Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

Национальные проекты России

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ



Фото МОЛОДАЯ ГВАРДИЯВ Тульском театре юных зрителей репетируют спектакль, к которому подступали уже давно, шли разговоры, обсуждения - та самая работа души, что предшествует репетиционному периоду. Наконец решились. И - началась мистика...

 

  "Молодую гвардию" впервые в СССР поставил в 1947 году именно Тульский ТЮЗ, и вот - возвращение к теме 53 года спустя. Как объяснить такое: памятью прошлого, единством места и помыслов? Случившееся наводит на разные мысли: когда художник-постановщик Сергей Мазанов подготовил проект сценического оформления, он предусмотрел, из-за скудности средств, иные интерьеры и пейзажи заменить слайдами, которые великолепно выполнил Валерий Куприков. Все было готово и утверждено, а потом актриса Зинаида Васильевна Леонтьева, которая в постановке 1947 года играла Улю Громову, принесла пожелтевший номер "Коммунара" за 24.05.47, где премьере посвящен целый разворот и, в частности, говорится, что "художник А. Лукьянов при всей скудности технического материала проявил похвальную изобретательность. В целом ряде случаев он мастерски решил павильонное и пространственное оформление, применив диапроектор". Каково? Стены, что ли, помнят, как ставился в них этот спектакль? А чего стоит "скудность средств" - и в послевоенное время, когда в стране царила разруха, и сегодня, когда День Победы будет праздноваться уже в 55-й раз! Нашествие каких захватчиков мы отражаем сегодня, барахтаясь в нищете? Но греет душу эта вечная связь поколений: журналисты с интересом, как послание из прошлого, читали старую газету, а артистам рассказ о работе их коллег стал настоящей поддержкой: потому что нет равнодушных среди тех, кто слышит о репетициях спектакля, значит - это верный шаг.
  На вопрос, почему именно эта пьеса выбрана для постановки, режиссер Владимир Шинкарев ответил: "Мы много говорим о том, что развенчаны все идеалы прошлого, потому что модно стало все перечеркивать. А ведь те идеалы не были негативными: мальчишки и девчонки шли защищать Родину. Мать. Дом. Почему потом уже война была названа Великой Отечественной? Да потому, что в ней участвовали все - от мала до велика. В газете "Известия" за 22 февраля этого года мы прочли письмо сестры Володи Осьмухина: "А теперь говорят, что "Молодой гвардии" не было". Да было все. Шарахаемся от одного, выбрасываем другое... Много говорилось, что молодогвардейцы защищали коммунистические идеалы, но, как следует из письма в газете, ни у кого не было даже родителей-коммунистов! Что было? Ярость в душе".
  Спектакль зрители увидят только 9 марта, пока же в театре прогон, оживают герои прошлых лет. Про что они расскажут? Про Романтику, Патриотизм, Любовь - все с большой буквы. И еще это рассказ о Достоинстве. Пьесу "Молодая гвардия" специально для тульского театра написал московский драматург Эдуард Федотов, он же автор "Дворянина из Дворянинова". Греет душу, что те шестнадцати-восемнадцатилетние ребята, студенты 3-го курса актерского отделения Тульского областного колледжа культуры и искусства, чувствуют себя в данном материале очень органично: они словно рассказывают про себя, им не чужды эти проблемы, и в этом чувствуется наш российский менталитет.
  Главные герои - не двухмерны, не плакатны, они - живые люди. Любопытно, что сегодняшнее поколение старшеклассников понятия не имеет ни о романе Фадеева, ни о прообразах его героев: чистая страница, что посеешь...
  Олега Кошевого играет Евгений Кашин: роль трудная, тут главное - не переиграть, в фильме Кошевой - резонер, максималист. Но невозможно представить себе этого героя без остервенелости, высшей точки накала.
  Ульяна Громова - Елена Попкова: вся в себе, личность, совпадение образа с сутью актрисы.
  Любка Шевцова - Ольга Баурина: бесшабашная, красивая, заводная.
  С Сергеем Тюлениным была проблема: первоначально эту роль должен был играть Александр Панов, потом он заболел и взяли студента 3-го режиссерского курса Юрия Велина. Кто будет играть на премьере, пока неизвестно.
  Совершенно замечательный Виктор Третьякевич - Борис Бороздин: актер очень нервный, заводной, играет напряженно. Ведь в романе его как бы сделали предателем, но он не предавал, потом его доброе имя было восстановлено. И в пьесе рассказывается, как все это происходило.
  Иван Земнухов - Денис Казаков, хулиганистый парень, впрочем, все они хулиганистые. Но есть трогательные лирические сцены, особенно его объяснение в любви с Клавой Ковалевой, которую играет Светлана Серкова: "Я такой нелепый, меня нельзя полюбить..." - "Да нет же, ты лепый, Ванечка!.."
  Володя Осьмухин - Станислав Емельяненко: лирик от природы, неуловимый мститель с романтическим уклоном. Они все были романтиками, поначалу играли, а потом игра началась другая - со смертельным исходом.
  Кнопка Валя Борц - Анастасия Гирдюк: егоза, такая колкая, такая язвительная, но - обаятельная. И у всех ребят - масса обаяния, обаяния молодости, искренности, чистоты. Они играют в концерте мушкетеров, дерутся на шпагах, танцуют, поют. Как играет на гитаре Николай Сумской - Николай Шрайбер, такой большой, красивый, есть в нем что-то от артиста Бориса Андреева.
  Сложную роль Лены Познышевой, в которую был влюблен Олег Кошевой и с которой у него по разным причинам не сложились отношения, отдали актрисе Наталье Леоновой: там многое надо было додумать, найти, и ей это удалось.
  Брюкнера играет Сергей Афоничев. Играет мощно, убедительно, без карикатурности - умно. В противовес ему идут два образа полицаев. Предатель Фомин - Александр Вешников, просто купается в этой роли: с украинскими песнями, с какой-то вальяжностью, изрядной долей жестокости. Одним словом - обаятельный мерзавец. И уж совершенно откровенный мерзавец Соликовский у Геннадия Бажанова, найдены нужные краски для образа, сиплый голос, одно слово - гаденыш. Есть очень маленькая, но важная роль матери у Ольги Исайкиной. Сцену гибели сына она играет так проникновенно, так убедительно - из глубины души.
  В пьесе Эдуарда Федотова предусмотрен хор, который спрашивает у этих мальчишек, девчонок о мотивах их поступков. Но В. С. Шинкарев заменил его, и теперь на протяжении всего спектакля разговор с юными героями ведут двое старейших актеров театра: Валентина Васильевна Богачева и Иван Сергеевич Тюрин, которые жили в то время и теперь говорят о своей молодости, о той боли, что довелось перенести. И их вопросы адресованы и сегодняшнему юному поколению: какие вы? К чему готовы? Смогут ли зрители ответить на них? Поймут ли, о чем спектакль и по ком звонит колокол, что висит над сценой?

Марина Панфилова (Тульские известия 7/03/2000)

 

Фото МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ
 

 

 

 



^ Наверх