Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИСТОРИЯ В ДАТАХ
Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Instagram

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

РусРегионИнформ

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

ГОФМАН, ЧАЙКОВСКИЙ И ТЮЗ


Фото ГОФМАН, ЧАЙКОВСКИЙ И ТЮЗ  Символы наступающего года - прикольные, в ярких костюмах, веселящие детвору и взрослых - бегают по сцене Тульского театра юного зрителя, где поставлен спектакль «Щелкунчик и Мышиный король».

 
   Поначалу задумывалось, что серая королевская свита должна выглядеть устрашающе, но художник Денис Ляпин сделал их столь обаятельными, что юные зрители радуются каждому появлению мышек в нелепых плюшевых штанах.

  Инсценировка написана Ярославной Прилепской и Денисом Ляпиным, а режиссер Елена Харькова создала динамичный, интересный спектакль.
   - Год театра преподнес мне подарок: художественный руководитель ТЮЗа Владимир Шинкарев пригласил для постановки любимой с детства сказки, - рассказала она. - Мне было интересно работать: там играют выпускники и студенты колледжа культуры, где преподаю. Довольно часто я прихожу к ним в театр и там вижу уже совсем других ребят - талантливых, ищущих: чего стоит их современное прочтение «Евгения Онегина».
   А тут было сотрудничество на новом уровне, и за то, что все состоялось, я благодарна актерам, художнику, а еще - Эрнсту Теодору Амадею Гофману, Петру Ильичу Чайковскому: невозможно было бы представить спектакль без его музыки.
   Это - мой первый самостоятельный режиссерский опыт, раньше в постановках филармонии, тульских театров я выходила как исполнитель роли. Или была вторым режиссером на городских, областных мероприятиях, праздниках. А здесь не просто театр, но детский театр, и был немалый риск: если ребенок сразу не поверит - все!..
   «Щелкунчик» в Тульском ТЮЗе - это сказка о «механизмах волшебства», как определила режиссер. Ведь любовь, дружба, смелость, взаимовыручка - настоящее чудо, это пытаются донести со сцены до маленьких зрителей.
   Правда, представители почтеннейшей публики сравнивают постановку с мультфильмом, который знаком большинству.
   Конечно, возможности мультипликаторов и театральных постановщиков не сопоставимы: на экране магические превращения показать куда легче, а сценический вариант должен быть как минимум динамичным, чтобы привлекать внимание.
   А еще тюзовские создатели «Щелкунчика» перенесли действие почти на сто лет вперед: Гофман опубликовал свое произведение в 1816 году, а в театральной постановке все происходит на рубеже XIX-XX веков, что видно по атмосфере, костюмам. Но вот Сахарная страна осталась в своей эпохе, сто лет назад, словно время здесь остановилось.
   - Конечно, дети сравнивают все с мультиком - это наиболее доступное для них зрелище, - отметила Елена Харькова. - А балет «Щелкунчик» Чайковского - сильнейший стереотип, определивший отношение к сказке для многих поколений в разных странах мира. И потому использовать другую музыку было просто невозможно. Хотя, переносить его адажио, «Вальс цветов», танец феи Драже в современную инсценировку было, не скрою, рискованно...
Фото ГОФМАН, ЧАЙКОВСКИЙ И ТЮЗ   Это эксперимент, и, судя по реакции зрителей, он удался. Тексты песен тулячки Ларисы Козловой, положенные на музыку Чайковского, звучат органично. И если ребенок в зале сидит и сопоставляет происходящее с тем, что уже видел, - значит мы добились своего, смогли заинтересовать...
   Дети смотрят «Щелкунчика» на одном дыхании, как, впрочем, и взрослые, поскольку «детское живет в человеке до седых волос». И у театра есть много способов понравиться: это живой организм, герои - рядом, стоит только руку протянуть. К тому же в ТЮЗе используют всевозможные технические средства: проекция, свет, звук.
   Чего стоит прапрадедушка диафильма - «волшебный глаз», задуманный режиссером и художником, решившими поначалу показать «театр теней». Ведь волшебник Дроссельмейер - механик, и он оживляет все вокруг - игрушки, картинки, истории. Но в отличие от приспособления позапрошлого столетия, со свечкой и экраном из простыни, он осовременен и вызывает восторг публики, которую трудно удивить.
   А как радует всех мастерски показанная Сахарная страна, которой стремится овладеть Мышиный король: марципановых сладостей, описанных Гофманом, в ней нет, поскольку современным детям они незнакомы. Но торты и даже «чупа-чупсы» сделаны весьма искусно.
   - Мы с Денисом Ляпиным, актерами создавали этот спектакль с большой любовью. Это именно сотрудничество, когда творят - все, и по ходу рождаются и воплощаются различные идеи. Было немало сложностей с подбором музыкальных партий, пролог складывался из разных частей, и художник кропотливо обрабатывал каждую ноту. Даже звонок здесь заменен на фрагмент музыки Чайковского - чтобы сказочное настроение создавалось уже на входе в зал. А на премьерах в фойе звучали те части произведения Петра Ильича, что не вошли в наш спектакль: удивительный мир начинался прямо с порога театра, - отметила Елена Харькова.

Марина Панфилова (Тульские известия 27/12/2019)



^ Наверх