Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИСТОРИЯ В ДАТАХ
Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

Национальные проекты России

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

МИЛОСТЬЮ БОЖЬЕЙ АКТЕР



Фото МИЛОСТЬЮ БОЖЬЕЙ АКТЕРКак часто, разговаривая с актерами, ловишь себя на мысли о доминирующей роли слова «случайно». Порой даже не верится, что так бывает. И все же... В актерской судьбе Юрия Дмитриевича Ратникова сплошь и рядом «случайно».

 

  Жизнь начиналась так, как и положено ей было начинаться в пятидесятые годы — романтично и обязательно через соприкосновение с трудовыми буднями. Обычный тульский юноша, впитавший славу мастерового тульского человека вместе с воздухом и молоком матери. Куда ему было пойти? Конечно же, на завод. Он менял одну профессию за другой. Потом армия. И однажды случайно с товарищем зашел в Тульский ТЮЗ. Шли репетиции нового спектакля. Вдруг к нему подходит актер Борис Белов. Пригляделся и неожиданно сказал:
  — Ты к нам в театр не хочешь?
  Предложение было столь неожиданным, что воспринималось как шутка. Причем он его услышал не из уст главного режиссера или директора, а от актера.
  - Нет, я не шучу,— уже очень серьезно продолжил Борис Белов.— Ты не уходи. Сейчас с репетиции вызову главного...
  Главный вышел. Что уж там успел наговорить ему Б.Белов, только главный попросил парня подойти часа через два. И через два часа Юрий Дмитриевич Ратников, еще не актер, но уже с заглавной ролью под мышкой вышел из театра, ставшего единственным и постоянным местом работы и по сегодняшний день. «Черпай свое добро от неба, от реки, от клочка бумаги, от проходящего мимо человека»,— говорил Пабло Пикассо. Как удачно сложилось, что проходящий мимо него, человек оказался не только талантливым актером, но и щедрым и чутким душой.
  Вечером он был уже на репетиции. Нет, начал не с нуля. Все же какой-никакой а опыт был — армейская самодеятельность. Конечно, одно с другим несравнимо, однако... Хоть на сцене стоял, хоть в глаза зрителям смотрел — уже хорошо.
  А как он стал студентом Щукинского театрального училища?! Группа тюзовских актеров решила поступить в это замечательное учебное заведение. Одна из партнерш по сцене попросила его подыграть в эпизоде, что Юрий Дмитриевич добросовестно исполнил. И вот сыграли отрывок перед знаменитыми мастерами, поволновались, конечно. Вышли в коридор, ждут результата. Выходит известный режиссер и педагог Борис Захава. Зачитывает список. Пауза. Выразительно смотрит на Ратникова и, к удивлению присутствующих, изрекает:
  — И вы приняты, молодой человек.
  Так, как говорят, без меня меня женили.
  Одна из лучших актрис Тульского ТЮЗа, Галина Ивановна Лукьянова, стала его женой. Это был необыкновенный человек и редкая актриса. Как хорошо, что к шестидесятилетию театра ее творчество будет представлено в нашем театральном музее. Ее отец, комендант Большого Кремлевского дворца, был расстрелян в 1937 году, в пятьдесят четвертом реабилитирован. Мать тоже была репрессирована. Девочка выросла в интернате. Можно представить страдание и горе семьи. А вот не замкнулась. Галина Лукьянова, я верю, была для него своеобразным и богатым духовным миром, живущим рядом. Этот мир влиял на него, молодого актера, помогал обрести себя и не давал привыкнуть к обыденности жизни. А какая тогда была жизнь у актера?
  - Нищенская,— уточнил Юрий Дмитриевич. Это в смысле зарплаты.
  Парадоксальное было время. Нищенские зарплаты, колоссальные нагрузки — и веселый, живущий жаждой творчества актер, считающий за благо для себя каждый день быть занятым в спектакле. В то время ТЮЗ ставил много классики. Юрий Дмитриевич в одном только «Горе от ума» А. Грибоедова сыграл и Молчалина, и Фамусова. Очевидно, тюзовский зритель тех лет запомнил и Паратова в «Бесприданнице» А. Островского. Спектакль «Лучше остаться мертвым» Витмингера пользовался у зрителей колоссальным успехом, на него невозможно было достать билетов — как ни странно звучит это в нынешнее время. Юрий Дмитриевич играл в нем сразу шесть ролей. В спектакле было занято всего три актера. Искусство перевоплощения, дар импровизации, восхитительная органичность — вот что увидел и полюбил зритель в исполнении актера. Очевидно, отсюда и успех, и желание зрителя еще и еще раз попасть на спектакль.
  Сам актер очень любит все роли в спектаклях Розова. А мне, знающей его всего лишь три года, нравятся все его роли в наших спектаклях, даже если сам спектакль не имеет успеха. Больше всего я люблю Юрия Дмитриевича в сказках — здесь так незаменим его теплый и лучистый талант. И я в таких случаях всегда думаю: как замечательно, что этот актер, умеющий заряжать своего зрителя энергией созидания, добром и земной мудростью, как замечательно, что он в детском театре. Мы признали существование экстрасенсов. Но актер, выходящий на сцену,— не есть ли это тоже своеобразный источник энергии? Уверена, не каждый актер обладает способностью отдавать свою энергию зрителю: их единицы. Особенно тех, кто имеет гуманную направленность своего таланта, духовных сил своих. Не представляю, кто бы другой мог сыграть сеньора Помидора в музыкальной сказке Джанни Родари «Приключение Чиполлино». Такой большой, неповоротливый, коварный... и грустно одинокий. А вот его разбойник из сказки «Дикие лебеди» X. Андерсена. Роль маленькая, эпизодическая, но до чего же смешно и весело, как только ввалится в зрительный зал этакий лохматый оборвыш. Каким же хорошим актерским вкусом надо обладать, чтобы репризный номер, полностью сменивший темпоритм спектакля, все же не нарушил его органику, не сбил высокий романтический настрой!
  Епископ Кошон в спектакле Жана Ануйя «Жаворонок» — одна из сложнейших работ за последние годы. Мягкость, интеллигентность, обаяние актера еще сильнее обнажают фундаментальную основу фанатика. Ради идеи он готов уничтожить инакомыслие даже путем физической расправы. Разве подобная одиозность присуща только конкретному персонажу? Меняются лишь мантии, а суть человеческих отношений остается.
  В последней премьере нашего театра — трагедии «Коварство и любовь» Ф. Шиллера Юрий Дмитриевич Ратников играет крохотную роль слуги. Но его выход так запоминается, что под впечатлением этой сцены находишься долго. Выходит старик с оплывшими плечами, потухшим взглядом. Жизнь ему уже в тягость, ибо, внутреннее разрушение сильнее естественного природного инстинкта самосохранения. Его сыновья отправлены на войну. Как, оказывается, духовно близкими могут быть люди из далеких веков нам, современникам. Разве не так чувствовали себя наши соотечественники, детей которых насильственно отправляли в Афганистан?
  Знаю, есть актеры, с легкостью проходящие мимо серьезных общественных проблем. Поэтому с такой же легкостью и порханием они выстраивают свою творческую судьбу. И, откровенно говоря, трудно обвинять кого-либо в наше неустроенное время. И все же жизнь творческого человека — особенная, даже тогда, когда на прилавках наших пустота. Вот мы сидим с ним в его небольшой и не особо благоустроенной по нынешним временам квартире, в старинном доме по улице Тургеневской. Эта улица с тополями по обеим сторонам — его родная. Здесь прошли и детство, и юность. Юрий Дмитриевич обладает даром прекрасного рассказчика. И ожил старый тополь, раскинувший свою могучую крону возле его дома. Это дерево победило злого человека. Самое великолепное — история подсмотрена им в жизни. Тополь мешал злому человеку. Тот срубил его. Тогда тополь раздвоился и стал расти рогатиной. Человек взял пилу, залез на дерево и стал его пилить. Неожиданно ветка под ним обломилась, и он упал. Человек получил увечье, после которого так и не оправился.
  — И зачем только он с деревом воевал? — недоумевали соседи.
  Постичь  свою  природу, наверное, только усвоив эту мудрость, и приходит к человеку спокойная уверенность в своем земном, предназначении. А беден ты или богат, знаменит или нет, счастлив или одинок — это уж как распорядится судьба.

Людмила Вдовцева, завлит Тульского ТЮЗа (Молодой коммунар 19/12/1991)



^ Наверх