Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

Национальные проекты России

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

КОРЧАГИН ВСЕГДА С НАМИ



Фото КОРЧАГИН ВСЕГДА С НАМИ«И когда мы вернемся домой после победы, мы принесем вам не один томик «Как закалялась сталь» с простреленными и обожженными страницами, чтобы могли видеть, как вместе с нами на всех фронтах сражался за Родину ее бессмертный сын, наш друг и брат Корчагин - Островский». Так писала в московский музей Н.Островского группа гвардейцев - Героев Советского Союза.

 

  Так продолжает жить Павел Корчагин в делах и помыслах новых поколений. Звезда корчагинская светит и сегодня. Сквозь даль времен и поколений она будет светить всегда, потому что жизнь во все времена немыслима без борьбы с трудностями. В ней, в этой борьбе, ценность жизни. В ней счастье. Вспомним ответ Маркса на вопрос дочерей «Ваше представление о счастье?». Маркс отвечал: «Борьба».
  В жизни каждого человека бывает много преград, которые надо преодолеть. Для этого требуются мужество, воля, стойкость. Для этого необходим пример, достойный подражания, способный дать новые силы. И на помощь приходят люди, рожденные Великим Октябрем. Сегодня в героических делах наших дней - то подвижничество, та верность делу партии, тот атакующий стиль, истоки которых во времени Павки Корчагина.
  Об этом средствами театрального искусства нам поведает молодежный театр в своем новом спектакле по роману Н.Островского «Как закалялась сталь».
  А пока - рассказ о том, как начиналась работа.
  Решение отметить 60-летие Советской власти постановкой в театре юных зрителей спектакля «Как закалялась сталь» было принято год назад, в октябре 1976 года. В коллективе театра по-разному отнеслись к этому: одних пугала огромная ответственность, которая ложилась на плечи людей, причастных к постановке столь значительного произведения; другие хотели избежать повторения уже известных прочтений, третьи попросту сомневались, хватит ли у нас сил.
  В этих условиях выбор главного исполнителя приобрел огромное, почти первостепенное значение. Кто будет играть Павку Корчагина? Вопрос с неизменной остротой задавали тогда в театре и задают вне его.
  И сейчас, когда репетиции подходят к концу, я отвечаю на него все увереннее: Николай Сергеевич Коншин.
  Николай Коншин недавно закончил школу-студию МХАТ, его педагогом был выдающийся мастер советской сцены П.В.Массальский.
  Первая же работа артиста Коншина на сцене нашего театра обратила на себя внимание: он сыграл Молчалина. Тогда пресса отметила, что «в поставленной Тульским тюзом комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» эта роль - одна из самых удачных». Затем в феврале 1977 г. Коншин играет главную роль в спектакле «Прощальный вальс» по пьесе Л.Табукашвили. Его Важа Георгадзе был настолько достоверен, что на зрительских конференциях мы часто слышали; «Он такой же, как я! Мне кажется, он рассказывает историю моей жизни».
  Вот это умение актера - хорошо «вжиться в образ» и позволяет мне, постановщику, надеяться, юноши и девушки в зале примут Павку Корчагина, а вместе с ним и его друзей, разделят с ними их судьбу и вместе с ними пройдут нелегкий и славный путь нравственного возмужания.
 

Г.Кондрашова, главный режиссер ТЮЗа.
 

  О работе над ролью Павла Корчагина рассказывает артист тюза Н.Коншин.
  - На мою долю выпало большое счастье - создать на сцене образ такого человека, как Павел Корчагин. Я чувствую вместе с радостью и большую ответственность - ведь я не только артист, но и представитель поколения молодежи, которое по праву считается наследником лучших традиций революции. Кто для меня сегодня Павел Корчагин? Это - мой легендарный дедушка. Это - мой героический отец. Это - мой убежденный, непоколебимый, порой наивный брат.
  Конечно, приметы времени многое определяют в нашей жизни, и нашем отношении к делу. Есть связь времен - единство поколений. Год двадцатый - гражданская война, голод, разруха. Требовались поистине нечеловеческие усилия, чтобы вывести страну на путь к прекрасному будущему. И сколько прекрасных людей отдали тогда жизни... Они умели идти вперед, в этом я вижу их мужество. В этом героизм Павла Корчагина. И моя задача - актера, играющего Павку сегодня, - доказать: любое время немыслимо без горячей убежденности в том, что борьба за счастье и освобождение человечества продолжается. Ведь и сегодня в мире не смолкают выстрелы, еще умирают люди от голода, томятся в тюрьмах борцы за светлое будущее. И сегодня для нас примером являются рыцари революции.
  - С чего начиналась работа над ролью?
  - Я боюсь красиво говорить, еще впереди оценка зрителей, с нетерпением жду ее. Но если сказать откровенно, то я был очень растерян. Трудности разного рода вставали, казалось, непреодолимой стеной. Ведь каждый знает страницы романа, образ Павла Корчагина хорошо известен всем и по кинофильмам, по театральным спектаклям. Помогла мне много необычная инсценировка режиссера, которая выбрала, на мой взгляд, очень интересные линии романа. Они-то и позволили взглянуть мне по-новому на роль Корчагина.
  Вот, например, введены в русло главных персонажи, роль которых в романе незначительна: Клинка, Фрося. Это усилило «молодежную» интонацию и помогает играть мне Павла не как исключительную личность, но как представителя целого поколения. Я постоянно ощущая локоть своих товарищей, плечо друга...
  Помогли мне сначала и прочитанные книги. А читать пришлось много - о революции, о гражданской войне. Подробно вживаться в ткань романа было просто необходимо - иначе как почувствуешь атмосферу, как передашь ее? Детальное знакомство с биографией Островского также дало немало... Да, вот еще... Прекрасная статья Платонова «Величие простых сердец»... В общем, помогала та довольно обширная исследовательская литература, которая издавалась о романе и образе Корчагина в разные годы и всегда несла на себе печать своего времени. Этого и мне хочется более всего - играть Павла так, чтобы зритель увидел его «свежими, нынешними очами».
  - А трудности в процессе работы? Понятно, что все нелегко. Но были те, преодоление которых принесло особенную радость?
  - Сразу и не ответишь... Разумеется, необходимы были новые формы общения на сцене, иные, чем в романе. Ведь я выступаю в трех планах: не только играю роль Корчагина, но и моего современника, и писателя Островского. Эта особенность потребовала определенных мизансцен, введения текста Островского, не относящегося к роману.
  Были сомнения, которые очень запомнились. Например, во втором акте моего персонажа мало текста. Далеко не сразу я понял, что дело вовсе не в величине текста, а в том, как действует Пивка, как участвует в происходящем - без слов.
  - В преодолении трудностей помогали сыгранные роли?
  - Можно считать, что мне повезло... Ведь до работы над этой ролью я сыграл Важа в спектакле «Прощальный вальс». И там мне приходилось выступать тоже в двух планах: играть роль персонажа и «снимать его маску» - выходить на открытое общение с залом.
  - Ваше самочувствие сейчас, перед премьерой? Готовность номер один?
  - Да, цель свою я понимаю четко: показать характер, который закалился в труде и борьбе.  Задача театра - раскрыть высокие нравственные начала, показать истоки подвига.   Насколько это удастся - скажете вы, зрители.

 

Л.Морозова (Молодой коммунар 29/10/1977)



^ Наверх