбилея Великой Победы, которому он и посвящен.

С.Норильский (Молодой коммунар 26/03/1985)



^ Наверх