Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

РусРегионИнформ

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

ИСКРЫ НЕГАСИМОГО ПЛАМЕНИ



Фото ИСКРЫ НЕГАСИМОГО ПЛАМЕНИНынешний театральный сезон отмечен новыми интересными приметами. Встречая тридцатилетие Победы советского народа над фашизмом, тульские театры обратилась к военно-патриотической теме, к пьесам, возвращающим нас к героическому времени Великой Отечественной войны, утверждающим величие народного подвига, благородство духовных и нравственных качеств советского человека.

 

  Пьеса «Нашествие» Л.Леонова, идущая на сцене театра юных зрителей усилила героическую интонацию в нашем сценическом искусстве, привлекла внимание зрительской общественности.
Человек и война
  Театр юных зрителей проявил завидную смелость, когда, не убоявшись определенных трудностей принял к постановке «Нашествие». А трудности были немалые.
  Дело в том, что в пьесе тонкий психологизм соседствует с броским гротеском, морально-философские обобщения сочетаются с подчеркнутой сатирической обнаженностью. Подобная стилистика требовала углубленного режиссерского прочтения произведения, мастерского реалистического воплощения характеров действующих лиц, остроты эмоциональной и интеллектуальной жизни актеров в образе.
  Несмотря на некоторые купюры в тексте пьесы, спектакль режиссера Г.Кондрашовой отличается стремлением проникнуть в глубину леоновской драматургии и правильно выявить ее идейные и нравственные аспекты. Главная мысль произведения - несгибаемость советского человека перед лицом вражеского нашествия - прочерчивается в спектакле отчетливо и художественно убедительно.
  Спектакль четко делит персонажей на два противоборствующих лагеря - лагерь истинных патриотов Родины и лагерь врагов и их пособников. Каждый из них показывается в своем стилистическом ключе, рисуется контрастными сценическими красками.
  В общей ненависти к врагу объединились люди разных поколений и возрастов - от юной школьницы Аниски (арт. Н.Жакова), в глазах которой застыло горестное удивление перед злодеяниями оккупантов, до старой няньки, «своего человека в доме», немногословной, суровой и справедливой Демидьевны (арт. А.Гранина), от уравновешенного, деловито направляющего деятельность группы партизан председателя райисполкома Колесникова (арт. В.Тихонравов), до тихой, внутренне сосредоточенной и решительной учительницы Ольги  (арт. Н.Полицан).
  Судьба каждого из них показывается театром в тесной связи с судьбой других действующих лиц. Судьбы человеческие сливаются в одну общую судьбу народа, еще более сплотившегося в минуту грозной опасности. Русских людей нельзя сломить - такой вывод можно сделать из спектакля «Нашествие», отмеченного чертами народности.
  Театр последовательно прослеживает противодействие фашизму не мощью оружия, а силой непреклонной воли пламенного патриотизма советских людей, ничем, собственно, не защищенных и отрезанных войной от своего народа.
  И в центре всех событий оказывается Федор Таланов с его драматической судьбой. Человек ожесточенный, с уязвленным самолюбием, только что выпущенный из заключения, мечется в поисках настоящего, большого дела. Даже отец не может вникнуть в душевные терзания Федора. И потому предлагает сыну одно лишь горькое лекарство посмотреть на духовно и физически сломленную Аниску, над которой надругались фашистские изверги. И вид ее обжег душу Федора Таланова... Артист В.Жаков рельефно показывает процесс духовного, морального возвышения своего героя. Федор постепенно отрешается от своего эгоизма и колючести, подавляет в себе горечь обид и становится мужественным борцом против фашистских поработителей и насильников. В конце концов он совершает подвиг высочайшего самопожертвования, выдав себя за Андрея Колесникова, главу партизанского отряда, которого разыскивают оккупанты. Удовлетворенный своей местью захватчикам, внутренне успокоенный, просветленный, он твердо и мужественно идет на смерть. Идет прежде всего, чтобы победить, уничтожить врага.
  В сцене допроса Федора «драконом из гестапо» Шпурре во всей кристальной чистоте своего духовного и гражданского облика, в страшном родительском горе, превозмогаемом чувством огромной гордости за сына, за его подвиг, предстают перед нами его мать Анна Николаевна и отец - простой врач Иван Тихонович. Эти образы артисты 3.Леонтьева и А.Катков делают емкими и содержательными. Для их героев органично, слито воедино выполнение общественного, гражданского и родительского долга. И в этом, наверное, они находят нравственные силы стойко переживать все страдания и духовные муки.
  Лагерю патриотов, живых, думающих и по-своему борющихся против фашистского нашествия, противопоставлен в спектакле мир «мертвецов», представляющих собой смрадную гниль, поднятую вражескими полчищами. Прежде всего, это Фаюнин, бывший фабрикант, бывший городской голова. Артисту Ю.Ратникову удалось показать всю сложность его характера, сочетание надежды на возвращение старых порядков и сознания обреченности собственной личности и своих хозяев, перед которыми он пресмыкается и лебезит. Артист В.Бугаев изображает «восходящую звезду» Кокорышкина человеком, необычайно искренним в своей беспардонной лживости, пустым, ничтожным, напряженно устремленным ко всем благам земным. К сожалению, образы хозяев этих «мертвяков» - немецких оккупантов получились в спектакле менее значительными и художественно завершенными, чем их подручные из русских отщепенцев.
  Тем не менее работа над «Нашествием» позволила режиссеру Г.Кондрашовой и многим артистам театра шире раскрыть свои творческие возможности, смелее заявить о своих индивидуальных особенностях.

* * *
Спектакль «Нашествие», - это искра негасимого пламени, порожденного советским патриотизмом и социальным оптимизмом. Оптимизм не измеряется тем,  сколько действующих лиц погибло и сколько осталось в живых. Нет, оптимизм спектакля в том, что он познакомил нас с истинными героями нашего времени, достойными народной любви и уважения, способными возбудить в каждом из нас «души прекрасные порывы». Потому-то трудно переоценить воспитательное воздействие этой работы нашего театра..

К.Петровский (Коммунар 20/04/1975)



^ Наверх