Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

Национальные проекты России

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

БИОГРАФИЯ ВРЕМЕНИ



Фото БИОГРАФИЯ ВРЕМЕНИНасколько помнится, редкая встреча творческой интеллигенции области, будь то собрание писателей, конференция театральных деятелей или же общая беседа за «круглым столом» в редакции газеты, обходилась без сетований на отсутствие в репертуаре наших театров пьес на «местные» темы.

 

  Лишь театр кукол настойчиво ищет, находит и воплощает в спектаклях драматургический материал, отвечающий этому требованию. Режиссеры же остальных театров не устают упрекать наших писателей в отсутствии интереса к сцене, а те, в свою очередь, высказывают обиду на нежелание постановщиков работать с ними. И в этой перепалке как-то совершенно игнорируется специфика творчества. Нельзя ведь по чьему-то пожеланию вдруг сделаться драматургом. Можно быть превосходным прозаиком или поэтом, но не оказаться способным написать сколько-нибудь сносную пьесу.
  И легко понять радость режиссера театра юного зрителя Владимира Тихонравова, когда он, прочитав вышедшую года три назад  повесть тульского прозаика Александра Жукова «Мальчишки с оружейных улиц», увидел в ней неясные еще очертания будущей пьесы. Не во всем безупречная, повесть эта показалась режиссеру достаточно сценичной. Мысль поставить по ней спектакль пришлась по душе всем в театре. Ведь предстояло воссоздать на сцене события, происходившие в Туле в героическом, огневом 1919 году, показать, как в тяжелой борьбе закалялись юные души, крепли характеры, формировалось революционное самосознание детворы с исконно рабочих тульских улиц. И началась работа упорная, кропотливая, напряженная. Вместе с автором, на основе повести писавшим пьесу; с помощью ветеранов партии и комсомола, участвовавших в событиях тех далеких дней, навсегда сохранивших память о них; с внимательным и бережным изучением бесценных архивных документов.
  И вот спектакль создан, он идет на сцене театра, всякий раз вызывая в зрительном зале искренний интерес, горячее сопереживание. Дела, как говорится, давно минувших дней оказываются близкими и понятными сегодняшним подросткам, которые с увлечением погружаются в тревожную обстановку той поры, когда к Туле ожесточенно рвались деникинские войска, когда затаившиеся в самом городе враги начинали действовать все смелее и опаснее. И как же пригодилась тогда молодой Советской власти помощь этих мальчишек и девчонок, объединившихся в первую детскую коммунистическую организацию.
  Эта атмосфера охватывает вас, сразу, едва вы возьмете в руки обыкновенную театральную программу. Да в том-то и дело, что не совсем обыкновенную. Не потому, что ее формат немногим больше обычного. Нет, на внутреннем ее развороте, как и положено, напечатаны название спектакля, имена режиссера-постановщика, художника, композитора, действующих лиц и исполнителей. А вот наружный представляет собой точную копию одного из номеров еженедельной газеты «Детский пролеткульт», органа Тульской детской коммунистической партии (большевиков.). «Все сотрудники исключительно дети» — сообщает читателю эта необычная газета, в которой и передовая статья, и бесхитростные стихи, и заметки  - все написано 14—15-летними.
  Революционным детективом назвали авторы свой спектакль. И впрямь детектив: ведь мальчишки с оружейных улиц взялись за поиски спрятанных бежавшими из Тулы богачами сокровищ, надеясь приобрести на найденное золото оружие для защиты родного города от белогвардейцев. Словно заправские сыщики, упорно идут они по следу, не упуская из поля зрения хитрющего Фортунатова, приказчика бежавшего за границу купца Ливенцева, и наконец, выходят... прямо на контрреволюционных заговорщиков. Обнаруженные ими вместо золота винтовки и патроны, которыми должны были вооружиться враги, попадают в руки красноармейцев. Так извечное    мальчишеское стремление к приключениям, к делам, окутанным тайной, обретает отчетливо выраженную революционную направленность.
  Как и в повести А. Жукова, в пьесе и спектакле по ней есть вторая сюжетная линия, показывающая становление в Туле одной из первых в нашей стране детских коммунистических организаций. И здесь на смену авторскому вымыслу все больше приходит строгое следование фактам. Иначе нельзя: ведь все это действительно было, и сегодня на улице Бундурина стоит дом с мемориальной доской, на стене, извещающей, что именно здесь, в январе 1919 года, возник знаменитый Декомпарт. Сливаясь вместе, обе эти линии движут динамичное, напряженное действие. Зритель только успевай следить за тем, как отчаянные мальчишки выслеживают врагов революции, как бесстрашно вступают они в борьбу с обнаглевшими сынками местных богачей, нетерпеливо ожидающих прихода белых в Тулу, как горячо проходит собрание боевой революционной детворы. Участниками этого собрания режиссер делает всех сидящих в зале, соединяя в одно целое актеров и зрителей.
  Обыкновенной биографией в необыкновенное время называл Аркадий Гайдар историю своей боевой юности. И в этом спектакле мы видим, как в огне необыкновенного времени рождаются вместе с ним биографии самых обычных ребят. Будь время иным, и трудно сказать как сложились бы их судьбы. Но мы то знаем, что в ту пору закалялась сталь невиданных прежде человеческих характеров. От сцены к сцене, от эпизода к эпизоду растут, взрослеют юные герои. Это взросление, проявление революционного самосознания показывается артистами очень органично, достоверно. И какие они все-таки разные эти ребята: Колька (С.Ковырьянов), Женька (И.Линев), Гришка (П.Зырянов), Митька (С.Исмангулов). Каждый со своим характером, своим «норовом». Один спокойный, не по годам рассудительный, другой - чересчур горячий, моментально вспыхивающий, третий  - с трудом подчиняющийся дисциплине...
  Удались в основном и роли взрослых. Молодой коммунист Борис Погадаев (артист И.Небольсин), которому руководитель тульских большевиков Григорий Наумович Каминский поручил организовать пролетарскую детвору, с трудом соглашается на это, его место, считает он, - на фронте, в строю боевых товарищей. Постепенно приходит Борис к пониманию величайшей важности порученного ему дела. Приходит к нему и признание ребят.
  Или вот порою несколько комичный Андрей Ильич (заслуженный артист РСФСР И.Тюрин), еще недавно рабочий-самоварщик, затем недолгое время — потерпевший неудачу милиционер (оружие у него жулики украли), наконец, наставник молодежи, с натугой мало-помалу овладевающий сложной наукой воспитания.
  А на другом полюсе - Фортунатов (артист Ю.Ратников), маскирующийся до поры до времени враг Советской власти, преданный слуга бежавшего хозяина, сам не прочь выйти в купцы. Правда, временами актер изменяет чувство меры, тогда его приказчик выглядит несколько карикатурно.
  Едва ли не самая сложная задача стояла перед Г.Щекочихиным, исполнителем роли Каминского — единственного исторического лица спектакле. Актер и режиссер не пошли по пути непременного создания портретно сходства, и мы не видим скажем, такой знакомой густой темной шевелюры на голове Каминского. Да это не важно — портретное сходство. Важнее другое  - суметь передать внутреннюю наполненность образа, здесь трактовка, предложенная Г.Щекочихиным, и, скорее всего, одобренная режиссером, вызывает возражение. Уж слишком спокойный его герой, нередко какой-то бесстрастный. Где же яркая, неповторимая личность Каминского, где его горячий темперамент убежденного большевика? По всей вероятности, артист, боясь ступить на путь шаблона, показать примелькавшегося на сцене и экране оратора с громовой речью, решил приблизить образ к современности и кажется, перестарался.
  Не всегда убеждают массовые сцены. Так, очень вяло и малолюдно проходит эпизод, когда ребята из Декомпарта отбивают свой дом у захвативших его сыновей тульских богатеев.
  Впрочем, очевидных достоинств у спектакля куда больше, чем недостатков. Да и возможности для совершенствования у режиссера и актеров есть. Мальчишки с оружейных улиц пришли на сцену и покидать ее пока не собираются. О том говорит неугасающий интерес юных зрителей к спектаклю, воспитательное значение которого несомненно..

В.Чижов, фото Е.Сускова (Коммунар 28/12/1986)



^ Наверх