Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИСТОРИЯ В ДАТАХ
Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

Национальные проекты России

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

ГОФМАН, ЧАЙКОВСКИЙ И ТЮЗ


Фото ГОФМАН, ЧАЙКОВСКИЙ И ТЮЗ  Символы наступающего года - прикольные, в ярких костюмах, веселящие детвору и взрослых - бегают по сцене Тульского театра юного зрителя, где поставлен спектакль «Щелкунчик и Мышиный король».

 
   Поначалу задумывалось, что серая королевская свита должна выглядеть устрашающе, но художник Денис Ляпин сделал их столь обаятельными, что юные зрители радуются каждому появлению мышек в нелепых плюшевых штанах.

  Инсценировка написана Ярославной Прилепской и Денисом Ляпиным, а режиссер Елена Харькова создала динамичный, интересный спектакль.
   - Год театра преподнес мне подарок: художественный руководитель ТЮЗа Владимир Шинкарев пригласил для постановки любимой с детства сказки, - рассказала она. - Мне было интересно работать: там играют выпускники и студенты колледжа культуры, где преподаю. Довольно часто я прихожу к ним в театр и там вижу уже совсем других ребят - талантливых, ищущих: чего стоит их современное прочтение «Евгения Онегина».
   А тут было сотрудничество на новом уровне, и за то, что все состоялось, я благодарна актерам, художнику, а еще - Эрнсту Теодору Амадею Гофману, Петру Ильичу Чайковскому: невозможно было бы представить спектакль без его музыки.
   Это - мой первый самостоятельный режиссерский опыт, раньше в постановках филармонии, тульских театров я выходила как исполнитель роли. Или была вторым режиссером на городских, областных мероприятиях, праздниках. А здесь не просто театр, но детский театр, и был немалый риск: если ребенок сразу не поверит - все!..
   «Щелкунчик» в Тульском ТЮЗе - это сказка о «механизмах волшебства», как определила режиссер. Ведь любовь, дружба, смелость, взаимовыручка - настоящее чудо, это пытаются донести со сцены до маленьких зрителей.
   Правда, представители почтеннейшей публики сравнивают постановку с мультфильмом, который знаком большинству.
   Конечно, возможности мультипликаторов и театральных постановщиков не сопоставимы: на экране магические превращения показать куда легче, а сценический вариант должен быть как минимум динамичным, чтобы привлекать внимание.
   А еще тюзовские создатели «Щелкунчика» перенесли действие почти на сто лет вперед: Гофман опубликовал свое произведение в 1816 году, а в театральной постановке все происходит на рубеже XIX-XX веков, что видно по атмосфере, костюмам. Но вот Сахарная страна осталась в своей эпохе, сто лет назад, словно время здесь остановилось.
   - Конечно, дети сравнивают все с мультиком - это наиболее доступное для них зрелище, - отметила Елена Харькова. - А балет «Щелкунчик» Чайковского - сильнейший стереотип, определивший отношение к сказке для многих поколений в разных странах мира. И потому использовать другую музыку было просто невозможно. Хотя, переносить его адажио, «Вальс цветов», танец феи Драже в современную инсценировку было, не скрою, рискованно...
Фото ГОФМАН, ЧАЙКОВСКИЙ И ТЮЗ   Это эксперимент, и, судя по реакции зрителей, он удался. Тексты песен тулячки Ларисы Козловой, положенные на музыку Чайковского, звучат органично. И если ребенок в зале сидит и сопоставляет происходящее с тем, что уже видел, - значит мы добились своего, смогли заинтересовать...
   Дети смотрят «Щелкунчика» на одном дыхании, как, впрочем, и взрослые, поскольку «детское живет в человеке до седых волос». И у театра есть много способов понравиться: это живой организм, герои - рядом, стоит только руку протянуть. К тому же в ТЮЗе используют всевозможные технические средства: проекция, свет, звук.
   Чего стоит прапрадедушка диафильма - «волшебный глаз», задуманный режиссером и художником, решившими поначалу показать «театр теней». Ведь волшебник Дроссельмейер - механик, и он оживляет все вокруг - игрушки, картинки, истории. Но в отличие от приспособления позапрошлого столетия, со свечкой и экраном из простыни, он осовременен и вызывает восторг публики, которую трудно удивить.
   А как радует всех мастерски показанная Сахарная страна, которой стремится овладеть Мышиный король: марципановых сладостей, описанных Гофманом, в ней нет, поскольку современным детям они незнакомы. Но торты и даже «чупа-чупсы» сделаны весьма искусно.
   - Мы с Денисом Ляпиным, актерами создавали этот спектакль с большой любовью. Это именно сотрудничество, когда творят - все, и по ходу рождаются и воплощаются различные идеи. Было немало сложностей с подбором музыкальных партий, пролог складывался из разных частей, и художник кропотливо обрабатывал каждую ноту. Даже звонок здесь заменен на фрагмент музыки Чайковского - чтобы сказочное настроение создавалось уже на входе в зал. А на премьерах в фойе звучали те части произведения Петра Ильича, что не вошли в наш спектакль: удивительный мир начинался прямо с порога театра, - отметила Елена Харькова.

Марина Панфилова (Тульские известия 27/12/2019)



^ Наверх