Самое главное для зрителей на этом спектакле - не принимать ничего всерьез. Потому что "Сказ про то, как Аптырка царевну спасал" по пьесе Сергея Кочнева, поставленный Александром Литкенсом в Тульском ТЮЗе,- это сказка-скоморошина с осовремененным текстом, с песнями и прибаутками.
Страшней всего в ТЮЗе те взрослые, которые понимают в театре меньше детей, имеют свои, клишированные понятия, с которыми им не так-то просто расстаться. Поэтому им проще привести сознание ребенка в соответствие со своими догмами, чем принять игру, близкую ребенку. И после просмотра "Сказа" многие из взрослых в лучшем случае недоуменно пожмут плечами, не понимая, чему так радуются их дети. А они радуются игре, которую ведут с ними со сцены четверо актеров: С.Исмангулов (И.Небольсин), Н.Семкина (Д.Шестакова), Г.Бажанов (А.Кондрашкин) и И.Берзон, который единственный участвует в обоих составах. Словно приехал и показывает представление театр-балаганчик, бродячие артисты привезли свой реквизит и переодеваются прямо на сцене, напяливая фрак поверх какого-то халата, на глазах у изумленного зрителя изображают шутов и королей. И все это дурашливо, легко, и в такт этой легкости декорации и костюмы Татьяны Матус, словно скроенные из ситцевых лоскутков.
И все вроде незатейливо и в сюжете: глупый царь, богатый боярин-жених, капризная, но - ессе-стно! - прекрасная царевна, которой давно пора замуж, вот она и чудит. И самой подходящей кандидатурой в мужья ей оказывается не какой-нибудь там заморский королевич, а Аптырка, вылепленный из глины дедом-гончаром, эдакий Голем в русском варианте. Но сквозь шутки и прибаутки пробивается поучительный сказ о том, как важно быть добрым и не желать пакостей другим, и этот сказ облачен в форму картинок, непритязательных и условных, напоминающих рисунки маленьких художников. Помост на сцене, выделенный актерам, подсказывает именно такое плоскостное решение мизансцен: персонажи представления словно "растекаются" по нему, образуя яркую иллюстрацию. И тут же по ходу корона заменяется картузом, а он - шапкой с рогами, и вот уже вместо деда появляется лесной черт, а боярин оборачивается его помощником. Импровизация в костюмах, импровизация в тексте - без нее невозможно, но каждый слышит партнера, отталкивается от его игры.
"Давай ты будешь понарошку..." - любимая детская игра, занятная и бескомпромиссная. Но ребята с удовольствием включают в нее и взрослых, если те не мешают им чувствовать правду своей выдумки. На этот раз взрослые на сцене поменялись с ребятами местами, они предлагают им только одно условие - верить. И сами стремятся эту веру поддерживать. Но маленький человек не любит, когда взрослые к нему снисходительны. Он готов верить самому невероятному, если творящие это "невероятное" действуют обстоятельно и убежденно, если их поступки лишены иронической фальши.
"Сказ..." в Тульском театре юного зрителя - это не только веселая присказка с безудержными скоморошьими потехами. Это еще и лирическая повесть о благородстве глиняного человечка, который оказывается добрее и честнее людей, у которых в груди бьется сердце. Что же это за сердце, если в нем злоба живет? О том и речь ведется.
Сказка - ложь... В последнее время много появляется таких спектаклей, где детям предлагают поиграть с актерами. И в них есть свой несомненный плюс: везде стоит крик, что современному ребенку, закормленному электронными игрушками, не хватает общения. Но всегда при этом есть опасность переиграть, воспитать панибратское отношение к театру. И при всех плюсах таких вот сказок-игр хочется все же видеть на сцене детского театра спектакли, в какой-то степени независимые от зрителя, чтобы между сценой и аудиторией существовала дистанция уважения и почтения. И чтобы уходя из театра, юный зритель не только вдоволь наигрался, но и прикоснулся к магии театра, к Поэзии.
Марина Панфилова (Тульские известия 16/05/2000)