Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИСТОРИЯ В ДАТАХ
Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

Национальные проекты России

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

ДА ЭТО КАРЦЕВ СДЕЛАЛ!



Фото ДА ЭТО КАРЦЕВ СДЕЛАЛ!  7 февраля директору Тульского ТЮЗа Борису Карцеву исполнилось 60 лет.

 

ИЗ ДОСЬЕ "МК". Борис Сергеевич - коренной туляк. Увлекался театром с детства, занимался в драматических кружках и студиях. Когда служил в армии, пытался сам ставить спектакли. Закончил истфак Тульского педагогического института, в начале своей карьеры пробовал себя в самых разных профессиях - рабочим на заводе, педагогом в школе, некоторое время курировал театры города от горкома партии. Учился в аспирантуре, специализировался на истории КПСС. До того как принял ТЮЗ, 5 лет отработал лектором в обществе "Знание". Директорствует в театре 22-й год...

  

  - Я НЕ СРАЗУ согласился стать директором ТЮЗа. Тогда там был полный бардак. Актеры прямо во время спектакля пили, играли в карты, опаздывали, прогуливали. Никто не хотел идти в эту клоаку. До меня в театре за пять лет сменилось семь директоров. Но я нуждался в жилье. И мне сказали: "Наведешь порядок - получишь квартиру". Порядок я навел, и квартиру мне действительно дали. С чего начал? С элементарной дисциплины. Это оказалось непростым делом. В первый год моей работы из театра уволилась треть труппы. Стал формировать состав заново. Работы всегда было много: приходилось заниматься не только ремонтом, финансовым обеспечением, гастролями, хозяйством, но и творческими вопросами. Слава Богу, с тех пор как в театре появился в качестве художественного руководителя Владимир Шинкарев, я могу больше сосредоточиться на административных делах.
 - Работа директора ТЮЗа, театра возрастного, отличается от работы директора, скажем, драматического театра?
 - Думаю, да. Мне больше приходится общаться с учителями. К нам постоянно обращаются: костюмы одалживают, просят пьесу подобрать для школьного спектакля. У нас проходят городские театральные детские фестивали. ТЮЗ ближе к системе образования. Да и проблемы у нас с "драмой" разные. Они думают, как встретить первых лиц, вплоть до президента страны. А к нам президенты не ходят. Нам надо заботиться о том, чтобы детям было тепло, чтобы буфет стал уютным.
  - А какими должны быть спектакли в ТЮЗе?
 - Меня как директора должно прежде всего интересовать, чтобы театр зарабатывал. А зарабатываем мы больше всего на детском репертуаре. Дети всегда с радостью идут на сказку. Но старшеклассника или студента можно привлечь только хорошим "недетским" спектаклем. Опыт подобных постановок у нас есть: "Ромео и Джульетта", "Молодая гвардия". Они шли с большим успехом. Наши зрители вообще народ благодарный, часто даже восторженный. Малыши - живые, непосредственные. Да и старшеклассники... Помню, как выходили ребята с "Молодой гвардии". 10-11-й классы. Они такие взрослые, крутые, все понимают. А тут идут и украдкой слезы вытирают. В такие минуты я понимаю, что работаю не напрасно.
 - Говорят, что актеры на всю жизнь остаются детьми. Вам педагогическое образование помогает в работе?
 - Помогает не только педагогический, но и армейский и жизненный опыт. Как сказал Станиславский, "актеры - дети, но сукины дети". Это очень сложный народ. Я их очень люблю, но при каждой встрече стараюсь быть готовым к разным неожиданностям. Когда я пришел в театр, старался быть "своим". А потом понял, что дистанцию держать обязательно надо, никакой фамильярности. Потому что сходишься с кем-то, а потом от тебя что-то хотят: категорию, звание. В то же время в мой кабинет дверь всегда открыта: актеры приходят с радостью, с горем... И в театре у нас совершенно особая атмосфера - уютная, семейная, домашняя. Все это чувствуют. Никаких интриг и подсиживаний, народ в театре дружелюбный, открытый.
 - А у вас после стольких лет работы в театре не возникало искушения попробовать себя в качестве режиссера?
 - Нет. Сказочку "развести" на самодеятельном уровне я, пожалуй, смогу. А вот поставить настоящий, профессиональный спектакль - нет, здесь нужны талант и умение. У меня была мысль пьесу написать о Болотове. Собрал огромное количество литературы, читал его письма, дневники. А потом понял: чтобы писать, надо полностью сосредоточиться, от всего отстраниться. С моей работой разве это возможно? И заказал сценарий московскому драматургу - потом этот спектакль шел у нас в театре. Я вот как актер на сцену много лет хочу выйти. Один раз чуть было охотника в "Зайке-Зазнайке" не сыграл (есть такая 3-минутная роль), уже костюм надел...
 - Что же остановило?
 - Испугался в последний момент, что забуду текст. Кстати, мне почему-то часто снится этот актерский кошмар: выхожу на сцену, а текст не помню...
 - ТЮЗ известен еще тем, что именно здесь родились тульские театральные капустники.
 - Да, причем я это всегда поддерживал. Бывает, что актеры и во время спектакля хохмят, сами себя развлекают. У нас в театре однажды шел спектакль "Белоснежка и семь гномов". А за сценой стояли костыли - от другого спектакля, про войну. Сижу я в зале и вдруг вижу: выходят в финале гномы на поклон, а один из них - на костылях и с перебинтованной ногой. Я в ужасе! То, что для актера - прикол, для директора - нарушение дисциплины. Ругался, конечно, а потом смеялся...
 - А вы не жалеете о годах, проведенных в театре? Актер получает цветы и аплодисменты, а директор театра - только хлопоты и неприятности...
 - Нет, не жалею. Театр - очень увлекательная вещь. И я радуюсь тому, что могу что-то для него сделать. 12 лет назад удалось облицевать стены мрамором - праздник. Сделал гаражи, отремонтировал туалеты, поставил забор - праздник. Наконец-то добился, чтобы в нашем театре провели нормальное тепло, теперь детишки в зале в платьицах, а не шубках сидят - я счастлив. Вот, умру, может кто-нибудь и вспомнит: да это Карцев сделал!


Ирина Скибинская, фото Михаила Ляшенко (Молодой коммунар 10/02/2004)



^ Наверх