Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИСТОРИЯ В ДАТАХ
Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Instagram

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

РусРегионИнформ

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

ДЕВОЧКА НА ШАРЕ ПРОТИВ ОБЖОР


Фото ДЕВОЧКА НА ШАРЕ ПРОТИВ ОБЖОР  За две недели до премьеры Тульский театр юного зрителя устроил открытую генеральную репетицию нового спектакля по сказке Юрия Олеши «Три толстяка».
 
Тем, кто помнит «Трех толстяков» по старому советскому фильму, поставленному Алексеем Баталовым, рекомендуем перечитать книгу. Будет интересно, тем более что сказка совсем не простая. В ней почти нет волшебства, что на самом деле неудивительно: Ю. Олеша написал «Толстяков» в 1924 году, когда сам жанр сказки в молодом Советском государстве не одобрялся: считалось, что выдумки и мистика вредят молодому поколению, которому предстоит строить новое общество. Зато революционной романтики в книге хоть отбавляй: молодой оружейник Просперо возглавляет борьбу против трех богачей и обжор, занявших трон и мучающих простых людей. Все положительные герои ему, разумеется, сочувствуют и помогают.

Фото ДЕВОЧКА НА ШАРЕ ПРОТИВ ОБЖОР   И все-таки сказочные, мистические мотивы в «Трех толстяках», конечно, есть, и прежде всего это удивительное сходство девочки-циркачки с завораживающим именем Суок и куклы наследника толстяков, принца Тутти. А еще - образ милого и доброго ученого, доктор» Гаспара, который «может превратить человека в свинью, букет или негра».
   Спектакль по авторской инсценировке «Трех толстяков» на сцене ТЮЗа поставил художественный руководитель Тульского камерного драматического театра Алексей Басов. Это эксперимент и для ТЮЗа, редко приглашающего режиссеров со стороны, и для самого Басова, в последние годы работающего на камерной сцене. В общем, и театр, и режиссер в этом спектакле, как сегодня говорят, вышли из зоны комфорта, и результат получился весьма любопытным.
Фото ДЕВОЧКА НА ШАРЕ ПРОТИВ ОБЖОР   Режиссер на большой сцене будто вырвался на свободу и постарался максимально интересно использовать театральное пространство. К тому же сам материал располагает к созданию не только горизонтальных, но и вертикальных мизансцен: главные персонажи сказки - актеры бродячего цирка, умеющие делать сальто, бегать по лестницам и прыгать по крышам. Один из самых симпатичных трюков в спектакле - падение продавца шаров (А.Козенков) в огромный торт, приготовленный для трех толстяков. Нет сомнения, маленькие зрители будут в восторге.
   Художник-постановщик спектакля Татьяна Матус придумала декорации, стилизованные под уличный балаганчик. Легкую и надежную конструкцию выполнили в Санкт-Петербурге - оказывается, высокие декорации, если они предназначены для перемещений актеров, театры обязаны заказывать в специальных фирмах, имеющих соответствующий сертификат и дающих гарантию, что оборудование выдержит подобного рода нагрузки.
   В спектакле «Три толстяка» актёры выполняют цирковые трюки, и не только акробатические. Жонглируют, например. Тибул (А.Васюков), правда, по канату не ходит, а вот Суок (Т.Зырянова) демонстрирует способности к эквилибристике – почти как знаменитая девочка на шаре.
Фото ДЕВОЧКА НА ШАРЕ ПРОТИВ ОБЖОР   Конечно, одна из главных интриг спектакля - как актриса, играющая Суок, будет изображать куклу. Можем заверить: изображает очень достоверно. Движется механически, застывает как вкопанная - остается только удивляться, как девушке удается так долго находиться в абсолютно неподвижном состоянии.
   Что же касается самих толстяков (Д.Казаков, Д.Михайлов, И.Берзон), то они выглядят совсем не смешно, а скорее устрашающе.
   «Вождя революции», оружейника Просперо, в спектакле играет Е.Кашин: благородный красавец, идейный вдохновитель, любимец народных масс - в общем, всё как полагается. Но так получилось, что главным героем тюзовской версии «Трех толстяков» оказывается вовсе не он, не наследник Тутти (очень хорошая работа Д.Талолина) и даже не Суок, а доктор Гаспар. Старенький чудаковатый ученый в исполнении П. Зырянова настолько обаятелен и трогателен, что ему невозможно не сопереживать. Не случайно именно Гаспар рассказывает Суок и Тутти о том, что на самом деле они разлученные когда-то сестра и брат, то есть становится «автором» счастливого финала.
   Сказки должны заканчиваться хорошо. Иначе зачем они нужны?..

Ирина Скибинская. Фото Александра Колесника (Молодой коммунар 22/11/2019)



^ Наверх