И все-таки сказочные, мистические мотивы в «Трех толстяках», конечно, есть, и прежде всего это удивительное сходство девочки-циркачки с завораживающим именем Суок и куклы наследника толстяков, принца Тутти. А еще - образ милого и доброго ученого, доктор» Гаспара, который «может превратить человека в свинью, букет или негра».
Спектакль по авторской инсценировке «Трех толстяков» на сцене ТЮЗа поставил художественный руководитель Тульского камерного драматического театра Алексей Басов. Это эксперимент и для ТЮЗа, редко приглашающего режиссеров со стороны, и для самого Басова, в последние годы работающего на камерной сцене. В общем, и театр, и режиссер в этом спектакле, как сегодня говорят, вышли из зоны комфорта, и результат получился весьма любопытным.
Режиссер на большой сцене будто вырвался на свободу и постарался максимально интересно использовать театральное пространство. К тому же сам материал располагает к созданию не только горизонтальных, но и вертикальных мизансцен: главные персонажи сказки - актеры бродячего цирка, умеющие делать сальто, бегать по лестницам и прыгать по крышам. Один из самых симпатичных трюков в спектакле - падение продавца шаров (А.Козенков) в огромный торт, приготовленный для трех толстяков. Нет сомнения, маленькие зрители будут в восторге.
Художник-постановщик спектакля Татьяна Матус придумала декорации, стилизованные под уличный балаганчик. Легкую и надежную конструкцию выполнили в Санкт-Петербурге - оказывается, высокие декорации, если они предназначены для перемещений актеров, театры обязаны заказывать в специальных фирмах, имеющих соответствующий сертификат и дающих гарантию, что оборудование выдержит подобного рода нагрузки.
В спектакле «Три толстяка» актёры выполняют цирковые трюки, и не только акробатические. Жонглируют, например. Тибул (А.Васюков), правда, по канату не ходит, а вот Суок (Т.Зырянова) демонстрирует способности к эквилибристике – почти как знаменитая девочка на шаре.
Конечно, одна из главных интриг спектакля - как актриса, играющая Суок, будет изображать куклу. Можем заверить: изображает очень достоверно. Движется механически, застывает как вкопанная - остается только удивляться, как девушке удается так долго находиться в абсолютно неподвижном состоянии.
Что же касается самих толстяков (Д.Казаков, Д.Михайлов, И.Берзон), то они выглядят совсем не смешно, а скорее устрашающе.
«Вождя революции», оружейника Просперо, в спектакле играет Е.Кашин: благородный красавец, идейный вдохновитель, любимец народных масс - в общем, всё как полагается. Но так получилось, что главным героем тюзовской версии «Трех толстяков» оказывается вовсе не он, не наследник Тутти (очень хорошая работа Д.Талолина) и даже не Суок, а доктор Гаспар. Старенький чудаковатый ученый в исполнении П. Зырянова настолько обаятелен и трогателен, что ему невозможно не сопереживать. Не случайно именно Гаспар рассказывает Суок и Тутти о том, что на самом деле они разлученные когда-то сестра и брат, то есть становится «автором» счастливого финала.
Сказки должны заканчиваться хорошо. Иначе зачем они нужны?..
Ирина Скибинская. Фото Александра Колесника (Молодой коммунар 22/11/2019)