Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИСТОРИЯ В ДАТАХ
Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

telegram

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

Национальные проекты России

РегионыРоссии

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

ДОРОГА В БЕССМЕРТИЕ



Фото ДОРОГА В БЕССМЕРТИЕРаздумья после спектакля театра юных зрителей "Дорога к солнцу".

 

  Спектакль о Саше Чекалине - его детстве и ранней юности, больше прожить ему не было суждено — Тульский театр юных зрителей посвятил 40-летию обороны Тулы от фашистских захватчиков. Пьесу, или, как назвал ее автор — «Версию в двух частях» создал главный режиссер ТЮЗа Владимир Богатырев, который и поставил спектакль. В ней использованы документы, воспоминания командира партизанского отряда, в котором воевал Чекалин, матери Саши, биографические факты из книги В.Смирнова «Саша Чекалин», рассказы отца, стихи поэтов, погибших на войне: Леонида Велкомира, Павла Когана, Бориса Кострова, Василия Кубанева, Михаила Кульчицкого, Николая Майорова, Георгия Суворова.
  Стихи поэтов, погибших на войне... Они возникают в спектакле, естественно вплетаясь в действие, мягко звучат на фоне то тревожных, то мягко-лиричных звуков музыки (композитор Сергей Иноземцев, музыкальное оформление спектакля - Аллы Сарыгиной). Они приподнимают спектакль над тяжелой, кровавой реальностью страшных дней войны, придают ему поэтическое, философское звучание, делают спектакль не историей жизни Саши Чекалина, а нашим воспоминанием о нем. Так весь спектакль задуман и поставлен, и этой задаче служит вся его режиссура и оформление, достаточно условное и отвлеченное от быта, где вещи обозначаются не сами по себе, а выступают как символы, что позволяет им точно «работать» на главную идею: создать не «репортаж» о жизни Саши Чекалина, и заставить понять главное, что вело самых обыкновенных мальчишек и девчонок сороковых годов на смерть за ту жизнь, которую они так любили...
  Пространство сцены открыто. На переднем плане — тяжелые серые плиты, вызывающие ассоциации со скорбным мемориалом — памятником погибшим. Потом, на время, зритель забудет, что это надгробья, они станут просто землей, на которой бурлит молодая, радостная юность. И только для сидящей вдали матери (скорбная, почти неподвижная фигура в черном - артистка В.Силко), для отца (арт. В.Шубников), для поэта, то есть для тех, кто остался жить и в чьих воспоминаниях воссоздается жизнь Саши, они остаются памятником. На заднем плане - дерево, увешанное игрушками, цветными листьями, яблоками - дерево детства Саши. На переднем - точно такое же, но голое, серое, не дерево - скелет, символ войны. Так просто и точно решает оформление спектакля художник Р.Доминов.
  Яркий свет заливает сцену, и появляется Поэт (артист Ю.Пронин).
 

- Мы были всякими, любыми,
Не очень умными  подчас,
Мы наших девушек любили,
Ревнуя, мучась, горячась,
— читает он.
- Они нас выдумают мудрых,
Мы будем строги и прямы,
Они прикрасят и припудрят,
И все-таки пробьемся мы...

 

  Поэт - обаятельный длинный «очкарик» в свитере и джинсах, он рассеянно бродит по сцене, путаясь в проводах своего микрофона, весь из нашего дня, юный интеллектуал, студент, философ, размышляющий о тех днях, о тех парнях и девушках, своих ровесниках, пытающийся извлечь из стихотворных строчек ответы на вечные вопросы о жизни, смерти, любви. Он — наш, но он в сути тот же, что Саша, Алена, Андрей, Мишка...
  Это увидела и оценила зрительская аудитория, а она на том спектакле была необычная для ТЮЗа, полностью взрослая, и не просто взрослая: на спектакль были приглашены педагоги города. ТЮЗ решил показать свой спектакль именно этой взыскательной публике, дать ей беспристрастно оценить его воспитывающее воздействие.
  Приведем здесь несколько высказываний учителей:
  - Не удивляйтесь, что мы никак не разговоримся. Спектакль прошел через сердце, поэтому   и молчим. Не было сил на бурные аплодисменты...
  - Да, мы сидим сейчас какие-то «размягченные». Стихи прекрасные...
  - Они - тоже документ той эпохи, в которой формировался характер Саши Чекалина и его товарищей...
  Сашу Чекалина играет артист Владимир Андреев. Он создает хорошо узнаваемый образ мальчишки, простого, естественного, любознательного и озорного в детстве. Самоуглубленного, много думающего о разных сторонах жизни в юности, с присущим этому возрасту стремлением найти в книгах и в спорах с друзьями ответы на все вопросы с уверенностью, что уж они-то покончат с остатками несправедливости и подлости в мире.
  Но на сцене два Саши: на заднем плане сцены, под «деревом Сашиного детства», стоит деревянная кровать с пестрым лоскутным одеялом. На ней маленький Саша (арт. Л.Егорова) и бабушка (арт. Е.Трубицына), она рассказывает мальчику сказку перед сном о прекрасной принцессе и маленьком Королевиче, извечную сказку о добре и зле. Артистка здесь — сама любовь и самоотверженность, сама забота и о здоровье, и о еде, и о душе внука, она в курсе всех его мальчишеских дел и проказ. Она и поворчит, но выручит, как истинный друг. Сцены из детства возникают не раз, и нам становится понятно, как вырастал и мужал Сашин характер. Он еще в детстве кричал, вырываясь из рук бабушки: «Они там без меня не справятся!» Так же и в юности, глотая слезы обиды, зло сжав губы, он снова и снова идет к командиру просить взять его в партизанский отряд. И как в детстве он, не щадя себя, лез в драку за справедливость, там и в свой предсмертный час, думая над предложенной ему фашистом лазейкой в жизнь, он медленно рвет подсунутый на подпись «документ», тем подписывая себе приговор, «потому что это было бы предательством перед теми, кого расстреляли, замучили...»
  Учительница 10-й средней школы Н.В.Занегина:
  - В этом многоплановом спектакле яркой нитью проходит мысль о том, что все начинается с детства. Недаром так естественно вошла в него сказка, всегда формирующая душу ребенка, утверждающая его в чувстве обязательной победы добра над злом, в необходимости бороться со злом, потому что, как говорит герой спектакля, «мы живем для того, чтобы добра в мире стало больше». Я хочу сказать: все поступки Саши в детстве, реакция на них окружающих, понимание жизни и поведение матери, отца формируют его характер. Вся атмосфера жизни в спектакле — наша, советская, и в этой атмосфере вырастают люди, готовые отдать жизнь ради других. Это оказывается заложенным в советском человеке с детства. Я уверена, что школьники, которые будут смотреть этот спектакль, эту мысль поймут. И сам спектакль станет одним из тех событий, которые оказывают сильное, воздействие на души ребят...
  ...Саша рвет предложенную ему фашистом бумагу, обещающую спасение. На сцене вдруг образуется толпа, в которой можно разглядеть среди живых и тех, кто погиб, здесь Алена, первая Сашина любовь (арт. А.Александрова), здесь бабушка, мать, отец, они говорят, говорят, каждый свое, вырывается короткий монолог отца о том, что Саша был для него такой же парнишка, как все, но память сохраняет о человеке самое лучшее и светлое; поднимается вверх отчаянный вскрик матери: «Сынок, да зачем же я тебя отпускаю!», слышатся причитания бабушки, и всю эту толпу отодвигают, отпихивают ружьями немецкие солдаты, и Саша отодвигается от них, остается один... А потом идет по ярко высвеченной дорожке, протягивает руки вверх — к солнцу. Раздаются торжественные слова Указа о присвоении ему звания Героя Советского Союза. Сцена вызывает щемящее напоминание о гибели, о казни, о толпе односельчан, видевших ее, и одновременно эта сцена — воспоминание о тех, кто отдал жизнь за нас, не дожив ее в этом таком любимом ими мире...
 

Нам снова хочется домой,
В тот мир простой, как лист тетрадный,
Где я прошел, большой, нескладный
И удивительно прямой, - читает Поэт.

 

  Зрители говорят не только о том, что им понравилось, они отлично видят недостатки спектакля, спорят. Выступавшие отметили (в этом с ними нельзя не согласиться) слабость начала второго действия, некоторые длинноты пьесы, ослабляющие впечатление, неравноценную игру актеров, то, что не всегда доходил до зрителей текст. Спорили о том, могут ли деревенские герои, особенно пожилые, говорить столь же правильно и интеллигентно, как сегодня, или им нужна была определенная стилизация под крестьянскую речь; не все поняли условность оформления спектакля...
  Так получилось, что директор школы № 34 И.Д.Шлыков своим выступлением подвел итог:
  - Я целиком за этот спектакль, несмотря на некоторые его шероховатости. Село Песковатское находится в пятнадцати километрах от деревни, где я жил во время войны. Партизанский отряд, в котором был Саша Чекалин (конечно, мы, мальчишки, не знали его тогда), не раз приходил в нашу деревню. Ребята — народ вездесущий. Мы видели их дела, понимали их операции. Помню такой случай. Ночью партизаны приволокли в деревню ствол огромного дерева и положили поперек дороги. Утром на дороге скопились машины, мотоциклы. Фашисты вылезли без оружия, собрались возле дерева, чтобы его оттащить. И тут с трех сторон ударили автоматные очереди... Это только один эпизод, а их было много. Что же касается бытовых деталей — многие из них очень достоверны, вплоть до футболки, в которую одет герой. Помню, у меня тогда была точно такая же... Но это — не главное. Если заботиться о документальной точности в мелочах, спектакля не получится. А он — получился, и мы обязательно приведем на него ребят, а потом еще раз поедем в Чекалин и Песковатское, к мемориалу Саши Чекалина...

Л.Носкова (Коммунар 6/12/1981)



^ Наверх