Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИСТОРИЯ В ДАТАХ
Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

Национальные проекты России

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

ДВОРЯНИН ИЗ ДВОРЯНИНОВА



Фото ДВОРЯНИН ИЗ ДВОРЯНИНОВАОн был основоположником русской селекции, ученым-земледельцем, отцом русской помологии (науки о яблоках и яблонях), медиком, историком,экономистом;он колдовал вокруг злаков, первый внедрил в России помидоры, картофель. Болотов участвовал в военных кампаниях в Пруссии, был учеником Иммануила Канта в Кенигсберге, его трактат "Детская философия" - откровение не только для людей его века. Художник, поэт, драматург, основатель первого в России детского театра - все это Андрей Тимофеевич Болотов.
  Создан музей, проводятся чтения, изучаются работы. Да, конечно, но все это в узком кругу, словно для некоей элиты. А широкого интереса к его личности у земляков почему-то нет.
  Тульский ТЮЗ решил приблизить Болотова к нам. Для этого драматургу Эдуарду Федотову была заказана пьеса, из которой затем режиссер Владимир Шинкарев сделал спектакль "Дворянин из Дворянинова".
  Конечно, спектакль - лишь несколько эпизодов одного из периодов жизни Болотова в родовой усадьбе Дворяниново, и вряд ли их с полным правом можно назвать ключевыми и поворотными. Но болотовский слог, перенесенный автором в пьесу и сохраненный актерами и режиссером, слышится, он помогает лучше понять, почувствовать дух того времени. И вся пьеса, а за ней и спектакль выстроены так, что человек в камзоле предстает не ожившим монументом, а живой душой. У Игоря Лучихина, играющего роль Болотова, задача не из простых: быть весь вечер на сцене, вести действие и показывать не просто "персонаж", но близкого к сегодняшнему дню человека, родившегося два с половиной века назад. Все это сложно прежде всего из-за прочно прижившегося в афише сказочного репертуара и из-за публики, привыкшей к нему и ждущей чудес и "приколов". А тут - серьезная драматургия, приглашение к сопереживанию. Вообще ТЮЗ требует от артиста особой подготовки. Пластичность, музыкальность, свобода в общении и еще многое необходимо актеру детского театра. Говорят, что дети чувствуют неискренность острее взрослых, что их трудно обмануть. Увы, обмануть детей легко. А точнее говоря, очень легко вовсе не использовать их интерес к искусству, сведя все к трюкам. Поэтому в постановке тюзовских спектаклей хороши все приемы, где художническое побуждение бывает искренним, бескомпромиссным.
  Вот Андрей Тимофеевич приезжает после столицы в родное имение: утро в доме, кажется, что и солнце бьет в окна, радуясь, что барин приехал, величальные песни дворни, слезное умиление ключницы (ее великолепно сыграла Ольга Исайкина). А барин - и не вальяжен вовсе, свысока не глядит. Он застенчив и неловок от этого и на протяжении всего действия как за поддержкой обращается к своим книгам-записям, они опора во всех испытаниях.
  И совсем другой Болотов в сценах с графом Орловым (Игорь Небольсин). Вроде, тот же тихий, скромный человек, но откуда твердость, умение противостоять надменному вельможе? Их разговор не случайно происходит на кладбище: что-то умирает в России, вза мен нарождается новое, но - что?! Это и должен понять зритель, поначалу воспринимающий спектакль, как нечто непривычное: на экранах супермены с бицепсами, стреляющие без промаха, а тут... Но всегда любому зрителю,а юному в особенности, будет интересен герой, данный в процессе, в развитии, обладающий, может быть, и не одними привлекательными качествами. Работая над спектаклем о современности, постановщикам порой приходится идти на компромисс с собой, подменяя требования к герою музыкально-световыми эффектами, поверхностно-цветовым началом. Но подобные "тихие" спектакли позволяют вести с залом разговор на равных.
  Доверительно рассказана история любви Болотова, интересно показана сцена его венчания: молодых не видно лишь крестьянские дети, озорничая, изображают происходящее - жеманную Сашеньку (Наталья Леонова) и "раба Божия Андрея", даже в церковь явившегося с книгой под мышкой. И лето, и зной, и сады цветут, камердинер Абрам (Р.Кондаев) с девками амуры крутит, поражая эрудицией: что ни слово, то "яволь, я воль"...
  Есть в пьесе и горечь разочарований, и тревожный набат, когда смерть - чума - гуляет по округе, есть мечты и противоречащая им реальность. Есть все, что способно затронуть и заинтересовать. Ведь что всегда отличает ТЮЗ? Как ни странно это прозвучит, одинаковое отношение и к современным пьесам, и к пьесам, вошедшим в историю искусства - как к классике. К счастью, для нашего тульского ТЮЗа не существует спектаклей "облегченного" типа, и душевные устремления работника Балды так же важны, как проблемы философа прошлого столетия. И уж совсем еретическая мысль: проблемы для взрослых и для детей - одни и те же, только встают они перед каждым на разных уровнях. Ведь альтернатива добру и злу, искренности и лжи, нравственная оценка того или иного поступка присутствуют и в истории Карабаса, преследующего Буратино, и в истории Макбета, преступно захватившего власть. И потому Болотов на сцене ТЮЗа смотрится даже органичнее, чем во "взрослом" театре: может быть, именно это поколение наконец поймет его и проявит интерес к личности своего великого земляка. Не зря же герой часто повторяет: "За детей надо бороться, тех, прочих, мы уже упустили".

Марина Панфилова (Тульские известия 7/05/1999)

 



^ Наверх