Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИСТОРИЯ В ДАТАХ
Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

Национальные проекты России

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

ЛОСКУТНАЯ СКАЗКА



Фото ЛОСКУТНАЯ СКАЗКАСамое главное для зрителей на этом спектакле - не принимать ничего всерьез. Потому что "Сказ про то, как Аптырка царевну спасал" по пьесе Сергея Кочнева, поставленный Александром Литкенсом в Тульском ТЮЗе,- это сказка-скоморошина с осовремененным текстом, с песнями и прибаутками.

 

  Страшней всего в ТЮЗе те взрослые, которые понимают в театре меньше детей, имеют свои, клишированные понятия, с которыми им не так-то просто расстаться. Поэтому им проще привести сознание ребенка в соответствие со своими догмами, чем принять игру, близкую ребенку. И после просмотра "Сказа" многие из взрослых в лучшем случае недоуменно пожмут плечами, не понимая, чему так радуются их дети. А они радуются игре, которую ведут с ними со сцены четверо актеров: С.Исмангулов (И.Небольсин), Н.Семкина (Д.Шестакова), Г.Бажанов (А.Кондрашкин) и И.Берзон, который единственный участвует в обоих составах. Словно приехал и показывает представление театр-балаганчик, бродячие артисты привезли свой реквизит и переодеваются прямо на сцене, напяливая фрак поверх какого-то халата, на глазах у изумленного зрителя изображают шутов и королей. И все это дурашливо, легко, и в такт этой легкости декорации и костюмы Татьяны Матус, словно скроенные из ситцевых лоскутков.
  И все вроде незатейливо и в сюжете: глупый царь, богатый боярин-жених, капризная, но - ессе-стно! - прекрасная царевна, которой давно пора замуж, вот она и чудит. И самой подходящей кандидатурой в мужья ей оказывается не какой-нибудь там заморский королевич, а Аптырка, вылепленный из глины дедом-гончаром, эдакий Голем в русском варианте. Но сквозь шутки и прибаутки пробивается поучительный сказ о том, как важно быть добрым и не желать пакостей другим, и этот сказ облачен в форму картинок, непритязательных и условных, напоминающих рисунки маленьких художников. Помост на сцене, выделенный актерам, подсказывает именно такое плоскостное решение мизансцен: персонажи представления словно "растекаются" по нему, образуя яркую иллюстрацию. И тут же по ходу корона заменяется картузом, а он - шапкой с рогами, и вот уже вместо деда появляется лесной черт, а боярин оборачивается его помощником. Импровизация в костюмах, импровизация в тексте - без нее невозможно, но каждый слышит партнера, отталкивается от его игры.
  "Давай ты будешь понарошку..." - любимая детская игра, занятная и бескомпромиссная. Но ребята с удовольствием включают в нее и взрослых, если те не мешают им чувствовать правду своей выдумки. На этот раз взрослые на сцене поменялись с ребятами местами, они предлагают им только одно условие - верить. И сами стремятся эту веру поддерживать. Но маленький человек не любит, когда взрослые к нему снисходительны. Он готов верить самому невероятному, если творящие это "невероятное" действуют обстоятельно и убежденно, если их поступки лишены иронической фальши.
  "Сказ..." в Тульском театре юного зрителя - это не только веселая присказка с безудержными скоморошьими потехами. Это еще и лирическая повесть о благородстве глиняного человечка, который оказывается добрее и честнее людей, у которых в груди бьется сердце. Что же это за сердце, если в нем злоба живет? О том и речь ведется.
  Сказка - ложь... В последнее время много появляется таких спектаклей, где детям предлагают поиграть с актерами. И в них есть свой несомненный плюс: везде стоит крик, что современному ребенку, закормленному электронными игрушками, не хватает общения. Но всегда при этом есть опасность переиграть, воспитать панибратское отношение к театру. И при всех плюсах таких вот сказок-игр хочется все же видеть на сцене детского театра спектакли, в какой-то степени независимые от зрителя, чтобы между сценой и аудиторией существовала дистанция уважения и почтения. И чтобы уходя из театра, юный зритель не только вдоволь наигрался, но и прикоснулся к магии театра, к Поэзии.

Марина Панфилова (Тульские известия 16/05/2000)



^ Наверх