Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИСТОРИЯ В ДАТАХ
Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Instagram

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

РусРегионИнформ

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

КАТЕРИНА - НЕ ЛУЧ. И ЦАРСТВО НЕ ТЕМНОЕ



Фото КАТЕРИНА - НЕ ЛУЧ. И ЦАРСТВО НЕ ТЕМНОЕ  Тульский ТЮЗ расширяет вечерний, взрослый репертуар и обращается к классике. Очередная премьера - спектакль по “Грозе” А. Н. Островского.

  Ставить пьесы, входящие в школьную программу, и просто, и сложно одновременно. С одной стороны, название всем известно с детства, да и интерес к спектаклю гарантирован - во всяком случае, со стороны старшеклассников под руководством их педагогов - словесников. С другой стороны, это огромный риск: “Гроза” - один из шедевров русских классиков, которые особенно сильно пострадали от штампов советской партийно-литературной критики.

  В последние годы к подобного рода текстам с удовольствием возвращаются режиссеры кино и театра, стараясь очистить их от идеологической шелухи. Сегодня в Москве идут две “Грозы”, одна из них - с Чулпан Хаматовой в главной роли. И ее Катерину можно назвать как угодно, но только не “лучом в темном царстве”.

  Образ Катерины - это ключ к трактовке пьесы Островского. Если его понимать традиционно - мятущаяся чистая душа, измученная домашней “террористкой” Кабанихой и рвущаяся к свободе, то все остальные акценты в спектакле расставляются сами собой. Если же попробовать отойти от стереотипов и просто Фото КАТЕРИНА - НЕ ЛУЧ. И ЦАРСТВО НЕ ТЕМНОЕпрочитать текст, то Катерина может быть любой: например, девушкой, одержимой странными мистическими фантазиями и обреченной на самоубийство. Или мещаночкой, страдающей от скуки и именно от скуки придумывающей для себя несчастную любовь к Борису Григорьевичу и прочие несчастья.

  После просмотра премьерного спектакля ТЮЗа ответить на вопрос, а какая она, Катерина, сложно. Главная героиня в версии Елены Смолиной будто бы страдает, будто бы любит, будто бы желает вырваться из душной атмосферы провинциального домостроя, но делает это как-то не всерьез, механически. Мотивы ее поступков и движений эмоционально мало оправданны. Так же, как внутренние мотивы, например, самого объекта любви - Бориса Григорьевича (Евгений Кашин).

  Как это ни печально, Катерина не вызывает сочувствия. Зато Кабанихе и Дикому (прекрасный дуэт Елены Шишовой и Игоря Лучихина) искренне симпатизируешь. И из-за этого даже царство, управляемое купчихой Кабановой, вовсе не кажется таким уж “темным”. Срабатывает закон театра: зритель всегда на стороне более живых, достоверных героев, даже если они формально отрицательные. Удачные актерские работы в принципе имеют обыкновение перетягивать внимание на себя. И в этом смысле даже Феклуша и Странница (засл. арт. РФ Валентина Силко и Тамара Слышкова) кажутся, в отличие от, собственно, Катерины, центральными персонажами.

Фото КАТЕРИНА - НЕ ЛУЧ. И ЦАРСТВО НЕ ТЕМНОЕ   Проблемы с логикой развития характеров не решаются, а напротив, обостряются, благодаря некоторым режиссерским приемам, в частности, вставным танцевальным номерам. Они выглядят чужеродными, так же, как и выбранная для них музыка. Однако, как это ни странно, несмотря на множество серьезных претензий к новой работе тюзовцев, смотреть спектакль не скучно: действие разворачивается динамично, сюжет захватывает, текст Островского завораживает и увлекает.
И еще: отдельная благодарность режиссеру за приглашение на роль старой дамы легендарной Зинаиды Леонтьевой. Актрисе идет 88-ой год, однако она по-прежнему харизматична и безупречно профессиональна.
 

Ирина Скибинская.Фото Сергея Шмуня. (Молодой Коммунар 4/12/2007)
 

Фото КАТЕРИНА - НЕ ЛУЧ. И ЦАРСТВО НЕ ТЕМНОЕ

 



^ Наверх