Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИСТОРИЯ В ДАТАХ
Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

Национальные проекты России

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

ДНЕВНОЙ СПЕКТАКЛЬ



Фото ДНЕВНОЙ СПЕКТАКЛЬ«Театр учит».., «театр воспитывает»... Эти выражения настолько примелькались на страницах газет, что мы начинаем принимать их как данность, не вникая в суть явления.

 

  Что значит воспитывать, знает каждый родитель, потому что занимается этим ежедневно до и после работы. Есть люди, которые заняты этим процессом с утра до вечера — это учителя. И, как известно, издавна ведутся дискуссии в журнале «Семья и школа»: выясняется, кто же на самом деле воспитывает — школа или семья. Потому что время у нас очень стремительное, оно неумолимо мчится «все быстрее и быстрей» (как поет София Ротару), и в сумятице неотложных дел нам все труднее заняться простыми и нужными вещами. Например, тем же воспитанием ребенка, на которого времени подчас не хватает ни школе, ни семье... Видимо, поэтому, когда заходит разговор о воспитании театром, все без исключения — и папы, и мамы, и учителя — дружно вздыхают: «До того ли?!» Нет, не до того...
  Правда, есть в жизни театра светлый момент, когда мы видим родителей в зале — это дневной спектакль в выходные дни. Идут сказки: «Конек-Горбунок», «Зайка-Зазнайка», «Кот в сапогах» — милые знакомые названия. Зал театра полон. В фойе можно встретить даже молодых отцов. В обстановке детского театра они теряют «солидность»: с восхищением разглядывают выставку детских рисунков (традиционную в стенах ТЮЗа), с любопытством задирают головы на таинственно гаснущую люстру и едва ли не вторят своему отпрыску, когда тот темпераментно подсказывает Зайчику, куда спряталась Лиса.
  Какие это трогательные минуты! Посещение театра превращается в священный ритуал родительской заботы: встать в очередь за неизменным пирожным с газировкой, в который раз поправить, белоснежное облако банта, сооруженное на голове дочери, не потерять номерок от ее шубки, не забыть расспросить — «интересно или неинтересно», и непременно задать каверзный вопрос: «Настоящий это зайчик или переодетая тетенька»... Все внушает атмосферу праздника — тихий, ропот зала, восхищенного волшебными превращениями, вдохновенная игра актеров, точно улавливающих настроение зрителей. Взрослых объединяет сказочный мир Детства...
  Но если ребенку не шесть, а восемь лет — все мгновенно меняется. Пап в театре больше не увидишь, впрочем, как и мам. Потому что у пап — план, у мам - тоже, а еще и дом. А сын уже большой: и газировку сам себе купит, и в очереди в гардероб постоит самостоятельно, а в театр на трамвае доедет. А еще лучше — учителя довезут. Потому что есть такое хорошее  слово: «культпоход». Оно означает, что наряду с кружком «Умелые руки», сотней проверяемых тетрадок и многими другими делами учительница должна приобщить своих учеников к прекрасному — хотя бы раз в учебном  году!
  И она, отняв драгоценные часы у собственной семьи, ведет своих подопечных в театр. А подопечные, ворвавшись в зал, демонстрируют все привычки домашнего круга: кто-то набивает карманы пирожками, кто-то залезает с ногами на плюшевое сиденье. Особенно запомнился случай, когда молодой человек тринадцати лет с первого ряда обстреливал сцену иголками — и не без успеха, потому что поранил актрису. И тогда пришлось молодому актеру, который сам сравнительно недавно расстался со школой, встретиться после спектакля с этим «благодарным» зрителем и объяснить ему моральную сторону поступка...
  Раньше говорили: «театр — храм», а теперь, войдя в этот храм, продолжают озабоченно суетиться. И если на дневном спектакле войдешь в зрительный зал, то увидишь «вавилонское столпотворение». И глядя на беснующихся детей, поймешь, что они не готовы ко встрече с искусством. Их души не настроили соответствующим образом ни дома (такое и в голову не пришло), ни в школе (не успели).
  А ведь через мгновение им будут говорить со сцены «о добром, прекрасном и вечном». И учительница — не ради искусства, а просто ради тишины!— будет раздраженно одергивать Иванова с пирожком, Петрова с плевательной трубочкой, Сидорова, обследующего пол под сиденьем... И как бы ей этого ни хотелось, она просто физически не сможет всех их одновременно понять, почувствовать, настроить на возвышенное. В конце концов это совершают актеры. О, каких это стоит усилий - всех этих Ивановых, Петровых, Сидоровых ЗАСТАВИТЬ смотреть, слушать и сопереживать!.. Великое чудо театра — в актере. Там, на сцене, живет, страдает, мечтает, борется живой человек! Он отделен от «настоящей» жизни квадратом сценической площадки, но мысли его подлинны — и действуют на наше сознание с необыкновенной силой. Это называют «эффектом присутствия» — когда чужая жизнь совершается сейчас, сиюминутно, на ваших глазах. Что может впечатлять сильнее! Кроме того, театральное действо воплощает в себе музыку, литературу, живопись и даже архитектуру. Каждое из искусств обладает огромной впечатляющей силой — так каков же должен быть эффект при их гармоническом слиянии!
  Поэтому мы говорим: театр может все. И если говорить о воспитании как о воздействии на чувства, то, по данным психологов, среди всех эмоциональных факторов театральное зрелище занимает первое место.
  У школьников есть свой театр — Театр юных зрителей. Именно ТЮЗ служит Детству, Отрочеству и Юности — и он в этом служении незаменим. Он, параллельно со школой, захватывает жизнь человека «от семи до семнадцати».
  Он знает своего зрителя, сочувствует ему и стремится разрешить сотни «больных» вопросов, неизбежных в пору взросления. ТЮЗ встречает первоклассника незатейливой сказкой с ясной расстановкой сил Добра и Зла, очаровывая его живой реальностью Снегурочки и Буратино. А потом класс за классом, ступень за ступенью - «взрослеет» вместе со своим зрителем. Появляются новые герои, возникают новые проблемы, и всякий раз театр терпеливо разъясняет старые истины, и всякий раз театр отважно идет на эксперимент, чтобы быть понятным, нужным, близким.
  Да, театр всегда воспитывает. Любой спектакль ТЮЗа проникнут сокровенной мыслью: будь то «Сыщик или никто» Астрид Лендгрен или «Гуманоид в небе мчится» Хмелика, «Отпуск по ранению» Кондратьева или «Женитьба Бальзаминова» Островского – всегда, это разговор о человеческих взаимоотношениях, о любви, чести, совести, долге. О любви к Родине и духовной связи поколений. Поэтому мы призываем родителей: придите в ТЮЗ!
  Некоторые родители, вместо того, чтобы обратить свои взоры в мир Детства, предпочитают «дотягивать» подростка до своих интересов. Они снисходительно объясняют, что их дети все знают, все подряд смотрят и читают, и никакие таинства природы им не в новость! И сидит юный пионер после половины десятого рядом со своим демократичным папой и смотрит что-нибудь вроде «Три тополя на Плющихе». А утром он будет поклевывать  носом на уроке ботаники, и перед его сонными глазами медленно поплывут картины нелегкой женской судьбы!  Нет, все это даже не смешно. Потому что, как бы ни горячился папа, сын его не сможет глубоко понять героиню Татьяны Дорониной и посочувствовать ее несостоявшейся любви. Всему свое время. Душа должна повзрослеть, добрать необходимый опыт. А пока все, что недоступно чувствам ребенка, — он «пропускает». И если это непонятное возникает ежедневно с экрана телевизора и кино, со страниц взрослых книг — то «пропускание» важных мыслей, проблем, чувств «мимо себя» превращается в привычку. И формируется характер человека поверхностного, воспринимающего все явления жизни на уровне информации, сюжета. А может быть, еще хуже: ребенок не выдерживает нервной нагрузки и превращается в неврастеника...
  Так, может быть, лучше вернуть ребенка к радостям детского возраста, помочь ему осмыслить проблемы его жизни, а не жизни взрослых?
  Поэтому мы снова призываем пап и мам юных «эрудитов» прийти в ТЮЗ, где вам со сцены достаточно наглядно покажут эпизоды из той жизни ваших детей, которая порой недоступна родительскому взору, нацеленному в телевизор...
  Большинство родителей оправдывается отсутствием сил и все того же времени, которое «все быстрее и быстрей»... Их забота о ребенке держится на трех китах: «сыт, здоров, одет»! Правда, в какой-то момент они начинают ловить себя на том, что перестали понимать своего сына. Вдруг стал такой грубей, нервный, неотзывчивый! Огрызается и не хочет идти ни на какие попытки сближения. А просто сын или дочь упущены в какой-то момент, оставлены нами — и восстановить связь такую, казалось бы, прочную в раннем детстве, совсем не так просто А упущен как раз тот момент, когда ребенок становился подростком, и родители должны, обязаны были вместе с ним ходить  театр, в кино, на выставки, в лес — быть рядом. И мы снова призываем: идите с детьми в ТЮЗ!
  Прийти в ТЮЗ — значит, растревожить память детства, вновь ощутить и понять его в   себе. Это значит, проявить уважение к детскому театру, уважение к проблемам младшего поколения.
  Прийти в ТЮЗ — значит, утвердить престиж духовных исканий над обыденными интересами, провозгласить непреходящую силу высоких чувств! Придите в свой выходной день на дневной спектакль — на тот самый, с «вавилонским столпотворением» в зале. И отпустите учительницу к ее детям - пусть она в выходной побудет с ними! А сами сядьте рядом со своим ЕДИНСТВЕННЫМ Петровым, — единственным, ведь сильнее вас любить его никто не будет! — и постарайтесь взглянуть на сцену его глазами. Спектакль может рождать такие эмоции, которые не выскажешь на школьном диспуте — слишком они тонки, интимны! Но выговориться, поразмыслить, спросить мнения у взрослого человека для ребенка очень важно. И для юноши тоже...
  Не просто начать доверительный разговор. Для этого нужно почувствовать друг друга, пережить что-то одновременно. Спектакль дает эту возможность одновременного сопереживания и создает дух единения у самых разных людей. Кроме того, в театре восстанавливается духовная связь поколений. И когда кто-то из стариков,  сидящих в зале, узнает в прекрасной актрисе нашего театра 3.В.Леонтьевой Улю Громову из спектакля сорок шестого года, а потом обращается к соседке: «Помнишь, в ТЮЗе, после войны...» — то это необходимо, прежде всего, молодым, их ощущению времени, истории. Чтобы духовные связи проявились в человеке: вот в этом — читающем монолог со сцены, и в этом — внимающем ему с третьего ряда партера...
  А потому не поленитесь, переступите через свои дневные заботы, и придите со своим сыном или дочерью на спектакль.

Е.Цафина, помощник главного режиссера по литературной части Театра юных зрителей (Коммунар 22/05/1983)



^ Наверх