Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИСТОРИЯ В ДАТАХ
Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

Национальные проекты России

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

ДОБРЫЕ СКАЗКИ СТАРОГО ТЮЗа



Фото ДОБРЫЕ СКАЗКИ СТАРОГО ТЮЗаВ предновогоднем ТЮЗе, как всегда в эти дни, пахнет хвоей и... волшебством. Уже установлена в фойе большая елка, костюмеры приводят в порядок наряд Снегурочки и щипцами подкручивают бороду Деда Мороза. На сцене идут последние репетиции новогоднего спектакля - конечно, это будет сказка. О любви и доброте...

 

  В атмосфере любого театра всегда присутствует нечто иррациональное. Потому что само театральное искусство - это прежде всего игра в превращения: актера в персонаж, сцены - в замок, палубу корабля или ночной лес, зрителей - в наблюдателей или даже участников разворачивающегося действа. Когда приходишь в гости в детский театр, то ощущаешь это особенно остро. Здесь все дышит сказкой. Для тюзовцев волшебство - это обычная повседневная работа, состояние души. И если легенда о том, что когда-то созданные персонажи не умирают, а продолжают жить в театре, то ТЮЗ наверняка «населен» невидимыми тенями Золушек, Красных Шапочек, Котов в сапогах. И даже к такому серьезному процессу, как создание чуда на сцене, здесь относятся с профессиональной деловитостью. Пиротехника, свет, блестящая ткань, еще несколько маленьких секретов и немного фантазии - и чудо готово. Так все-таки какой он, тульский ТЮЗ?
 

Завлит Алена Карцева:
  - Он очень добрый. Я здесь проработала четыре года, и когда меня спрашивают: «Какой у вас театр?», обычно отвечаю: «Одна большая семья». Конечно, как в любой семье, здесь бывают проблемы, конфликты и ссоры, но они не разрушают общей атмосферы уюта, не рвут человеческие связи. Возможно, это происходит оттого, что в детском театре могут работать только по-настоящему добрые люди.
 

  Балетмейстер, художественный руководитель театра моды «Контур» Валерий Сухов:
  - Здесь царит атмосфера доверия. Режиссер мне как хореографу ставит задачу и дает полную творческую свободу - а это большая редкость и радость. Актеры, особенно молодежная часть труппы, работает с абсолютной самоотдачей. Сейчас театральное искусство вообще тяготеет к синтезу, возрастает роль хореографии, а в детском театре - особенно. Спектакль должен стать зрелищем, праздником. Тульский ТЮЗ - это театр молодых, энергичных, любящих экспериментировать людей, каждый актер - индивидуальность, и я, продумывая пластический характер роли, стараюсь учитывать возможности того или иного исполнителя. А еще - это театр совместного творчества. Актеры выполняют мои пожелания не механически, приносят много своего, часто идеи обсуждаем вместе. У меня к ТЮЗу вообще особое отношение: именно на этой сцене десять лет назад состоялась моя дипломная работа - «Малыш» по Стругацким. Это был мой первый профессиональный спектакль, и с тех пор я каждый раз с удовольствием принимаю предложение поработать здесь..
  ТЮЗ - это театр, где практически каждый владеет несколькими театральными профессиями. Актер Игорь Небольсин занимается музыкальным оформлением и даже ставит спектакли. Ринад Кондаев - ведущий актер и одновременно главный монтировщик сцены. Ирина Сусликова шьет мягкие декорации, костюмы, делает шляпы. Заслуженная артистка России Валентина Силко - реквизитор, Жанна Войцеховская - бывшая актриса и мастер по прическам, сейчас - заместитель директора «по зрителю». Рассказывает, что как-то актера Игоря Берзона, игравшего роль Шаха в сказке про Ивана-Царевича, накануне премьеры застали в декораторской... ползающим по полу - он, забыв обо всем, увлеченно расписывал драпировку сказочными птицами и цветами.
 

  Главный художник театра Татьяна Матус:
  - Я сама иногда увлекаюсь - и начинаю что-то пришивать или мастерить. Секрет в том, что все мы чувствуем, что делаем общее дело - наше, родное, святое, и каждый видит радость в любой работе. В ТЮЗ я ушла из драматического театра, проработав там семь лет. Это был сознательный поступок, мне в тот период очень хотелось создавать что-то чистое, романтическое, светлое на сцене. А в детском театре есть возможность проявить больше фантазии. Кроме того, здесь маленькая сцена, видна каждая деталь, необходимо уметь небольшими средствами создавать поэтическую атмосферу - а я всегда очень любила работать с деталями. Самая моя любимая работа в ТЮЗе, - спектакль «Алые паруса» - декорации получились очень красивые. Все дышало, плыло и раскачивалось. Кончик корабля выходил прямо в зрительный зал, мы даже паруса меняли прямо на сцене. Работая в ТЮЗе, легко оставаться романтиком... А еще, работая в ТЮЗе важно хотя бы немного оставаться ребенком. «Безнадежно» взрослому человеку трудно увлечь детей, он просто успевает забыть, что им нравится.
 

  Гример Галина Трубникова:
  - Даже мы, гримеры, должны учитывать специфику детского восприятия - при выборе цвета или материала. Все здесь работают со сказками - оттого в театре тепло и уютно, как дома. Я на работу всегда иду с удовольствием. Гример в театре - это необычайно интересно. Мы ведь вместе с художниками творим, создаем сценический образ. Только средства у нас другие - исторические прически, парики, носы и уши из папье-маше. Очень интересно делать «животных» - для этого надо подчеркнуть что-то характерное: у поросенка - пятачок, у зайца - ушки и губки бантиком, - чтобы дети сразу узнали. Бывает, что грим должен подчеркнуть портретное сходство с героем. Вот уже несколько лет подряд во время тургеневских торжеств гримирую Игоря Михайловича Москалева под Ивана Сергеевича - очень похоже получается. В последний раз, правда, сложнее было - он подстригся. Но и это не беда - парики, шиньоны, усы и бороды делаем сами - из настоящих волос или искусственных волокон. Гример - профессия особая, требующая дипломатических качеств. Актеры капризны, особенно женщины. Приучить их к новому «облику», соответствующему сценическому образу, - дело сложное и тонкое. Здесь все пускается в ход - иногда даже обманываешь их, как детей. А потом они сами бывают довольны. И, конечно, я всегда помню о том, что гример - это последняя инстанция для актера перед выходом на сцену. Они приходят из дома с разным настроением, и я стараюсь помочь каждому из них настроиться.
 

Фото ДОБРЫЕ СКАЗКИ СТАРОГО ТЮЗа  ТЮЗ, как и любой дом, хранит «семейные» театральные байки и легенды. Их очень любят и передают «из поколения в поколение». Некоторые из них даже отдают мистикой. Нет, ТЮЗ - это не «дом с привидениями», но домовой здесь явно живет. Рассказывают, что поздними вечерами накануне сдачи или премьеры очередного нового спектакля над сценой, где-то под потолком, слышатся негромкие странные звуки - шорохи, стук или приятный нежный звон. Звуки периодически перемещаются, как будто кто-то тихо ходит по балкам и перекрытиям. Ребята из любопытства не раз залезали наверх, для того, чтобы найти причину этих явлений, но пришли к выводу, что с чисто физической точки зрения объяснения всему этому нет. В театре уверены, что, если это и домовой, то очень доброжелательный и явно покровительствующий актерам. А еще здесь любят рассказывать о загадочной кошке, живущей неизвестно где, но имеющей странную привычку во время генеральной репетиции или сдачи появляться из-за кулис, вальяжно продефилировать вдоль сцены, с тем чтобы опять исчезнуть до следующего спектакля. Об этом все знают, и ей уже никто не удивляется, напротив, «кошку, гуляющую саму по себе», стали считать амулетом, приносящем удачу.
  А сейчас удача труппе ТЮЗа нужна как никогда. Накануне Нового года здесь сданы сразу два спектакля. Первый - «Мы играем в Айболита» - рассчитан на малышей. Это веселая, увлекательная игра по мотивам сказки К.Чуковского, придуманная главным режиссером В.Шинкаревым. Второй - «Министр Ее Величества» по пьесе М.Варфоломеева (режиссер А.Литкенс) - веселая новогодняя сказка об обычном современном мальчишке (А.Кондрашкин), попадающем в сказочную страну Труффальдинию. Волшебные приключения, дворцовые интриги, борьба добра со злом и юношеская влюбленность в очаровательную принцессу Алину (Н.Леонова) - красивый, изящный и праздничный спектакль должен понравиться зрителям.
 

  Актриса Наталья Леонова:
  - В детстве я любила играть в принцессу - наряжалась в мамино платье, привязывала шлейф, сооружала высокую прическу. Все маленькие девочки мечтают быть принцессами - им все можно, у них самые красивые платья и игрушки. Я тогда и подумать не могла, что стану принцессой на сцене. Моя героиня капризна, избалована, маменькина дочка, ничего не умеет, но в то же время она очень добрая. А вообще быть принцессой мне нравится - такое чудесное платье - легкое, воздушное.
  Больше всех предновогодними хлопотами, конечно, озабочен «глава дома» - директор ТЮЗа Борис Сергеевич Карцев. В театре его никто не воспринимает как чиновника, считают «актером в душе». Да он и сам так себя чувствует - один раз даже решился сыграть Охотника в «Зайке-зазнайке». Несколько раз брал в руки ружье и почти выходил на сцену, но пасовал в последний момент.
  - Борис Сергеевич, представьте, что под Новый год случилось чудо и вашему театру подарили много денег. Что бы вы сделали?
  - Построил бы дом для актеров, увеличил бы им зарплату раз в двадцать, пригласил новых блестящих актеров и режиссеров, а здание театра превратил бы в настоящий дворец для детей. Они здесь должны видеть то, что не увидят больше нигде. У нас сейчас серьезная конкуренция - телевидение, видики. Дети стали более информированными и взыскательными. Но они не менее эмоциональны, чем раньше, - так же переживают за героев, так же искренне ждут победы добра над злом...
  Елена Евгеньевна Тихомирова, преподавательница школы № 72, рассказывала о том, как она как-то привела учеников в ТЮЗ на сказку «Стойкий оловянный солдатик». Одна десятилетняя девочка весь спектакль просидела сжавшись и прикрыв лицо руками - переживала, потому что знала, что у андерсеновской истории печальный конец. А когда на сцене вдруг все закончилось хорошо, была невероятно счастлива и воскликнула: «Какой хороший режиссер!».
  Праздновать Новый год актеры ТЮЗа начнут гораздо позже своих маленьких зрителей. Спектакли, представления, интермедии у елки - график работы тюзовцев в дни зимних школьных каникул обычно настолько плотный, что они безумно выматываются, голоса садятся до хрипоты. Но потом, когда все закончится, труппа театра обязательно соберется за уютным «семейным» столом. С теплыми словами, поздравлениями и знаменитым тюзовским «капустником». А потом, в конце января Тульский театр юного зрителя будет отмечать еще один праздник - свое 65-пятилетие. Но это уже совсем другая сказка....

Ирина Скибинская, фото В.Воронова (Молодой коммунар 27/12/1996)



^ Наверх