Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

Национальные проекты России

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

БЕСЦЕННЫЕ УРОКИ



Фото БЕСЦЕННЫЕ УРОКИБольшинство родителей понимает, что ребенка в театр водить нужно: во-первых, «другие водят, а мой чем хуже?» Во-вторых, ему там будет интересно, да и «для развития», как принято говорить, неплохо. И вот подчас можно наблюдать такие сцены: мама подводит свое чадо к контролеру, спрашивает, когда окончится спектакль, «запускает» сына или дочку в вестибюль, а сама идет по делам. Два-три часа — не шутка! Можно универмаг досконально обследовать и все магазины Красноармейского проспекта посетить...

 

  Стоит лишь пожалеть этих родителей за их равнодушие не только к искусству, нет — к собственным детям, к тому, как растет, развивается их душа. Мало того, что они не пережили вместе радость общения с искусством. Вернувшись к указанному сроку в театр, заботливо поправляя шарфик на шее ребенка, мамаша забывает спросить, о чем же был спектакль? Или спрашивает привычно: «Ну как, понравилось?» И получает, конечно, столь же бесцветный ответ: «Понравилось...»
  Культурная программа дня выполнена. Мама удовлетворена и считает, что свой родительский долг исполнила.
  Однажды моя дочь на дежурный вопрос, понравился ли ей спектакль, ответила:
  — Там все было весело, а потом оказалось, что всё очень грустно. Там, мама, взрослые   учили мальчика врать и считали, что это хорошо.
  — Не может быть,— пришлось возразить мне. — Но победило ведь все-таки хорошее?
  — Нет, — твердо сказала она, — победило плохое, но только взрослые считали, что то хорошо. Понимаешь...
  И я поняла, что пьесу А.Хмелика «Гуманоид в небе мчится» в театре юного зрителя, должна обязательно посмотреть.
  ...Герой пьесы Вася Лопотухин (артист А.Исмангулов), вечный фантазер и проказник, опоздав на контрольную, заявляет, что задержался потому, что увидел в своем дворе летающую тарелку, а в ней гуманоидов. Его роль органично и искренне играет артист. Естественно, Лопотухину не верят ни молодая, но уже очень усталая учительница (актриса Н.Полицан), ни директор, умудренный опытом и отвыкший чему-либо удивляться (артист А.Катков).
  Поразительно, но не верят Васе и дети, среди которых есть рационалисты и даже бюрократы, такие, как колоритнейший Полуэктов, председатель совета школы, человек, лишенный всяческого романтизма, но зато уже умеющий говорить: «На повестке дня сегодня вопрос...» Полуэктов, который умеет жутко принципиальным взглядом так пронизать девочек-активисток, что они по движению его брови понимают, «за» они или «против» данного предложения. Полуэктова очень убедительно играет артист В.Симоненко. Власть Полуэктова не знает пределов. Это удачно подчеркнуто разрядками между сценами, где ребята, повинуясь гортанной команде, издаваемой председателем, становятся в стойку каратэ и как деревянные куклы делают синхронные движения, изображая выпады новомодного увлечения и сгущая атмосферу культа силы. И кажется на этом фоне жалким Вася Лопотухин со своими фантазиями.
  Но тут вступает в действие еще одно лицо. Это дядя Коля, сантехник из ЖЭКа, тот «нетипичный» дядя Коля, который регулярно с двумя членами своей бригады, «скидываясь» по рублю, ходит в «малый зал... консерватории», лак он объясняет ребятам (артист В.Шубников). Именно он, дядя Коля, оказывается тем человеком, которому всегда есть время выслушать ребят.
  А вот директор школы, на первый взгляд, этого принципа не признает.
  — Фу, какая вульгарность, — сказал бы он, если бы вы его об этом спросили. Но именно   благодаря этому жизненному принципу проницательный дядя Коля и Юрий Леонидович, ставший в конце разговора для дяди Коли просто Юрой, прекрасно понимают друг друга.
  После спектакля я попросила артиста В.Шубникова рассказать, как он относится к своему герою.
  — Дядя Коля антисоциален, он страшное явление, но ведь, оказывается, не только он, а и   те, кто по роду своих занятий призваны воспитывать, понимают свою задачу предельно   упрощенно. Мы, взрослые, стараемся, сами того не замечая, подогнать ребят под свои  мерки. Упаси бог, если какой-то Вася Лопотухин в эти рамки не укладывается. Вгоним.   Втиснем. И если педагогика бессильна, то закроем глаза, и старый дедовский метод,   отвергнутый всеми корифеями педагогической науки, придет на помощь: «Вольем ремня!»
  Юрий Леонидович и дядя Коля отлично поняли друг друга. И ребята, зрители, тоже прекрасно разобрались, что к чему. Вот что писали ученики восьмого класса 40-й тульской школы об этом спектакле.
  Гена Векшенков:
  «Я убедился, что чудеса, случающиеся в наше время, не всеми воспринимаются. И взрослые толкают Васю на ложь...»
  Лена Борискина: «Спектакль заставляет задуматься над отношениями между взрослыми и детьми; Василий перестает верить людям, и в этом виноваты взрослые».
Сергей Иванов: «Я понял, что человек должен верить в себя, в свои силы, оставаться непоколебимым в своих решениях. Воспитывать эти черты в нас должны взрослые. Это спектакль для взрослых».
  Лена Гвоздева: «Почему случается так, что человек не верит человеку? Взрослые вообще часто не верят ребятам, заставляют их делать что-то унизительное. И все это для своего спокойствия».
 

  Таких горячих строчек можно привести множество. Что интересно — ни одного спокойного, безразличного отзыва. Все задумались... А это как раз самый нужный эффект. Новый спектакль — большая удача театра, ибо он будит мысль.
  Но, честное слово, бесконечно жаль, что в зале очень мало взрослых. Нам все некогда:   некогда ходить в театр, некогда задумываться. У нас все моральные акценты уже расставлены, мы готовы подгонять под свои шаблоны ребячьи мысли, души, мечты, этого    нельзя: детская душа только формируется...
  Одна из многих задач театра юного зрителя — воспитывать тех, кто воспитывает, показывать взрослых им самим через увеличительное стекло сцены, учить понимать будущее человечества. А оно, это будущее, сегодня сидит за партами, фантазирует, копирует нас, берет от нас много внешнего, часто — мелкого. А свою хорошую сущность   мы, случается, так глубоко прячем, что сами забываем иногда, как она выглядит. И здесь нет лучше для  нас друга, чем детский театр. Он помогает взглянуть на себя другими   глазами. И спадает закостенелая взрослость, и оказывается, что все мы — «гуманоиды»,   как сказал Лопотухин, маленькие и большие — и мы, и наши дети, и те, кто создал этот   хороший, такой по-человечески чистый и откровенный спектакль: режиссер Виктор Ерошин, художник Татьяна Матус, артисты А.Исмангулов, А.Катков, В.Шубников, В.Аношкин, Ю.Митина, В.Золотова, В.Альбанов, словом, все. В заключение мне еще и еще раз хочется сказать от всей души: папы и мамы, ходите со своими детьми в ТЮЗ! Часы, которые вы там проведете вместе — бесценны и ничем незаменимы.

Л.Долгина (Коммунар 20/09/1981)



^ Наверх