Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИСТОРИЯ В ДАТАХ
Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Instagram

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

РусРегионИнформ

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

НАШ СТАРЫЙ ДОБРЫЙ ТЮЗ



Фото НАШ СТАРЫЙ ДОБРЫЙ ТЮЗ  За 80 лет существования он воспитал на своих постановках множество мальчишек и девчонок, и можно с уверенностью сказать, что в афише этого театра отразилась история страны. Здесь ставились спектакли о коллективизации, индустриализации, Великой Отечественной войне, покорении целинных земель, полете человека в космос…


   Сегодня о ТЮЗе рассказывают два актера, принадлежащих к разным поколениям.
   – Мы с женой, актрисой Еленой Трубициной, почти сорок лет назад приехали в Тулу из Тбилиси, который в прежние времена сравнивали с Парижем, – начал свой рассказ Селимжан Исмангулов. – Я был поражен тем, что в 180 километрах от Москвы расположился такой запущенный город. Это сейчас появляются газоны, скверы, новые здания, а тогда... Но неприятное впечатление сгладилось, как только мы познакомились с коллегами-артистами. Мы словно попали в семью, где все о тебе заботятся, готовы поделиться последним. А потом началась работа в спектаклях, главный режиссер Галина Ивановна Кондрашова ввела меня в «Старшего сына» на роль Васеньки. Лена – актриса характерная – играла в водевилях. Творчество так увлекло нас обоих, что вскоре тихая, неяркая Тула стала родным городом, а ТЮЗ – домом.
   – А я в театр попал благодаря Геннадию Вячеславовичу Бажанову, который тогда  здесь работал. Он организовал в моем родном поселке Рождественском студию «Око» и стал водить нас, своих учеников, на спектакли, – вступил в беседу Максим Авдеев. – Мое детство пришлось на девяностые годы, с классом мы ни на какие экскурсии не выезжали, как сегодняшние школьники. Зато поездка в Тулу на спектакль становилась настоящим событием, что и определило мою судьбу. После окончания школы я поступил в колледж культуры и искусства, потом, придя в ТЮЗ, учился у коллег – восхищался и восхищаюсь ими постоянно. Представьте только, наша легенда Зинаида Леонтьева пришла сюда еще до войны: играла в госпиталях, ездила с агитбригадами, затем получила роль Ульяны Громовой. Впервые в СССР «Молодая гвардия» ставилась именно на нашей сцене, и на премьере присутствовал сам Александр Фадеев. Зинвасильна, как ее все зовут, до сих пор занята: выходит Барыней в «Грозе»…  Может быть, в чьем-то понимании наши спектакли – несерьезная драматургия, без должной глубины и сверхзадач. Но для сегодняшних детей, которые растут на Интернете и телемультиках, тюзовские сказки – как путевка в мир взрослого театра, который они откроют для себя в дальнейшем. Это пока они на «елочках» радуются Деду Морозу и рассказывают ему о сокровенном...
  Актеры называли имена коллег, а также художников и режиссеров – тех, с кем довелось работать и о ком только слышали, кто вписал свою строку в биографию ТЮЗа. Это Юрий Ратников, Анатолий Катков, Вячеслав Невинный, Эмиль Капелюш, Георгий Эрнст, Николай Маршак, Александр Литкенс, директор Борис Карцев, возглавлявший театр целых тридцать лет…
  И конечно, рассказчики травили театральные байки, которые передаются в этих стенах от поколения к поколению. Исмангулов вспомнил, как в спектакле «Нахаленок», поставленном режиссером Владимиром Богатыревым по рассказу Михаила Шолохова, играл Николая Кошевого и решил «расколоть» – то есть рассмешить на сцене одного из коллег, Владимира Андреева,  исполнявшего роль деда. И вместо реплики: «Дед, запрягай лошадь, повезем на погост порубанных коммунистов…» выдал: «Дед, дай коня – покататься…» За кулисами начался  хохот, «дед» отвернулся, а плечи его содрогались. Вспоминали, как Ратников, Синьор Помидор, точнее – порядком раскисший томат в «Чиполлино», к восторгу маленьких зрителей всячески импровизировал со словом «муниципалитет». А Петр Зырянов, изображавший Царя-батюшку в очередной русской сказке, наклеил на грудь «растительность», как у шимпанзе, и его партнеры, увидев шерсть в разрезе кружевной ночной рубахи, умирали со смеху…
  Но самые веселые спектакли ТЮЗа –  капустники, что играются для взрослой публики после окончания детских утренников. Сценарии пишутся и воплощаются в жизнь буквально всем театром: и актеры, и работники цехов, и даже бухгалтерии, сочиняют кто во что горазд, а потом с удовольствием воплощают это  в жизнь. Главный «капустных дел мастер» – звукорежиссер Игорь Алешин, а на подхвате у него молодежь: Денис Ляпин, Ярославна Шинкарева, Наталья Семкина. Такого насоздают-наваяют, что худрук Владимир Шинкарев только головой качает, но – не вмешивается: творчество не терпит несвободы. Здесь всегда, во все времена жил веселый дух розыгрыша, сегодняшняя молодежь словно переняла эстафету от легендарной «Бригады ША» – артистов Петра Зырянова, Рината Кондаева, Сергея Шашкова, а те в свою очередь были преемниками других поколений лицедеев-затейников. Тем и славен ТЮЗ, оттого и тепло здесь зрителям, что царит уже восемь десятков лет в его прочных стенах атмосфера добра, любви и веры в чудо.


Марина ПАНФИЛОВА.Фото Елены КУЗНЕЦОВОЙ (Тульские Известия 9/11/2011)



^ Наверх