На сцене - кабина земного звездолета. На неведомой безжизненной планете, где остановился корабль, ведут работы четверо космонавтов с помощью трех роботов, внешне похожих на людей, но лишенных человеческих чувств и эмоций.
Тишина. Но что это? То одному, то другому звездолетчику вдруг явственно слышится плач грудного ребенка, стоны женщины, призывы о помощи. Возникает жуткое ощущение, знакомое тем, кто читал «Солярис» Станислава Лема или видел фильм, снятый по этому роману. А потом происходит и вовсе необъяснимое: перед астронавтами является мальчишка, он бегает по ледяным полям планеты, лежит на промерзшем песке...
Сложную, ответственную задачу поставил перед собой режиссер Тульского ТЮЗа Владимир Тихонравов, взявшись за постановку пьесы Дины Даниловой, которая инсценировала повесть братьев Стругацких «Малыш». Донести до школьников глубокую идею этого произведения, идею о том, что люди должны нести в мир только добро, - дело нелегкое. Жанр научно-социальной фантастики, избранный для воплощения этой идеи, упрощает задачу только на первый взгляд. По существу же фантастика чем талантливее, тем сложнее, ибо многогранны ее приемы, ибо не «в лоб» подает она проблемы, мысли, тревожащие авторов.
Конфликт между начальником межзвездной экспедиции середины XXI века Геннадием Комовым и членом экипажа Майей Глумовой отражает противоречивость подходов и нелегкость поисков в решении вопроса о том, как достичь контакта между разумными существами, населяющими - разные миры. Контакт нужен, полезен. Но в каких-то конкретных условиях он может принести и непоправимый вред. А люди того общества, которое представляют герои пьесы, как говорит Комов, «никогда никому не вредят. Люди хотят, чтобы всем вокруг было хорошо». Это не значит, конечно, что, столкнувшись с враждебным миром, герои повествования занимают позиции непротивления злу. Когда неведомые им существа планеты Таумата предстают перед ними, явно отказываясь от контакта, участники экспедиции, не зная их дальнейших намерений, принимают меры к обороне, готовы, если уж этого не избежать, и к военной схватке. К счастью, она не происходит. Но и контактом, столь заманчивым и многообещающим, приходится пожертвовать. И первый решительный шаг к этому делает Майя Глумова.
Вопрос еще больше усложняется потому, что речь идет не только о взаимодействии между двумя цивилизациями. От решения вопроса - быть контакту или нет, зависит судьба Малыша - ребенка, воспитанного аборигенами Тауматы, сына земных космонавтов, погибших десятилетие назад при посадке на эту планету. Авторы повести использовали тему Маугли в космических условиях. Существа, населяющие Таумату, вложили в человеческого детеныша свои колоссальные биологические и психологические потенциалы. Оказавшись вдруг перед своими сородичами по крови, Малыш оказывается в трагическом положении. Он как бы разрывается надвое: его тянет к людям, в которых он узнает и чувствует мать и отца, и не отпускают силы Тауматы. Чем активнее попытки втянуть Малыша в контакт, пробудить в нем земное, человеческое, тем больше приносят они ему страданий. Понимая это, Комов все же готов идти дальше. В его представлении счастье Малыша в том, чтобы стать посредником между двумя цивилизациями. «Сознание Малыша принадлежит нам, - уверяет он членов экипажа, - подсознание - им. Я освобожу подсознание Малыша, и он превратится целиком и полностью в нашего сотрудника. Я уверен: мы сумеем убедить Малыша, что наши цивилизации - это равные партнеры со своими достоинствами и недостатками, и тогда он, как посредник между нами, сможет всю жизнь черпать и с той, и с другой стороны... Он будет горд своим исключительным положением, жизнь его будет радостна и полна».
К Майе, не выдержавшей жестокости этого решения и положившей ему преграду, после некоторых размышлений присоединяется капитан звездолета Яков Вандерхузе, добрый, чуткий человек, также, как и Майя, не желающий подвергать мучениям ребенка «Местная цивилизация некоммуникабельна, - говорит он. - Более того, она замкнута; более того, контакт грозит серьезными потрясениями для этой цивилизации». К такому же выводу приходит и земной Центр управления полетами, запрещающий дальнейшие попытки установить контакт. Комов вынужден отступить. Малыш остается на Таумате в прежнем положении, жалком с точки зрения землян, но неизбежном. По нашим представлениям, это трагедия для него. Но помочь ему нельзя. Утешаться можно лишь тем, что трагедия не распространится на существ, населяющих Таумату. Да еще тем, что жизнь самого Малыша ему лично не кажется ужасной или противоестественной, как не кажется ужасной жизнь животному, приспособленному к условиям леса, земной норы или водных глубин.
Перед В.Тихонравовым, во-первых, стояла задача выбрать один из двух вариантов пьесы Д.Даниловой. Первый был уже апробирован в Центральном детском театре столицы. Поставлены спектакли и по второму варианту, отличающемуся от первого тем, что, по мнению его авторов, он приближен к сцене детского театра. Владимир Тихонравов, на мой взгляд, поступил правильно, выбрав первый, более сложный вариант, отбросил все песенки и гитары, насыщавшие второй вариант, и смело пошел на воплощение идеи основными средствами сцены. При этом он несколько доработал пьесу, использовав текст повести. Так, в число действующих лиц, кроме Малыша и четырех космонавтов, включены живые роботы, а также фантомы, призраки Тауматы.
Думается, главное содержание произведения А. и Б.Стругацких и пьесы Д.Даниловой коллективу ТЮЗа удалось донести до зрителей. Преодолена первостепенная трудность: завоевано внимание зала. А ведь в нем, как правило, не только старшеклассники, а и ребята из младших классов. Дети внимательно следят за происходящим на сцене, улавливают главную суть его, увлечены красочным зрелищем, которое представили художник, постановщик, заслуженный работник культуры РСФСР Н.Кузнецов, художник по костюмам, заслуженный художник РСФСР М.Фирстова, балетмейстер-хореограф В.Сухов, режиссер по движению В.Шубников и инженер-конструктор П.Мандрусов с помощью музыкального оформления А.Сарыгиной.
Наибольшие сложности выпали, разумеется, на долю исполнителей главной роли Малыша. П.Зырянов и С.Ковырьянов с большой эмоциональной отдачей и психологической точностью показывают душевные мучения мальчика, лишенного простых детских радостей и привязанностей, оказавшегося между двумя противодействующими силами.
Эмоционально насыщенную роль Майи Глумовой исполняют Е.Небольсина и М.Федорова. Их задача - помочь раскрыть трагедию мальчика через природную тягу ребенка к женскому началу, материнскому теплу. Актрисы достигают цели. То же следует сказать и об И.Тюрине, на долю которого выпало воплотить на сцене образ Якова Вандерхузе, а также и об исполнителях роли Попова - С.Исмангулова и В.Слышкова.
Меньшее впечатление оставляет Геннадий Комов (Г.Щекочихин). Недостаточно выявлены главные черты этого персонажа - властность, решимость достигнуть цели любой ценой. Особенно заметно это в развязке спектакля. И тут хочется сделать особое замечание.
Следует сказать, что творческий поиск режиссера, при всех его достижениях, оказался не свободен и от просчетов. Некоторая нечеткость концовки из пьесы перешла в спектакль. Концовка должна яснее, ярче высветить суть конфликта. Это помогло бы полному раскрытию основной идеи произведения в глазах и сердцах ребят и девчонок, наполняющих зал. Так называемый «открытый» финал, не ставящий всех точек над i, очень моден сейчас и зачастую правомерен - он дает возможность поразмыслить, найти ответы самому зрителю. Но в данной ситуации как раз, как нам кажется, необходима завершенность, однозначный ответ. Ведь содержание пьесы и так сложно для детей и подростков, а тут еще некое многоточие в конце спектакля, незавершенность конфликта.
Замечания эти кажутся необходимыми, хотя в целом новую работу нашего ТЮЗа следует оценить как еще одно свидетельство подъема на котором находится этот творческий коллектив.
С.Норильский (Молодой коммунар 19/11/1985)