Печать
Версия для слабовидящих Авторизация
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

Мы в соцсетях

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Instagram

Tik Tok

ФОТОАЛЬБОМ
Наши партнеры

Детский клуб буракова Культура малой Родины Золушка Молодой коммунар

Новости региона

ГОСУСЛУГИ

Национальные проекты России

РегионыРоссии

Культурный навигатор

Официальный интернет портал правовой информации

Работа в России

Горячая линия Федерального агенства по делам национальностей

Памятные даты военной истории

Культура РФ

Гранты России

НЕ СОШЕДШАЯ С ПЬЕДЕСТАЛА



Фото НЕ СОШЕДШАЯ С ПЬЕДЕСТАЛА3 октября свое 80-летие отметила Зинаида Васильевна Леонтьева, заслуженный работник культуры известная актриса Тульского ТЮЗа, отдавшая его сцене более полувека.

 

  С ее именем связана целая эпоха в жизни города, театрального искусства. Безвозвратно ушедшая эпоха старой актерской школы и большой человеческой порядочности. 10 лет назад Леонтьева ушла со сцены, так и оставшись для немногих туляков первой и единственной "примой" Театра юного зрителя.
  - Я не жалею, что ушла из театра, - предвосхищает мой вопрос Зинаида Васильевна, - нужно уметь уйти вовремя. С нынешним репертуаром мне бы нечего было в ТЮЗе делать. Ведь я привыкла играть классику.
  - Но я слышала, будто бы не так давно была идея поставить в ТЮЗе спектакль с вашим участием?
  - Да, два года назад собирались ставить "Бульварный роман", спектакль на двоих. Я должна была играть в паре с Катковым. Но за несколько дней до начала репетиций упала и сломала ногу, да так, что почти год не ходила. Снова встать на ноги стоило больших усилий, в первое время все приходилось делать через боль. Спектакль так и не состоялся. Еще была идея у Тульского отделения СТД поставить "Соло для часов с боем" специально для актеров-пенсионеров. Но тоже как-то не получилось.
  - Зинаида Васильевна, с течением времени многое переосмысливается, переоценивается. Какая из ваших ролей вам особенно дорога сегодня?
  - Я всегда любила играть разные роли. Бралась за все, играла очень много. Все амплуа прошла от инженю-травести до основной героини.
  Например, в "Горе от ума" сначала играла Софью, затем Наталью Дмитриевну и, наконец, княгиню Тугоуховскую. В последние годы я вообще перешла на характерные роли.
  Какая из них самая-самая? Трудно ответить. Особо памятна для меня по-прежнему Ульяна Громова, ведь мы в ТЮЗе первыми в стране поставили "Молодую гвардию", и я была самой первой исполнительницей этой роли.
  - С чего для нас начинался театр? Вы помните свои самые первые театральные впечатления?
  - Это была "Синяя птица" во МХАТе, мы тогда жили в Москве. После спектакля я сказала : "Буду плясать русские пляски на театре". Тогда, рассказывали, эти мои слова всех рассмешили.
  Все детство я просто болела сценой. Мы переехали в Тулу, и мама устроилась кассиром в театре. Так мы по вечерам бегали с младшей, сестрой тайком смотреть спектакли. Обычно нас пускали на балкон. А потом дома мы играли на свой лад то, что увидели. Я обычно исполняла мужские роли - Фигаро, Ромео...
  А как мы в юности с ума сходили по популярнейшим тогда тульским артистам - Листову, Дементьеву! Весь город носил значки с их изображением.
  В 37-м я поступила в студию при драмтеатре. Одна из первых моих ролей - Абигайль в "Стакане воды". Я тогда была удивлена и польщена, что мне, совсем еще неопытной, доверили такой непростой образ.
  В 40-м уехала работать в Ярославский ТЮЗ. Там с роли Лисы в "Красной шапочке" в мою сценическую жизнь впервые вошли сказки. Любила играть в них, столько возможности для фантазии, ведь в принципе любая сказка - это притча.
  - В Ярославле и застала вас война?
  - Да, мы были тогда на гастролях в Рыбинске Ярославской области. Когда театр закрыли, я стала пробираться в Тулу, где жила моя мама.
Фото НЕ СОШЕДШАЯ С ПЬЕДЕСТАЛА  В 42-м, когда обстановка в Туле стала улучшаться, я поехала в столицу на театральную биржу. По иронии судьбы или счастливому совпадению тогда как раз набирали актеров для театра драмы в Туле. Взяли и меня. Но потом оказалось, что для работы в Драме уже прислали труппу одного из московских театров. А нас всем составом сделали труппой ТЮЗа.
  - И с тех пор вы не изменяли его сцене? Не было желания попробовать свои силы в другом театре, в другом городе?
  - В конце 50-х я уезжала на несколько лет. Вместе с мужем, режиссером Петром Николаевичем Дюмоном, работала в Чите, Томске. Но потом вернулась домой. Так складывались семейные обстоятельства, да и в ТЮЗе мне предложили работу, от которой было просто невозможно отказаться.
  - А были роли, о которых мечталось, но так и не пришлось сыграть?
  - Таких ролей немало, как, наверное, у каждой актрисы. Одна из них - Диана в "Собаке на сене". Всю жизнь мечтала о ней.
  - До сих пор нередко можно услышать о старой актерской школе, которая уже стала историей. На мой взгляд, вы, как мало кто другой, служите ее олицетворением. Что вы сами вкладываете в это понятие?
  - Старая актерская школа - это и тщательно наложенный грим, и умение носить костюмы (я всегда намного уютнее на сцене чувствовала себя в длинных, пышных платьях), и манера двигаться, говорить. Но главное - в стиле жизни.
  К примеру, в Томске директор театра нанял для нас с мужем уборщицу ежедневно нам привозили продукты и все необходимое. Правда, потом вычитали за такие услуги из зарплаты. Но отказаться от них было невозможно. Потому что театру были нужны не кухарки, а актрисы.
  Театр - это особый пьедестал, что-то священное. И мы, артисты, должны всегда оставаться на высоте. Надо держать свою марку. Сцена обязывает к определенному стилю жизни. Сегодня об этом, к сожалению, все позабыли.
  Не могу, к примеру, привыкнуть к тому, что актеры снимаются в рекламе. На некоторых просто противно смотреть.
  - Поделитесь, пожалуйста, с нашими читателями секретом вашего жизнелюбия и оптимизма. Что помогает вам жить?
  - Мой главный принцип - ко всему относиться с юмором. Это очень помогало мне в жизни.
  Знаете, у меня дома запрещено говорить о пенсиях и болезнях. У меня есть дочь, шестеро внуков и два правнука, которые зовут меня Зиной. И никаких "бабушек". Стараюсь больше бывать у них в Москве. Тогда и о плохом думать некогда.
  Иногда чье-то участие, внимание приносят столько радости. Вот в прошлый Новый год мы с сестрой ехали в переполненном трамвае. Вдруг кто-то протягивает мне кулек конфет и поздравительную открытку. Представляете, узнали. Спустя столько лет, в трамвайной полутьме. Эта женщина, наверное, подростком в 50-60-е годы приходила в ТЮЗ на мои спектакли. Наш театр был тогда безумно популярным. Лишний билетик спрашивали от оружейного завода...
  Такой вот эпизод приятный. Это тоже помогает жить.
  - Зинаида Васильевна, мы присоединяемся ко всем прозвучавшим уже поздравлениям! Здоровья вам, долголетия и, конечно, оптимизма!

Нина Васильева (Тула вечерняя 5/10/1999)



^ Наверх