Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИСТОРИЯ В ДАТАХ
Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

Национальные проекты России

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

ЧТО "СЫЩИК" НАШЕЛ В ОРЛЕ



Фото ЧТО "СЫЩИК" НАШЕЛ В ОРЛЕС 9 по 14 апреля состоялись обменные гастроли между тульским и орловским ТЮЗами. Орловцы привезли в наш город спектакль «Андрокл и лев» О. Харре, а наши артисты возили в Орел «Сыщик или никто», поставленный режиссером В. Шубниковым по повести А. Линдгрен «Калле-сыщик».

 

  НАКОНЕЦ-ТО МЫ ТРОНУЛИСЬ...
 

  Отъезд из Тулы был назначен на 11 утра, но, естественно, его задержали. Сначала опоздала часть артистов, живущих на периферии родного города и даже за его пределами. Ждали, нервничали, курили. Потом раздалась команда: «Садимся в автобус!» Уселись. Вдруг вопль: «Да это же мой чемодан возле забора остался!» Под общий хохот чемодан с постижерными принадлежностями грузится в автобус. Опять все расселись, но вдруг выяснилось, что куда-то делся исполнитель главной роли. Стали ждать главного героя, пересмеиваясь и перешучиваясь. Директор пообещал всем по выговору. Народ притих.
  Вся эта кутерьма длилась полчаса, и отъезжающие успели порядком надоесть провожавшим. Актриса Наташа Семкина приготовила красивый белый платочек с оборочками, чтобы трогательно махать вслед автобусу, вытирая набегающие слезы. Но пока шла суета с опозданиями, головомойками и потерями чемоданов, ей надоело репетировать этот душещипательный эпизод, и она, стоя рядом с автобусом, нетерпеливо ворчала: «Ну когда же вы, наконец, уедете?..»
Наконец, мы тронулись: в Орел, в Орел!
 

ТАЩИТЕСЬ, МЕДЛЕННЫЕ КЛЯЧИ,
Актеры, правьте ремесло,
Чтобы от истины ходячей
Нам было больно и светло!

 

  Сотни лет колесят они по свету, коломбины и арлекины, в старых повозках, запряженных тощими лошадьми. И вот с разбитой грунтовой дороги кибитка въехала на асфальтовую, тоже, впрочем, не новую, и стала автобусом-коробочкой. Но крыша его все время кажется полотняной и залатанной. Впрочем, дело не в ней, а в том, что суть этих прездок осталась той же, что и сотни лет назад. С термосами, кипятильниками, париками, бутафорскими домиками едут они из города в город, люди искусства.
  Из репертуара тюзовской «Бригады «Ша»: Ты меня на рассвете разбудишь, Что привычно для русской артистки, Кипятильник мне дать не забудешь, И отправишь на выезд неблизкий... (Исполняется на мотив романса из оперы «Юнона и «Авось»).
  А за окном мелькали пейзажи цвета прошлогоднего сена: земля, трава, деревья, освободившись от снега, приобрели одинаковый оттенок. Театр уже не первый год работал только в Туле, в крайнем случае — выезд в районы области. А тут — гастроли! Пусть и недельные, но гастроли. И пробудились воспоминания: «А помните, как мы в Самаре выступали?..», «А в Брянске случай был...» Директор Борис Сергеевич Карцев, средь далей необъятных простивший всем чехарду с отъездом, вспоминал гастроли во Владикавказе, когда в директорском номере среди ночи телефон вдруг стал звонить с интервалом в полчаса, но в трубке, кроме сопения, ничего не было слышно. «Мои озорничают, больше некому»,— смекнул директор. Стал вычислять, кто. «И что ты думаешь? — гремел огромный Карцев,— вычислил! Трое моих козлов играли в карты, а для проигравших у них было наказание — позвонить директору!..»
 

  ОРЛОВСКИЙ ТЮЗ, к которому подъехал наш автобус, располагался в старом здании драмтеатра, переехавшего теперь в более просторное. В ТЮЗе есть репетиционный класс для занятий танцами, душевые, просторные гримерные, кафе «Театральное». Афиши возвещали, что здесь играют фантастическую историю «Дракула», трагедии «Антигона» и «Ромео и Джульетта», карнавальное представление «Укрощение строптивой», «Женитьбу Бальзаминова» и еще много увлекательных вещей. И это все для взрослых. А рубрика «Для вас, дети» в афишах заявлена отдельно, и репертуар там не менее интересен. Словом, это вариант того ТЮЗа, который вспоминается тульскими старожилами: театр, куда могут пойти вечером и взрослые, но не такой официальный, как драматический. Называется — Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство». Там действительно свободно: и жить, и творить. Можно только порадоваться за тех, кто там работает. И испытать зависть, белую-белую...
  Оставив орловцам свой автобус для поездки в Тулу, туляки пересели в местный и поехали вселяться в общежитие, где предстояло жить всю гастрольную неделю. Называлось общежитие изящно: «Дом студента», а в памяти почему-то всплывал «Дом колхозника». И вообще, родной дом студента должен быть именно таким: с обшарпанными дортуарами на четверых, удобствами по коридору направо и на нижнем этаже и с окнами, выходящими на старое городское кладбище. Увидев кладбище, все оживились и стали советовать режиссеру Виктору Юрьевичу Шубникову впредь играть его «Замок ужасов» только здесь.
 

  ОРЛОВСКАЯ ПУБЛИКА
  А наутро «открылся балаганчик для веселых, послушных детей». Несмотря на то, что число жителей в Орле меньше, а число мест в зале больше, чем в Туле, был аншлаг. Орловская публика поразила: дети оказались абсолютно подготовленными, «театральными», тихими и вежливыми. Чинно похлопали вышедшим на сцену директору тульского и зам. директора орловского ТЮЗов, возвестившим о начале Гастролей. А когда начался спектакль, все внимание было отдано сцене: эти дети принимали театральную игру и условность! В самом начале Андрей Кондрашкин, игравший Калле-сыщика, откинулся на мотоцикл и «умер» — в зале заплакал ребенок. Когда же началась веселая чехарда приключений, зал исходил хохотом и сопереживал. После окончания никто не «рвал» в раздевалку, все встали и — как взрослые! — похлопали лапками. И опять — зависть!
  После спектакля педагог театра и завлит, принимая наши поздравления с такой публикой, вначале смущенно отвечали: «Это ваша заслуга». Но потом рассказали, что работа со зрителем, кропотливая и ежедневная, здесь ведется все двадцать лет, пока существует театр.
 

  СЫЩИК И НИКТО ДРУГОЙ!
  Перечислять все положительные стороны гастролей не имеет смысла. Но главное: проверить на другом, не привыкшем и не привычном тебе зрителе, чего стоит твоя работа.
  «Сыщик или никто» — это спектакль-розыгрыш, веселая динамичная игра, где каждый герой — это ты сам, сидящий в зале. Любая повесть Астрид Линдгрен написана для детей так, что им хочется войти в нее и жить там, испытав все приключения. Виктор Шубников поставил, а актеры А. Кондрашкин, Г. Бажанов, Н. Леонова, Л. Анкина, А. Вешников, И. Берзон, Р. Кондаев сыграли спектакль так, что все, замысленное в книге, перенеслось на сцену. Даже декорации — окна, двери, дома — как будто взяты из мультфильма «Малыш и Карлсон»: наше видение нейтральной, уютной и благополучной Швеции.
  Хорошая актерская игра, много трюков, режиссерских находок сделали свое дело: наш «Калле» понравился орловцам. Пусть было много хлопот с отправкой реквизита, пришлось осваивать новую сцену, где нет боковых выходов (а в Туле они есть и используются в каждом спектакле),— успех у зрителя компенсировал все. Воодушевленные актеры мечтали: «Вот бы вывезти сюда «Оловянного солдатика», он у нас такой трогательный, непременно бы понравился здешним зрителям...».
  Может быть, и «Солдатик» когда-нибудь поедет на гастроли...

Марина Панфилова (Тульские известия 16/04/1996)



^ Наверх