Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИСТОРИЯ В ДАТАХ
Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

Национальные проекты России

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

ЛИЦЕДЕЙСТВО



Фото ЛИЦЕДЕЙСТВО  ...Обшарпанные стены, облетающая штукатурка потолка, старенькие "заношенные" кресла в зрительном зале, грубоватая драпировка дешевой ткани у сцены... Тульский театр юного зрителя внешней личиной своей отнюдь не похож на храм искусства, где витают музы Мельпомены. Здесь явно не принимали именитых гостей, к приезду которых обычно хотя бы на "макияжный" ремонт находятся средства в бюджете города. Традиционно - не в фаворе... И за семьдесят с лишним лет существования ни одно "первое лицо области" не соизволило почтить посещением областной ТЮЗ.
  Сюда приходят обычные тульские дети порой впервые прикоснуться к театральному искусству. Перед ними не схитришь и не схалтуришь. Шуршание оберточных пакетов со сладостями и равнодушный шепот мгновенно заглушат ложь, кричащую на сцене. А полная тишина в "детском" зале оглушительней любых аплодисментов звучит благодарностью за искренность захватывающего действа.

  "Щелкунчик и мышиный король", волшебная сказка по Гофману, режиссер-постановщик Владимир Шинкарев.
  ... Прозрачный занавес с очертаниями волшебного замка, магия мерцающих свечей на тонких, витиеватых ножках подсвечников, им вторят узкие изгибы позолоченных стульев и лестничных перил - все хрупкость, эфемерность, игра детского воображения. Это впечатление усиливают звуки тревожной и волнующей мелодии "па-де-де" П.И.Чайковского из балета "Щелкунчик".
  На сцене сам сказочник Гофман в роли звездочета (С.Исмангулов), вершитель действия и... покорный участник событий. Девочка Мари (Е.Попкова), принцесса, неумело играющая в свою судьбу. Мышильда (Е.Небольсина) - всепоглощающее коварство и зло. И равнодушные обжора Король и соня Королева (И.Берзон и Н.Семкина), своим невмешательством потворствующие злому умыслу. Прекрасный даже в облике Щелкунчика кукольный и самый настоящий принц (С.Емельяненко), совершающий подвиги во имя любимой и спасающий ее от внешнего зла и зла в ее душе...
Фото ЛИЦЕДЕЙСТВО  Покрыто мрачным волшебством рождение мышиного короля (Б.Бороздин) почти из преисподней. Он вырастает гигантским злом из-под сцены. Музыкальные и световые эффекты подчеркивают ужасающе губительную важность происходящего. Юные зрители дрожат от страха, вот- вот кто-то расхнычется в первых рядах. Но вдруг это воплощение зла мечется по сцене на полусогнутых ножонках, картавит, лопоча глупости, трусит, и ... притихший зал хохочет до колик. Смешное зло уже не страшит никого.
  Весь спектакль построен на интригующих контрастах, где кукла становится благородным человеком, а человек - бездушной куклой, где величие может быть унизительным, зло - смешным, красота - уродливой, а уродство - прекрасным в своей доброте и самопожертвовании. Главное - увидеть истинное лицо героев на сцене и в жизни.
Зрители сами делают выбор. Когда Мышильда, кажется, победила душу юной принцессы и свирепые тени злых мышиных оскалов поползли по опустившемуся занавесу, символизируя окончание спектакля злом, ребята возмущенно зашептались... Кажется, что именно этим было разбужено доброе сердце Мари. Она возвращается в свою сказку и поцелуем любви снимает злые чары с прекрасного лица принца.
  Миру зла противостоит мир детской души, робкой, пытливой, пусть ошибшейся, опьяненной ранней властью и почитанием, но все же трогательной и сердечной, устремленной к добру.
  Этот спектакль, как и музыка Чайковского, о детстве. "Нет, вернее, о том, когда детство на переломе. Когда уже волнуют надежды еще неведомой юности, а еще не ушли детские страхи, когда куклы будто живые,а игра в войну - это видение себя мужественным, храбрым. Когда сны влекут мысли и чувства вперед, а неосознанное - в жизнь, только предшествующую" (Б.Асафьев).
  И юные зрители как бы вместе с Мари играют в куклы и учатся на своих ошибках, и переигрывают зло в добро...
  ...Опущен занавес, и беспощадный свет вновь водворяет нас в нереспектабельность стен зрительного зала. Но для живого, ищущего и вечно юного (обязывает статус) театра, в принципе, это не самое главное. Тем "яростней контраст"! Есть магия театральных подмостков, волшебная игра мерцающего света, самозабвенный кураж актеров, которые преодолевают время и преображают пространство. "О, чары лицедейства!"

Ирина Тарасова (Московский комсомолец в Туле 20/01/2003)


Фото ЛИЦЕДЕЙСТВО




^ Наверх