Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИСТОРИЯ В ДАТАХ
Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

Национальные проекты России

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

НЕ КОПИРОВАТЬ, А БЫТЬ...



Фото НЕ КОПИРОВАТЬ, А БЫТЬ...  Сначала возникла музыка. Неземные ее звуки рождались вне ограниченного пространства. Они были всюду — лились сверху, просачивались сквозь толщу здания. Еще ничего не было понятно, но музыка уже была владычицей, она завладела воображением. Через несколько мгновений она вдруг сама напомнила о наших извечных житейских страданиях. И только спустя некоторое время на сцене появились актеры.

  Я удивилась и обрадовалась — еще никогда в спектаклях нашего театра не испытывала на себе такого мощного и тонкого эмоционального настроя, когда музыка сама становится театральным действием, создавая определенную атмосферу. Так начинался спектакль «Жаворонок» по пьесе Жана Ануйя, музыку к которому подобрал наш актер Игорь Небольсин. Скорее, мне бы хотелось сказать, он сочинил оригинальную музыкальную композицию со своей темой основных драматических коллизий. Так проникновенно и изящно звучала она в каждом моменте своего возникновения. И успех «Жаворонка» Игорь по праву разделил с постановщиками спектакля.


Игорь Небольсин. - Увлечение музыкой началось еще в институте. По сравнению с другими меломанами коллекция у меня небольшая. Хотелось бы ее расширить, почему я решил взять к «Жаворонку» музыку И. Баха?
  В «Жаворонке» темы извечные — наше человеческое бытие в преломлении определенных обстоятельств: исторических, общественных, личных. Конфликт Жанны д'Арк вечен, как вечно само движение жизни, движение духа. Это конфликт космического масштаба. Борьба доброго и злого в самом человеке, в общественных системах и в природе — это было всегда, только в зависимости от многих причин выражалось с разной силой.


  В спектакле «Жаворонок» по пьесе французского драматурга Жана Ануйя актер играл роль Варвика. Всегда, безусловно, интригует внешнее преображение актера — вдруг откуда-то новая походка, незнакомые жесты. Но эти внешние приспособления по-настоящему интересны только тогда, когда перед тобой откроется чужой внутренний мир во всем многообразии своих ценностей. Граф Варвик для Игоря Небольсина прежде всего политик. Но не только. Он не чужд утонченности, милосердия и джентльменской галантности. Как изящно роняет он розу перед лицом уставшей, измученной неравной борьбой Жанной д'Арк. Жест внимания великолепен. Но как точен и циничен был он в этой борьбе, продуманной им до мелочей и исполненной вдохновенно и методично. Да, его призвание — политика. И у него, как и у Жанны, тоже есть свой «голос». Он слышит и подчиняется только ему. Жанна д'Арк — сама поэзия земной жизни. А поэзия всегда стремится парить над миром. Граф Варвик — стратег и тактик земного существования, хранитель порядка, установленного тоже богом. Поэзии не дано права изменить жесткую конструкцию жизни. Миром правит политика. И маленький человек никогда не может вторгаться в ее пределы.
  Наверное, можно было бы резче обнажить мир Варвика. Но у Игоря Небольсина есть редкий талант — обаяние и деликатность души, что весьма высоко ценится в интеллектуальной аудитории. Тем активнее зрителю необходимо подключиться к труднейшему поединку, за словами улавливать ту тончайшую нить, которая ведет к поступку. А поступки Варвика не откровенно жестоки, а обаятельно лиричны.
  К спектаклю «Маленькие женщины» по пьесе Я. Гловацкого Игорь также сочинил музыкальное оформление. Здесь уже совершенно иной язык, но снова подтвердилась его особенность — музыка не иллюстрирует, а активно развивает действие. В «Маленьких женщинах» Игорь тоже был занят и как актер. Внешне его герой импозантен, довольно современен. Правда, Кинорежиссер несколько суетлив, любит громко отдавать распоряжения. Однако большого греха тут нет, скорее издержки профессии. Цель, которую он преследует -  благородна: рассказать миру правду о колонии для несовершеннолетних преступниц. Мы все ему прощаем, лишь бы разобрался во всей запутанной ситуации, может быть, и помог бы другим не оступиться. Он даже нам нравится искренней заинтересованностью и порой завидным терпением. Но вот одна из «актрис» заупрямилась. И его «дело» поставлено под угрозу. Задумка трещит по швам, значит, фильм не состоится. Он сам попадает в экстремальную ситуацию. И идет на сговор. Симпатичный молодой человек обнаруживает полное отсутствие собственных нравственных ориентиров. Ради своей цели он пойдет на все. Для чего же он здесь суетится? Очевидно, всего лишь ради модной темы. В конечном счете, он сам пробудил в юных преступницах стадные инстинкты и способствовал еще одному преступлению, быть может, самому жестокому — глумлению над себе подобным и доведению юной Замарашки до самоубийства.

  Третья работа Игоря в области музыкального оформительства — музыкальный вестерн «Гостиница для путешествующих в прекрасное» по пьесе С. Козлова. Заразительные ритмы, музыкальная насыщенность — увлекательно искать новые краски в совершенно разных драматических жанрах. К тому же впервые на правах автора актер испытал себя и как постановщик боев на сцене. И ранее ему приходилось доводить до кондиции сцены схваток и поединков, поставленных приглашенными специалистами. А вот в «Гостинице...».
  Игорь Небольсин. - Когда репетировали «Возвращение» по пьесе В. Розова, для постановки сцен рукопашного боя был приглашен педагог из ГИТИСа В.Пивоваров. Заметив мою склонность к работе такого плана, он порекомендовал меня в лабораторию по пластике и сцендвижению Союза театральных деятелей РСФСР. Я буду заниматься под руководством известного мастера А.Немировского. Очень важно обрести свой почерк, чтобы не копировать чужое, а создавать свое. Сейчас худсовет решает, будем ли мы ставить драму Ф.Шиллера «Коварство и любовь». Какие возможности для постановки сцен — холодное оружие, традиции классики... Если повезет, конечно. Но сколько «если» должно совместиться...


  Не копировать, а быть. Как я поняла, это его «заниматься режиссурой». Образование - право ставить спектакли. Игорь закончил Тамбовский филиал Воронежского института культуры, отделение режиссуры.
  Игорь Небольсин. - У меня были хорошие педагоги. Я усвоил несколько истин. Первое — нельзя браться за режиссуру, если не уверен, что каждый спектакль сделаешь авторским, самобытным. Второе — режиссеру необходимо забыть о себе во имя актера. Ненависть к актеру, неприязнь к нему рано или поздно приведут к собственной трагедии. Кажется таким естественным обрушить на актера свои неудачи, обвинить его во всех смертных грехах. Ну, со вторым я как-нибудь бы справился. А с первым — у меня большие сомнения. Режиссура — трудная и достаточно редкая профессия. Я для себя сделал выбор и ностальгией не страдаю.


  Ну что ж. Каждому свое. Актер молод, сыграно уже достаточно ролей. И почти в каждой новой пьесе для него находится место. Будь то главная роль, будь эпизодическая. Из них много и сказочных. Не надоело?
  Игорь Небольсин. - Нет. Правда, однажды появилось опасение за репертуар. Годы идут, а играем не всегда качественный материал. Но сейчас подобных опасений у меня нет. Мы играем Ануйя, Пушкина, Гловацкого, Андерсена... Такому репертуару другой театр может только позавидовать.


  Из ранее сыгранного успех сопутствовал роли Кирилла в драме «Игра в фанты» по пьесе молодого сибирского драматурга Н.Коляды. Современный фарцовщик, покупающий и продающий не только вещи, но и души своих приятелей. Проблема современнейшая. Но мне показалось, Игорь не особенно глубоко вник в суть характера, да и проблемы в общем. На то были свои причины. Я поделилась с ним своими опасениями. Конечно, критика не всегда приятна, но Игорь, не утратив своей деликатности, был внимателен и терпелив.
  Однажды на творческой встрече в сельской школе ребята окружили наших актеров и у каждого взяли автограф. Я подумала, как не избалованы они подобным броским доказательством популярности. А как приятны актерам и цветы, и аплодисменты, и толпы поклонников. Наш маленький зритель слишком мал, чтобы его восторги кто-то серьезно принимал в расчет.   Подростком он начинает критически переосмысливать увиденное и услышанное. А старшеклассника увлекает познание нового. Закрепление актерского успеха эфемерно и вряд ли возможно. Не появляются ли на этой почве комплексы?


Игорь Небольсин. - Главное — стать мастером. И тогда зритель любого возраста почувствует класс актерской игры. Он увлечен театром, его увлекает актер. Неподдельное внимание я вижу в аудитории разного возраста. Актеру ТЮЗа просто необходимо сохранить внутреннюю пластичность, подвижность души. И тогда симпатии зрительного зала — и восторг, и обожание, и состояние единомыслия — всегда будут с тобой.


  ...Вспоминаю нашу первую встречу. За кулисами, готовясь к выходу на сцену, стоял обаятельный молодой десантник — актер Игорь Небольсин. Я подумала, парень недавно из армии. Так ладно сидела на нем военная форма, так строен и подтянут он был и внутренне собран. А еще отметила чувство собственного достоинства. Он с интересом посмотрел на нового человека и доброжелательно улыбнулся.

Людмила Вдовцева, завлит. Тульского ТЮЗа (Молодой Коммунар 25/04/1991)



^ Наверх