Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИСТОРИЯ В ДАТАХ
Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

Национальные проекты России

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

ДЕТЯМ - ТОЛЬКО С ЛЮБОВЬЮ



Фото ДЕТЯМ - ТОЛЬКО С ЛЮБОВЬЮГлавный художник Тульского областного театра юного зрителя Татьяна Матус удостоена звания «Заслуженный художник России».

 

  ИЗ ДОСЬЕ «МК»
  ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА МАТУС родилась в Красноярске, в 1977 году закончила Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии и по распределению попала в Тульский ТЮЗ. Где и проработала всю жизнь, если не считать середины 80-х, когда Татьяна Александровна на пять лет "изменила" ТЮЗу с Тульским драматическим театром.
  - В ДРАМАТИЧЕСКОМ театре существует разделение: декорациями и костюмами занимаются разные художники. А я люблю, чтобы все было в одних руках. Вообще подходы к художественному решению взрослого и детского спектакля должны быть разными. Для взрослого нужно работать более крупно, реалистично. А дети видят мир по-другому. Невозможно "придумать" детский спектакль, если не раскрепоститься в фантазии, если искренне не полюбить материал, с которым работаешь. Чистый профессиональный расчет здесь не проходит. Только любовь - дети эту разницу всегда чувствуют...
Фото ДЕТЯМ - ТОЛЬКО С ЛЮБОВЬЮ  Татьяна Александровна пробовала себя в разных жанрах, но ее творческие проекты всегда были связаны с театром. Однажды ставила сказку "Золотой гусь" в цирке. Совершенно другое пространство. Чтобы декорации не загораживали актеров, придумала конструкцию с проницаемыми витражами. По просьбе художественного руководителя Тульской драмы Александра Попова работала над премьерой этого сезона, "Очень простой историей любви". Спектаклем, в котором часть персонажей - животные. Для создания объема в костюмах нашла уникальный материал - изоплен. Очень пластичный и очень легкий.
  - Однажды мне показали, как вязать крючком. Я увлеклась и "связала" спектакль "Кот в сапогах" - макет с декорациями и модели костюмов с вязаными фрагментами. Сотрудницы наших цехов все это потом вязали и смеялись: "Нет, больше ничему тебя учить не будем..." Они работали большими крючками. А вместо ниток использовали манильский канат, раскрученный на жгуты по 5 мм толщиной...
  Ткани Татьяна Александровна часто расписывает сама. Масляными красками, чтобы рисунок сохранялся после стирки. Для этого используется "задувалка": слой получается очень тонким и быстрее сохнет. Все безумные фантазийные костюмы к спектаклю "Сон в летнюю ночь" - это ее работа. Так уж случилось, что эта постановка слишком быстро сошла со сцены.
Фото ДЕТЯМ - ТОЛЬКО С ЛЮБОВЬЮ  - Нет, мне не жаль своего труда, - признается Татьяна Александровна. - Вы ведь помните этот спектакль? Хуже, когда постановка идет в театре много лет, а ее никто не помнит. Выкладываться надо всегда, не думая, долго ли проживет на сцене твоя работа...
  Специфика профессии театрального художника в том, что его замыслы проходят долгий путь от эскиза до костюма, от макета - до декорации в натуральную величину. Исполнение часто упирается в реальную проблему - деньги. Татьяна Александровна, придумывая спектакль, старается не думать, в какую сумму реально выльется ее фантазия. Работает так, будто возможности ТЮЗа мало отличаются от возможностей Голливуда. Это потом, подсчитав, что-то меняет, от чего-то отказывается...
  Впрочем, если очень захотеть, можно найти способ воплотить самую сложную идею. Огромный шар - центральную деталь сценического оформления "Ромео и Джульетты" - для ТЮЗа сварили на одном из тульских заводов, а потом смонтировали к нему специальную лебедку... Благодаря решению Джульетта во время знаменитой сцены на балконе будто парила в воздухе...
  Татьяну Александровну часто приглашают ставить спектакли в других городах. После "Талантов и поклонников" в знаменитом Ярославском драматическим театре им. Волкова ее очень уговаривали остаться...
  - Я отказалась: не люблю переезжать...
  Свои эскизы и макеты Татьяне Александровне хранить негде: в ее крохотном рабочем кабинете ужасно тесно. У костюмов тоже жизнь недолгая: часто из экономических соображений из нескольких старых шьют один новый... А выставочных экземпляров Матус не делает: как-то не до этого. 50 ее работ можно увидеть в Москве, в Государственном музее детских и юношеских театров. Остальные живут в памяти нескольких поколений тульских зрителей....

Ирина Скибинская, фото Сергея Шмуня (Молодой коммунар 27/01/2005)



^ Наверх