Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

Национальные проекты России

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

КАТЕРИНА - НЕ ЛУЧ. И ЦАРСТВО НЕ ТЕМНОЕ



Фото КАТЕРИНА - НЕ ЛУЧ. И ЦАРСТВО НЕ ТЕМНОЕ  Тульский ТЮЗ расширяет вечерний, взрослый репертуар и обращается к классике. Очередная премьера - спектакль по “Грозе” А. Н. Островского.

  Ставить пьесы, входящие в школьную программу, и просто, и сложно одновременно. С одной стороны, название всем известно с детства, да и интерес к спектаклю гарантирован - во всяком случае, со стороны старшеклассников под руководством их педагогов - словесников. С другой стороны, это огромный риск: “Гроза” - один из шедевров русских классиков, которые особенно сильно пострадали от штампов советской партийно-литературной критики.

  В последние годы к подобного рода текстам с удовольствием возвращаются режиссеры кино и театра, стараясь очистить их от идеологической шелухи. Сегодня в Москве идут две “Грозы”, одна из них - с Чулпан Хаматовой в главной роли. И ее Катерину можно назвать как угодно, но только не “лучом в темном царстве”.

  Образ Катерины - это ключ к трактовке пьесы Островского. Если его понимать традиционно - мятущаяся чистая душа, измученная домашней “террористкой” Кабанихой и рвущаяся к свободе, то все остальные акценты в спектакле расставляются сами собой. Если же попробовать отойти от стереотипов и просто Фото КАТЕРИНА - НЕ ЛУЧ. И ЦАРСТВО НЕ ТЕМНОЕпрочитать текст, то Катерина может быть любой: например, девушкой, одержимой странными мистическими фантазиями и обреченной на самоубийство. Или мещаночкой, страдающей от скуки и именно от скуки придумывающей для себя несчастную любовь к Борису Григорьевичу и прочие несчастья.

  После просмотра премьерного спектакля ТЮЗа ответить на вопрос, а какая она, Катерина, сложно. Главная героиня в версии Елены Смолиной будто бы страдает, будто бы любит, будто бы желает вырваться из душной атмосферы провинциального домостроя, но делает это как-то не всерьез, механически. Мотивы ее поступков и движений эмоционально мало оправданны. Так же, как внутренние мотивы, например, самого объекта любви - Бориса Григорьевича (Евгений Кашин).

  Как это ни печально, Катерина не вызывает сочувствия. Зато Кабанихе и Дикому (прекрасный дуэт Елены Шишовой и Игоря Лучихина) искренне симпатизируешь. И из-за этого даже царство, управляемое купчихой Кабановой, вовсе не кажется таким уж “темным”. Срабатывает закон театра: зритель всегда на стороне более живых, достоверных героев, даже если они формально отрицательные. Удачные актерские работы в принципе имеют обыкновение перетягивать внимание на себя. И в этом смысле даже Феклуша и Странница (засл. арт. РФ Валентина Силко и Тамара Слышкова) кажутся, в отличие от, собственно, Катерины, центральными персонажами.

Фото КАТЕРИНА - НЕ ЛУЧ. И ЦАРСТВО НЕ ТЕМНОЕ   Проблемы с логикой развития характеров не решаются, а напротив, обостряются, благодаря некоторым режиссерским приемам, в частности, вставным танцевальным номерам. Они выглядят чужеродными, так же, как и выбранная для них музыка. Однако, как это ни странно, несмотря на множество серьезных претензий к новой работе тюзовцев, смотреть спектакль не скучно: действие разворачивается динамично, сюжет захватывает, текст Островского завораживает и увлекает.
И еще: отдельная благодарность режиссеру за приглашение на роль старой дамы легендарной Зинаиды Леонтьевой. Актрисе идет 88-ой год, однако она по-прежнему харизматична и безупречно профессиональна.
 

Ирина Скибинская.Фото Сергея Шмуня. (Молодой Коммунар 4/12/2007)
 

Фото КАТЕРИНА - НЕ ЛУЧ. И ЦАРСТВО НЕ ТЕМНОЕ

 



^ Наверх