Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИСТОРИЯ В ДАТАХ
Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

РусРегионИнформ

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

ЧУВСТВО ПОЛЕТА... НА МЕТЛЕ



Фото ЧУВСТВО ПОЛЕТА... НА МЕТЛЕ  Смотреть в ТЮЗе сказку на генеральной репетиции, на сдаче - дело безнадежное: высокая комиссия, хорошо разбирающаяся в оттенках драматургии, сценографии и актерской игры, разложит по косточкам спектакль и оценит. Но вряд ли она решит его судьбу, потому что реакция тюзовского зрителя может быть совсем иной, зачастую не совпадающей с самым авторитетным мнением. И работа, выполненная в соответствии с лучшими законами жанра, может не найти отклика у этой странной публики, и наоборот - спектакль, в котором худсовет насчитает массу погрешностей, будет отмечен самой живой реакцией зала.


  Во всяком случае именно так воспринимают зрители два спектакля, которые, правда, угодили худсовету и которыми Тульский театр юного зрителя открыл сезон. Спектакль "Тук-тук, кто там" по пьесе Михаила Бартенева был выпущен в жизнь еще весной, перед окончанием сезона, но показывали его больше в лагерях отдыха, так что на родной сцене режиссер В.Шинкарев увидел для себя много нового: актеры так "купались" в материале, что даже что-то от себя добавили в него, впрочем, весьма органично. Играют они - И.Берзон, И.Лучихин, Л.Жильцова, А.Кондрашкин, Е.Попкова и Т.Кондаева - действительно на одном дыхании. А ведь, по сути, это всем уже набившая оскомину история про волка и семерых козляток, что включена непременно в любой сборник русских сказок. И мультфильмы по ней снимали, и интернационально-музыкальную сказку "Мама" делали, ну, казалось бы, чего еще?..
  А еще - киносъемка на сцене, триллер для детишек: волк, пожирающий козлят. И суетится режиссер, щелкает хлопушка, светят прожектора, но - стоп! Все идет не по плану: Козлят только двое, но они стоят десятерых, так что Волку мало не покажется. Да он и не хочет есть их, он лиричен и одинок, мечтает встретить родственную душу. А Коза с внешностью фотомодели тронет любое сердце, даже волчье, своей выходной арией:


"Ах, как трудно жить без мужа,
Без любимого Козла,
Почему же, почему же
Ты, любовь, ко мне так зла?.."


  Волк и Режиссер поют то а-ля Высоцкий, то а-ля Боярский, Сова передразнивает Аллу Баянову, а Козлятки исполняют что-то на темы шлягеров из популярных мультфильмов с припевом на мотив "Хозяйка кабаре - судьба", позаимствованный у Леонтьева, Медведь, который учит музыке и должен исправить голос Волка, явно напоминает Иосифа Кобзона - словом, неразбериха полная. И как-то Владимиру Степановичу Шинкареву пытались пенять: детишкам-де, все эти песни прошлых лет незнакомы, значит... Но прислушайтесь - мелодии повторяются, и слышны старые песни о главном на новый лад...
  Театр - действие не для глаз, это - для души. У Михаила Бартенева есть несколько подобных шаловливых пьес, и в ТЮЗе уже шла одна - "Загадки Курочки Рябы", где среди приколов можно было пофилософствовать об изначальности яйца или курицы. У этого автора свой взгляд на подобные сказки, и он явно не чужд режиссеру, поскольку от совпадения мнений промелькивают такие искры на сцене. Актеры этого театра любят шутить, как и их публика, ради которой все и затевается. "Мне хотелось, чтобы это был семейный спектакль, - сказал как-то В.С.Шинкарев, - чтобы папы и мамы с детьми приходили к нам, смотрели, а потом дома все обсуждали, и возрождалась атмосфера семейных вечеров. Как это было раньше: за столом после ужина собиралась семья, вместе читали, тихо беседовали, и это сближало. Под телевизор такое невозможно, он скорее разобщает, перебивает, диктует свое мнение, навязывает свои мысли. А театр должен учить людей откровению..."
  Точно так же подает свои постановки другой режиссер ТЮЗа, А.С.Литкенс, но с экскурсом в мир ирреального. Публика всех возрастов с восторгом принимала его спектакль "Две Бабы-Яги", а теперь появилась новая работа - "Маленькая ведьма" по пьесе Юрия Коринца. Уже в самом начале, когда на сцене что-то фосфоресцирует и лишь угадываются силуэты раскидистых деревьев, в зале начинается восторженное подвывание. Как в детстве, помните, когда слышишь жуткую "страшилку": "Стоял черный-черный лес..." Ужас! Потом появляются самые настоящие колдуньи, начинает мельтешить забавная Маленькая Ведьма, и сюжет развивается стремительно, летит очертя голову. На метле.
  Эта пьеса написана нашим автором по мотивам немецких преданий, так что материал здесь весьма приличный, есть что показать зрителю. До сих пор в Германии бытует легенда, что где-то есть гора Блумсберг - даже если ее и нет на самом деле, хочется, чтобы была - и на ней в Вальпургиеву ночь, в колдовской Новый год, собирается вся нечисть и пляшут ведьмы. Те самые, что живут в лесах, на горных перевалах, в глубоких колодцах, и те, что в городе завывают в дымоходах и скрипят дверьми. И так хочется заново поверить в это, поддаться магии зимнего леса, когда на сцене так красиво сыплется снежок: ведь заснувший зимний лес и правда таит в себе что-то дикое, не то что летом. И весь спектакль словно затягивает в этот полет зрителя, настолько он энергичный и заводной. Александр Сергеевич Литкенс здесь так раскрутил" молодую актрису Дину Шестакову, что ее героиня просто не может не понравиться - совсем юная ведьмочка, которой и всего-то 127 годков с половиной.
  А может, и наоборот - это Дине так понравилась роль, что она смогла полностью здесь открыться: давно известно, что в каждой женщине живет ведьма или, проще говоря, чертик сидит. И потому, когда актриса хулиганит, дурачится, веришь: эта может! Как и остальные Ведьмы: Е.Трубицына, Л.Кирьякова, Э.Бяшимова, В.Богачева, О.Исайкина и заслуженная артистка России В.Силко - та же самая колдовская суть...
  Есть в спектакле и лирические моменты,которые не закрыть никакому колдовству. Так, в лесу живет добрый Ворон, его играет А.Вешников, он, как мудрый дедушка, наставляет и опекает юную "бабушку Ягу", как ее можно именовать в русском варианте. Такой чуть уставший от жизни старик, но без менторства, просто ему жаль девочку, которая живет в лесу совсем одна, и он не столько делится житейским опытом, сколько пытается отогреть, заменить семью. И эти сцены режиссер намеренно укрупнил - эмоционально, так же, как и общение Маленькой Ведьмы с людьми, которых играют С.Исмангулов, Д.Казаков, Т.Слышкова и Т.Домская: наивно, беспафосно объясняют детям, как это важно - быть добрым, помогать, оберегать.
  Конечно, здесь много забавного, и в корзине откуда ни возьмись появляются грибы по взмаху руки, а с неба, от нерадивого колдовства, летят жабы и крысы. Вызывает смех обращение к Главной Ведьме: "Ваше страхолюдие!", и не случайно ее играет очень красивая Эза Бяшимова, которой подобные слова не страшны. Тут вообще все ведьмы столь изысканны, что напоминают дам высшего света. Правда, в конце режиссер все же придумал сцену, дабы отомстить "ее страхолюдию" за все деяния, но это уже не опасно. Короче, не бойтесь, дети, ничего - ни волка, ни колдунов, ни налоговой инспекции, как подытоживают в "Тук-тук".
  А оформила обе эти сказки художник Татьяна Матус. В первом случае она словно перенесла на сцену детские рисунки, выполненные цветными карандашами: цветы, деревья, домики, все такое узнаваемое и трогательное. А в "Маленькой ведьме" появилась таинственная страна чудес, в которой все мы бродили когда-то, да только с годами позабыли туда дорогу. А все очень просто: прийти в ТЮЗ и снова вернуться туда, хоть ненадолго.

Марина Панфилова (Тульские известия 31/10/2001)



^ Наверх